Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В.
судей Климовой В.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ибрагимовой Патимат Абдулкаримовны об установлении факта оставления детей без попечения родителей, по кассационной жалобе Ибрагимовой Патимат Абдулкаримовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 4 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ибрагимова П.А. обратилась в суд с заявлением об установлении факта оставления детей без попечения родителей.
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 12 ноября 2021 года заявление Ибрагимовой П.А. удовлетворено. Суд установилфакт нахождения Ибрагимовой П.А, 11 декабря 2000 года рождения, без попечения родителей с 01 сентября 2007 года по 11 декабря 2018 года.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 04 февраля 2022 года решение суда первой инстанции от 12 ноября 2021 года отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Ибрагимова П.А. просила отменить апелляционное определение от 04 февраля 2022 года, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права судом апелляционной инстанций были допущены.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о рождении (1-БД N 542706), выданному 30 января 2001 года администрацией сел. Кища, Ибрагимова П.А. родилась 11 декабря 2000 года в сел. Кища Дахадаевского района Республики Дагестан, о чем 30 января 2001 года составлена запись акта о рождении. Родителями ее указаны: отец ? Ибрагимов А.А, мать ? Ибрагимова Д.Ш.
13 апреля 2014 года умер отец Ибрагимов А.А, что следует из свидетельства о смерти (1-БД N 708789), выданного 19 июня 2014 года муниципальным образованием "сельсовет Кищинский" Дахадаевского района Республики Дагестан 19 июня 2014 года. Запись акта о смерти N 07 составлена 19 июня 2014 года.
Согласно справке N 162 от 19 августа 2021 года, выданной МБОУ "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Ибрагимова П.А. обучалась в данном учреждении и находилась на полном государственном обеспечении с 01 сентября 2007 года по 30 августа 2016 года.
Из справки N 483 от 08 сентября 2020 года, выданной Дагестанским государственным педагогическим университетом, Ибрагимова П.А. обучается очно на третьем курсе факультета управления и права по направлению 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль "Право" и "Общеобразование".
Заявляя требования об установлении юридического факта нахождения без попечения родителей, Ибрагимова П.А. указывает, что 01 сентября 2007 года ее мать Ибрагимова Д.Ш. написала заявление об отказе от ее воспитания, а отец Ибрагимов А.А. умер 13 апреля 2014 года.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 264, 267 ГПК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу о том, что Ибрагимова П.А. действительно была оставлена без родительского попечения, поскольку была помещена в школу - интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходила из того, что в материалах дела отсутствуют сведения об определении в установленном законом порядке в оспариваемый период (с 01.09.2007 по 11.12.2018) статуса несовершеннолетней Ибрагимовой П.А, как оставшейся без попечения родителей. Суд апелляционной инстанции указал на отсутствие доказательств злостного неисполнения родительских обязанностей до своей смерти отцом заявителя Ибрагимовым А.А. и матерью - Ибрагимовой Д.Ш, которые в отношении дочери не были лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.
С выводом суда апелляционной инстанции согласиться нельзя на основании следующего.
В силу части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
При обращении в суд истица в качестве правовых последствий установления факта отсутствия родительского попечения указывала на определение социально-правового статуса несовершеннолетней как ребенка, оставшегося без попечения родителей, с целью получения от органов государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Согласно абзацу третьему статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в том числе в связи с установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов.
Таким образом, установление факта утраты попечения родителей допускается в судебном порядке, поскольку имеет юридическое значение для определения лицу в возрасте до 18 лет статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 2 Закона N 159-ФЗ этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Из статьи 10 Закона N 159-ФЗ следует, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Из вышеуказанных норм следует, что целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите.
Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законом осуществляется только в случае их нарушения.
В связи с этим нельзя согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о том, что истец не была признана ни сиротой, ни ребенком, оставшимся без попечения родителей, ее мать и отец не были лишены в отношении нее родительских прав. Указанные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку допущенные судом апелляционной инстанции нарушения в применении норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможно восстановление прав заявителя, обжалуемое апелляционное определение подлежит отмене.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, подлежащие применению к отношениям сторон, и разрешилспор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 4 февраля 2022 года (с учетом определения об исправлении описки от 07 февраля 2022 года) - отменить, оставить в силе решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 12 ноября 2021 года.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Климова В.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.