Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Кувшинова В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 13 апреля 2022 года кассационную жалобу Галиуллина Л.Р. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2022 года по административному делу N 2а-6785/2021 по административному исковому заявлению Галиуллина Л.Р. к призывной комиссии по городу Стерлитамаку Республики Башкортостан, военному комиссариату города Стерлитамак и Стерлитамакского района Республики Башкортостан, ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан", администрации городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить альтернативную гражданскую службу.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Галиуллин Л.Р. с 23 января 2017 года состоит на воинском учёте в военном комиссариате города Стерлитамака и Стерлитамакского района Республики Башкортостан.
25 сентября 2020 года Галиуллин Л.Р. обратился с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на весенний призыв 2021 года с указанием на то, что несение военной службы противоречит его личным убеждениям.
27 октября 2020 года призывной комиссией города Стерлитамака N 2/4 принято решение о замене Галиуллину Л.Р. военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
16 февраля 2021 года Галиуллин Л.Р. направил в военный комиссариат города Стерлитамака заявление, в котором указал, что является категорическим противником военной службы, его личные религиозные убеждения не позволяют ему не только непосредственно осуществлять саму военную службу, но и поддерживать институт армии в целом, то есть трудиться в интересах армии или Министерства обороны. Просил определить ему местом прохождения альтернативной гражданской службы организацию, не находящуюся в подведомственности Министерства обороны Российской Федерации.
Галиуллин Л.Р. направлен в распоряжение командира войсковой части 23626 Московской области Нарофоминского района для заключения срочного трудового договора, согласно утверждённому плану Роструда.
Галиуллин Л.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил обязать военный комиссариат города Стерлитамака и Стерлитамакского района Республики Башкортостан предоставить ему альтернативную гражданскую службу в соответствии с его убеждениями.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Галиуллина Л.Р. отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Галиуллин Л.Р. в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что альтернативная гражданская служба должна предоставляться призывнику вне военной сферы и не под военным командованием. Само определение гражданской службы не предполагает полувоенной или полугражданской службы.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой (части 1, 3 статьи 59).
В соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службы" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В соответствии с Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 256 (далее - Положение), альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.
Статьёй 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113- ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" предусмотрено, что граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований: в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти; в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.
Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в постановлении от 11 декабря 2003 года N750 "Об организации альтернативной гражданской службы".
Согласно пункту 4 Положения граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований: а) в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти; б) в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Сроки альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы после 1 января 2008 года, - 18 месяцев.
В соответствии с пунктом 10 упомянутого Положения организация альтернативной гражданской службы - комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями, подведомственными указанным органам исполнительной власти, в целях реализации гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Федеральным законом и настоящим Положением (пункт 12).
В установленный военным комиссариатом срок гражданин получает в военном комиссариате предписание на убытие к месту прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану Федеральной службы по труду и занятости.
Предписание выдаётся гражданину под расписку вместе с удостоверением и учётной картой, заполненными в установленном порядке.
В предписании военного комиссариата указываются организация, в которую направляется гражданин для прохождения альтернативной гражданской службы, и срок прибытия в эту организацию.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2003 года N 750 "Об организации альтернативной гражданской службы" Федеральная служба по труду и занятости с участием Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с утвержденными перечнями и данными о численности и составе граждан, в отношении которых призывными комиссиями вынесены заключения о замене им военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, принимает решения об участии органов исполнительной власти в организации альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях, разрабатывает для каждого из них плановые задания по приёму граждан для прохождения альтернативной гражданской службы (далее - плановые задания).
Плановые задания доводятся Федеральной службой по труду и занятости до органов исполнительной власти, участвующих в организации альтернативной гражданской службы, ежегодно, до 1 марта и до 1 сентября, для осуществления мероприятий по организации альтернативной гражданской службы.
Органы исполнительной власти представляют не позднее чем за 15 дней до начала очередного призыва на военную службу в соответствии с плановыми заданиями в Федеральную службу по труду и занятости уведомления о готовности приёма граждан в подведомственные им организации на конкретные рабочие места для прохождения альтернативной гражданской службы.
С учётом представленных уведомлений Федеральная служба по труду и занятости с участием Министерства обороны Российской Федерации уточняет плановые задания, утверждает план направления граждан на альтернативную гражданскую службу и до начала очередного призыва на военную службу доводит его до соответствующих органов исполнительной власти, а также военных комиссариатов субъектов Российской Федерации для принятия решений о направлении граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что военная служба по призыву заменена Галиуллину Л.Р. на альтернативную гражданскую службу.
Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 марта 2021 года N 54 утверждён план направления граждан на альтернативную гражданскую службу в ходе призыва в апреле-июле 2021 года граждан Российской Федерации, согласно пункта 2 которого Галилуллин Л.Р. направлен в войсковую часть 23626 Наро-Фоминского района по рабочей профессии 18112 "санитарка (мойщица)".
В соответствии с указанным планом, приказом военного комиссара города Стерлитамака и Стерлитамакского района Республики Башкортостан N 64 от 2 июля 2021 года Галиуллин Л.Р. направлен в распоряжение командира войсковой части 23626 Московской области Нарофоминского района п. Калининец для заключения срочного трудового договора на период прохождения альтернативной гражданской службы.
От получения документов для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы Галиуллин Л.Р. отказался.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что действующим законодательством не предусмотрено право выбора призывником конкретного места прохождения службы, предоставление государством права на альтернативную гражданскую службу само по себе является реализацией прав граждан, чьи религиозные убеждения не позволяют им проходить военную службу, в связи с чем права административного истца не нарушены, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями.
Доводы кассационной жалобы несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Галиуллина Л.Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.