Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении протест первого заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики А. на вступившее в законную силу определение мирового судьи судебного участка N 2 Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 11 января 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Фонд развития Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики,
УСТАНОВИЛ:
определением мирового судьи судебного участка N 2 Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 11 января 2022 г. протокол N 114 от 5 октября 2021 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Фонд развития Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики, и приложенные к нему материалы возвращены должностному лицу для устранения недостатков.
В порядке статей 30.1 - 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное определение не пересматривалось.
В протесте, принесенном в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, первый заместитель прокурора Кабардино-Балкарской Республики А. (далее также - прокурор) просит отменить вышеуказанный судебный акт, приводя доводы о его незаконности, и возвратить дело об административном правонарушении мировому судье со стадии подготовки к судебному разбирательству.
Фонд развития Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики, уведомленный в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении вышеуказанного протеста, в установленный срок возражения на него не представил.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. N 27л/с.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и изложенных в протесте доводов прокурора позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Как следует из материалов дела, 5 октября 2021 г. специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции по Кабардино-Балкарской Республике Д... был составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фонда развития Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики.
11 января 2022 г. материалы дела и.о. начальника Управления Министерства юстиции по Кабардино-Балкарской Республике Ж. направлены для рассмотрения мировому судье судебного участка N 2 Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, которым вынесено оспариваемое прокурором определение.
Возвращая на основании статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поступивший из Управления Министерства юстиции по Кабардино-Балкарской Республике в отношении Фонда развития Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 названного Кодекса, мировой судья исходил из того, что в этом процессуальном документе в нарушение части 2 статьи 28.2 Кодекса не указаны дата, время и место совершения административного правонарушения, что данные недостатки не могут быть восполнены судом и подлежат устранению органом и лицом, возбудившим дело об административном производстве.
Такие выводы мирового судьи основаны на неверном применении норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующих процессуальный порядок действий на стадии принятия и подготовки дела к рассмотрению.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет также вопрос, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судья, должностное лицо, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол, только в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно. Определение судьи, должностного лица должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Принимая решение о возвращении протокола об административном правонарушении и приложенные к нему материалы для устранения недостатков, мировой судья приведенные выше правовые нормы и их разъяснения, а также то, что обстоятельств, бесспорно свидетельствующих о наличии оснований для принятия такого решения отсутствуют, не учел.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, в нем указано на невыполнение в установленный срок предписания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике от 31 августа 2021 г. N 07/03-2575 об устранении нарушений требований Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", приказов Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2020 г. N 122, от 16 августа 2018 г. N 170, представив сведения о продолжении деятельности за 2020 г.
При этом в протоколе об административном правонарушении приведены нормы, в соответствии с которыми на Фонд развития Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики возлагалась обязанность представить такие сведения, дата и номер предписания (Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике оно названо предупреждением), а к составленному по делу процессуальному документу приложена копия предупреждения, в котором предлагалось устранить допущенные нарушения в срок до 5 октября 2021 г.
Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Фонда развития Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики, существенных недостатков, которые не могли быть восполнены при рассмотрении дела и являлись в силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основанием для возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, не содержит.
При таких обстоятельствах определение мирового судьи судебного участка N 2 Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 11 января 2022 г. не может быть признано законным.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенное мировым судьей судебного участка N 2 Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным и повлияло на исход дела, в связи с чем вынесенное им определение от 11 января 2022 г. подлежит отмене, а материалы дела - возвращению мировому судье того же судебного участка со стадии принятия протокола об административном правонарушении к рассмотрению.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
протест первого заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики А. удовлетворить частично.
Определение мирового судьи судебного участка N Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 11 января 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Фонд развития Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики отменить, материалы дела возвратить мировому судье судебного участка N 2 Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики со стадии подготовки и принятия протокола об административном правонарушении к рассмотрению.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
мировой судья Бабугоев К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.