Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Сказочкина В.Н, судей Кувшинова В.Е, Алексеева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 30 марта 2022 года кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на определение Верховного cуда Республики Татарстан от 22 февраля 2022 года по административному делу N по административному исковому заявлению Скугорова Сергея Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании действий, обязании восстановить нарушенное право.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинова В.Е, объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО11, поддержавшей кассационную жалобу, объяснения Скугорова С.А, отклонившего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Скугоров Сергей Александрович (далее - Скугоров С.А.) обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании действий, обязании восстановить нарушенное право.
В обосновании административного искового заявления указано, что Скугоров С.А, действуя во исполнение завещания, оставленного его бабушкой ФИО12, обратился к руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО13 с заявлением от 11 декабря 2019 года N о предоставлении информации, а именно: выдаче копии ответа Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань от 18 сентября 2017 года N по земельному участку с кадастровым номером N, однако получил письменный отказ от 26 декабря 2019 года N в соответствии с пунктом 15 статьи 62 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В связи с вышеизложенным административный истец полагал, что данными действиями должностного лица были нарушены права административного истца и его законные интересы.
Решением Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Татарстан от 2 октября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Скугорова С.А. отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 5 мая 2021 года вынесенные по делу судебные акты отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан.
При новом рассмотрении дела определением Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года производство по административному исковому заявлению Скугорова С.А. прекращено.
Определением Верховного cуда Республики Татарстан от 22 февраля 2022 года определение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года отменено, административное дело направлено в Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан для рассмотрения по существу.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит определение Верховного cуда Республики Татарстан от 22 февраля 2022 года отменить, оставить в силе определение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года.
В обоснование указывает, что при новом рассмотрении судом первой инстанции был сделан запрос в Управление Росреестра по Республике Татарстан о предоставлении копии письма Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 сентября 2017 года N. Указанное письмо в последующем было получено Скугоровым С.А. путем ознакомления с делом с фотофиксацией. Таким образом, предмет спора отсутствует, права и законные интересы Скугорова С.А. не затрагиваются. В данном случае суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в соответствии со статьями 194, 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушений такого характера судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного административного дела не допущено.
В соответствии со статьей 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частями 5, 6 статьи 39, частями 6, 7 статьи 40, частями 1, 2 статьи 194 настоящего Кодекса.
Перечень оснований для прекращения производства по административному делу установлен частями 1, 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец ознакомился со спорным письмом должностного лица административного органа, следовательно, действия административного ответчика, выраженные в отказе в предоставлении информации, перестали затрагивать права административного истца.
Отменяя определение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что административный истец с учетом заявленных им уточнений просил суд первой инстанции признать незаконными действия сотрудников Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, заместителя руководителя ФИО14, а именно: отказ в предоставлении информации - ответа Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань, вход. N от 18 сентября 2017 года; выдать надлежащим образом заверенную копию указанного ответа. Материалы дела не содержат сведений о направлении надлежащим образом заверенной копии указанного письма административному истцу либо мотивированного отказа административного ответчика от направления этого документа. Судом первой инстанции остался не рассмотренным вопрос о законности отказа административному истцу в предоставлении информации - ответа Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань, вход. N от 18 сентября 2017 года. Ссылки суда первой инстанции на обстоятельства, связанные с приобщением спорного документа к материалам дела и ознакомлением с ним административного истца, а также фотофиксацией документа, в данном случае не имеют правого значения, поскольку в нарушение процессуального закона суд не проверил на соответствие закону или иному нормативному правовому акту действия государственного органа, должностного лица, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов Скугорова С.А, чем лишил его судебной защиты.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что судом первой инстанции при прекращении производства по делу допущены существенные нарушения норм процессуального права, повлекшие принятие незаконного судебного постановления, без отмены которого невозможно восстановление и защита прав и законных интересов участников судебного разбирательства.
Данный вывод суда апелляционной инстанции является правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что поводом для обращения Скугорова С.А. в суд явилось нарушение установленного Конституцией Российской Федерации (статья 29) и Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" права заявителя на получение информации от государственного органа - Управления Росреестра по Республике Татарстан.
В силу положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - относится информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну (статья 5).
Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается способами, указанными в законе, в том числе путем предоставления пользователям информацией по их запросу о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (статья 6).
Пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен; обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации (статья 8).
Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд (статья 23).
В силу положений пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регламентировано производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
При таких данных применительно к положениям статьи 328 Кодекса административного судопроизводства, суд апелляционной инстанций сделал правильный вывод о том, что суд первой инстанции при прекращении производства по делу не рассмотрел вопрос о законности отказа административному истцу в предоставлении информации - ответа Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань, вход. N от 18 сентября 2017 года, чем допустил существенные нарушения норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Скугорова С.А.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности определение суда апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит, сводится к повторению позиции, заявленной при рассмотрении административного дела, которой судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств определение суда апелляционной инстанции следует признать законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение Верховного cуда Республики Татарстан от 22 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 25 мая 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.