Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконфернц-связи поданную 26 марта 2022 года кассационную жалобу Чумакова Валерия Юрьевича на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 9 февраля 2022 года по административному делу N 2а- 1623/2021 по административному исковому заявлению Кузьмина Григория Ивановича к администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконными муниципальных актов на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя Чумакова В.Ю. по доверенности Алексеева Б.В, возражения представителя Кузьмина Г.И. по доверенности Быкова А.В. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузьмин Г.И. (далее административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Администрация, административный ответчик) с вышеназванными требованиями.
В обосновании заявленных требований административным истцом указано, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 750 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская "адрес", который граничит с земельным участком, принадлежащим на праве собственности Чумакову В.Ю, с кадастровым номером N и общей площадью 750 кв.м, расположенным по адресу: "адрес", при этом на этом земельном участке также в собственности последнего находится жилой дом с кадастровым номером N и обшей площадью 332, 4 кв.м.
В ходе проведенного кадастровым инженером ИП К.А.В. технического обследования земельного участка с кадастровым номером N установлено, что фактическая смежная граница между земельными участками с кадастровыми номерами N и N имеет незначительное отклонение от существующей части границы согласно ЕГРН со смещением данной границы в строну принадлежащего истцу земельного участка, а также то, что указанный выше жилой дом с кадастровым номером N построен Чумаковым В.Ю. с одной стороны на расстоянии 85 см от существующей части границы согласно ЕГРН, а с другой - на расстоянии 86 см, также на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером N возводится пристрой к данному жилому дому на расстоянии 165 см от смежной границы.
Административным истцом в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики к Чумакову В.Ю. подан гражданский иск о частичном сносе жилого дома и незавершенного строительством пристроя к жилому дому (гражданское дело N 2-1364/2021), поскольку Чумаковым В.Ю. при строительстве данных сооружений не были соблюдены предельные параметры разрешенного строительства. При рассмотрении названного дела установлено, что 16 июля 2020 года Администрацией вынесено постановление от 16 июля 2020 года N 68 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства", а 4 сентября 2020 года выдано уведомление N 21- 21516310- 21-2020 о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Административный истец с этими решениями не согласен. Указывает, что он не был извещен о проведении публичных слушаний по вопросу выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по ул. Пригородная, д. 2 "а" д. Чергаши Чебоксарского района Чувашской Республики в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с юго-западной стороны с 3 м на 1 м, с юго-восточной стороны - с 3 м до 1 м, с северной стороны - с 3 м до 1 м, что лишило его возможности представлять предметные возражения по обсуждаемому вопросу. Данное обстоятельство, по мнению административного истца, представляет собой нарушение положений пункта 8 статьи 32 Правил, пункта 3.1.4 административного регламента, а также части 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Также полагает, что с учетом того, что минимальный отступ от границ земельного участка с юго-западной стороны уменьшается с 3 м на 1 м, с юго-восточной стороны - с 3 м до 1 м, с северной стороны - с 3 м до 1 м, то административному ответчику надлежало проверить соблюдение Чумаковым В.Ю. допустимости соблюдения при таком отступе архитектурных требований, требований безопасности: экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, иных требований безопасности, определяемых техническими регламентами, для чего необходимо было поставить вопрос о предоставлении соответствующих разъяснений от соответствующих ведомств, чего административным ответчиком сделано не было. В результате уменьшения предусмотренного законом минимального отступа, нарушены права Кузьмина Г.И. как собственника земельного участка.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 октября 2021 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 9 февраля 2022 года без изменения, административные исковые требования Кузьмина Г.И. удовлетворены. Постановление Администрации от 16 июля 2020 года N 68 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства"; уведомление администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 4 сентября 2020 года N 21-21516310-21-2020 о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности признаны незаконными.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо Чумаков В.Ю. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, нарушающими его права и интересы как гражданина. В обоснование поданной кассационной жалобы ее автор, повторяя доводы апелляционной жалобы, считает, что административным истцом не представлены доказательства того, что принятые административным ответчиком оспариваемые постановление и уведомление привели к негативным последствиям для Кузьмина Г.И.
Чумаков В.Ю. обращает внимание на то, что судами не был учтен его довод, касающийся расстояния постройки от границы его земельного участка. Суды установили, что его жилой дом построен на расстоянии 85-86 см от границы его земельного участка, однако в материалы дела не представлено каких-либо доказательств возведения дома на расстоянии менее 1 метра, кроме указания на это в исковом заявлении.
Также Чумаков В.Ю. считает, что суды пришли к ошибочным выводам о соблюдении административным истцом срока обращения в суд.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Разрешая административный спор и удовлетворяя административные исковые требования Кузьмина Г.И, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в заключение по итогам публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, а также оспариваемое постановление (решение) не содержат оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые позволяли бы разрешить Чумакову В.Ю. отклониться от предельных параметров строительства. Оспариваемым постановлением Администрации нарушаются права и интересы административного истца как смежного землепользователя, в сторону которого произошло уменьшение минимального отступа расположения вышеуказанного жилого дома Чумакова В.Ю, от границ земельного участка административного истца.
Судебная коллегия находит выводы судов обеих инстанций о незаконности постановления и уведомления Администрации отвечающими требованиям норм права, регулирующего спорные отношения, обоснованными.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики, которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 данного Кодекса, с учетом положений статьи 39 названного Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 поименованной статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения (пункт 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения: на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно, к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Кузьмин Г.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 750 кв.м, категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Заинтересованное лицо Чумаков В.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 750 кв.м, категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Чумакову В.Ю. на праве собственности принадлежит также жилой дом общей площадью 332, 40 кв.м, с кадастровым номером N, 2020 года постройки, расположенный на земельном участке по вышеуказанному адресу.
28 мая 2020 года Чумаков В.Ю. обратился в администрацию Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с юго-западной стороны с 3 м на 1 м, с юго-восточной стороны - с 3 м до 1м, с северной стороны - с 3 м до 0 м.
Постановлением главы Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района от 1 июня 2020 года N 7 "О назначении публичных слушаний по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" назначены публичные слушания по рассмотрению вопроса по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в связи со строительством индивидуального жилого дома с отклонениями от предельных параметров, на 2 июля 2020 года в 17 часов 10 минут в здании администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района.
Постановление опубликовано, в районной газете "ТаванЕн", размещено на официальном портале Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района в сети "Интернет" (1 июня 2020).
Согласно заключению о результатах публичных слушаний от 1 июля 2020 года, опубликованному в газете "Ведомости Чебоксарского района", в ходе публичных слушаний вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства - индивидуального дома, поддержан, участниками публичных слушаний. Публичные слушания признаны состоявшимися.
Постановлением главы Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района от 16 июля 2020 года N 68 Чумакову В.Ю. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного, строительства объекта капитального строительства - строительства индивидуального жилого дома, в границах земельного участка с кадастровым номером N в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с юго-западной стороны с 3 м на 1 м, с юго-восточной стороны с 3 м до 1 м, с северной стороны с 3 м до 1 м.
Постановление опубликовано в средствах массовой информации и на официальном портале Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района в сети "Интернет".
4 сентября 2020 года Чумакову В.Ю. выдано уведомление N 21- 21516310-21-2020 о соответствии построенного индивидуального жилого дома с кадастровым номером N.
Согласно Правилам землепользования и застройки Лапсарского сельского поселения минимальные и максимальные размеры участков для индивидуального жилищного строительства составляют 500 и 1500 кв.м, соответственно, земельные участки административного истца и заинтересованного лица находятся в территориальной зоне Ж-1, минимальный размер для отступа от границ земельных участков составляет 3 метра.
Из вышеуказанного следует, что принадлежащий Чумакову В.Ю. земельный участок не меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков данного муниципального образования. Следовательно, обращаясь с заявлением в Администрацию данное лицо было обязано доказать, а орган местного самоуправления проверить наличие иных оснований, приведенных в части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, неблагоприятных для застройки.
Между тем, как правильно установлено судами, названные основания отсутствуют как в заявлении Чумакова В.Ю, так и в протоколе публичных слушаний, заключении о результатах их проведения, так и в постановлении Администрации от 16 июля 2020 года N 68. Причины, которые бы исключали осуществить Чумакову В.Ю. строительство соблюдением соответствующих параметров, установленных градостроительным регламентом, Администрацией не выяснены.
Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, несмотря на то, что относят разрешение вопросов на отклонении от предельных параметров разрешенного строительства к полномочиям исполнительного органа местного самоуправления, исключают возможности произвольного принятия указанными органами соответствующих решений (часть 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Данные требования закона, как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, Администрацией при рассмотрении заявления Чумакова В.Ю. не соблюдены, что безусловно повлекло нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, являющегося собственником смежного земельного участка.
Кроме этого, как установлено судами, в ходе проведенных публичных слушаний общественностью дано положительное заключение о предоставлении Чумакову В.Ю. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства - строительство индивидуального жилого дома в границах земельного участка с кадастровым номером N по "адрес", "адрес" "адрес" в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером N с 3 м до 0, 8 м, от границ земельного участка с кадастровым номером N с 3 м до 1, 6 м.
В свою очередь оспариваемое постановление Администрации от 16 июля 2020 года N 68 содержит разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства - строительства индивидуального жилого дома в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с юго-западной стороны с 3 м на 1 м, с юго-восточной стороны с 3 м до 1 м, с северной стороны с 3 м. на 1 м. То есть его содержание не соответствует заключению, составленному по результатам публичных слушаний.
Также судами установлено, что индивидуальный жилой дом заинтересованного лица Чумакова В.Ю. фактически построен на расстоянии 85-86 см от границы его земельного участка, что не оспаривалось заинтересованным лицом Чумаковом В.Ю. и административным ответчиком.
Следовательно, фактическое расположение объекта недвижимости не соответствует предельным параметрам, установленным, в том числе, постановлением Администрации от 16 июля 2020 года N 68.
Так, согласно пункту 1 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным поименованным Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных
объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 20 названной статьи уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следует, если параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 данной статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным этим Кодексом, другими федеральными законами.
При таких обстоятельствах, несоответствие построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а также постановлению Администрации от 16 июля 2020 года N 68 исключало возможность выдачи административным ответчиком заинтересованному лицу Чумакову В.Ю. уведомления от 4 сентября 2020 года N 21-21516310-21-2020 о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В этой связи у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали приведённые в части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условия для отказа в удовлетворении административного иска Кузьмина Г.И.
Отвергая доводы Чумакова В.Ю. о пропуске административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением, судами верно указано, что о нарушении своих прав административному истцу стало известно 3 сентября 2021 года, а в суд он обратился 9 сентября 2021 года, то есть с соблюдением установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, обеспечены точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением положений, регулирующих спорное правоотношение и подлежащих применению в настоящем деле.
Учитывая, что доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены этими судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чумакова Валерия Юрьевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 мая 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.