Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу начальника Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия Рязанова А.В. на вступившие в законную силу решение судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 31 августа 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 12 ноября 2021 года, вынесенные в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница" Кулдыркаевой Е В по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 18 июня 2021 года главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница" (далее - ГБУЗ РМ "МРКПБ", Учреждение) Кулдыркаева Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 31 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 12 ноября 2021 года, постановление начальника Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 18 июня 2021 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, начальник Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия Рязанов А.В. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении Кулдыркаевой Е.В. по делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Кулдыркаева Е.В, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче данной жалобы, представила на нее возражения, в которых просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу должностного лица Рязанова А.В. без удовлетворения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя, возражений позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела 30 мая 2017 года ГБУЗ РМ "МРКПБ" заключило договор N 146 с ООО УК "Лямбирькомжилсервис", по условиям которого оно оказывает управляющей организации услуги по водоотведению в отношении многоквартирных домов NN 1 и 3 по ул.Победы п.Звездный. Оплата по договору осуществляется по регулируемым тарифам.
ГБУЗ РМ "МРКПБ" заключило с муниципальным предприятием городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - МП г.о. Саранск "Саранскгорводоканал", Предприятие) очередной договор холодного водоснабжения и водоотведения от 25 февраля 2020 года N N по условиям которого Предприятие оказывает Учреждению услуги по водоотведению в отношении многоквартирных домов NN 1 и 3 по ул.Победы п.Звездный. Срок действия договора - с 1 января по 31 декабря 2020 года. Оплата по договору осуществляется по регулируемым тарифам.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16 декабря 2019 года N186 "О внесении изменений в приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 14 декабря 2017 года N 156 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МП г.о. Саранск "Саранскгорводоканал" на 2018-2022 годы" установлен для МП г.о. Саранск "Саранскгорводоканал" тариф на водоотведение с 1 июля по 31 декабря 2020 года в размере 10, 83 руб./куб.м без НДС.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16 декабря 2019 года N 171 в приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 14 декабря 2017 года N 145 внесены изменения, в соответствии с которыми на 2020 год для ГБУЗ РМ "МРКПБ" установлен тариф на водоотведение для потребителей с 1 июля по 31 декабря 2020 года в размере 8, 10 руб./куб.м без НДС.
На основании приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 2 марта 2021 года N 11-т в отношении ГБУЗ РМ "МРКПБ" проведена плановая документарная проверка.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16 декабря 2019 года N 171 в счетах, актах, счетах-фактурах, выставленных ООО УК "Лямбирькомжилсервис", за январь-декабрь 2020 года, Учреждением применены тарифы на водоотведение, в том числе, во втором полугодии 2020 года - 18, 93 руб./куб. м (установленный тариф - 8, 10 руб./куб. м).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Кулдыркаевой Е.В. постановлением начальника Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 18 июня 2021 года к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица, судья Лямбирского районного суда Республики Мордовия прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения со ссылкой на тот факт, что главный врач ГБУЗ РМ "МРКБ" Кулдыркаева Е.В. не нарушала установленный порядок ценообразования ввиду следующего. ГБУЗ РМ "МРКПБ" оказывает услуги по водоотведению жильцам многоквартирных домов 1 и 3 по ул. Победы п. Звездный Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, используя собственные инженерные коммуникации и инженерные коммуникации МП г.о. Саранск "Саранскгорводоканал". Поэтому указанный в счёте от 25 декабря 2020 года N размер оплаты услуг по водоотведению (18, 93 руб./куб.м без НДС) был рассчитан исходя из тарифов, установленных для ГБУЗ РМ "МРКПБ" (8, 10 руб/куб.м без НДС) и для МП г.о. Саранск "Саранскгорводоканал" (10, 83 руб./куб.м без НДС). Учреждение оказывало жителям домов услуги по приему сточных вод и их транспортировке до централизованной системы городской канализации стоимостью 8, 10 руб./куб.м, что соответствует установленному тарифу. Выставляя общий счет на оплату услуг по тарифу 18, 93 руб./куб.м (8, 10 руб. + 10, 83 руб.), Учреждение не завышало установленные тарифы. Учреждение ресурсоснабжающей организацией не является, выступая фактически только в роли посредника по осуществлению расчетов между поставщиком и потребителями.
Судья Верховного Суда Республики Мордовия, рассмотревший жалобу на решение судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия, с принятым им решением согласился.
Между тем выводы, изложенные в обжалуемом решении, вызывают сомнения в связи со следующим.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 15 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ под централизованной системой водоотведения (канализации) понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В силу пункта 1 статьи 11 указанного закона в целяхобеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей (пункт 3 статьи 11 Федерального закона N 416-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
Тарифы на водоотведение и транспортировку сточных вод подлежат регулированию (пункты 1, 2 части 8 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, в силу подпункта "в" пункта 4 которых тарифы на водоотведение и транспортировку сточных вод входят в систему регулируемых тарифов.
Исходя из указанных выше нормативных положений, тарифы на водоотведение и транспортировку сточных вод регулируются государством, и оплата услуг по водоотведению и транспортировке сточных вод осуществляется по регулируемым тарифам.
В данном случае ГБУЗ РМ "МРКПБ" является организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы водоотведения, осуществляющей по договору прием сточных вод абонента (ООО УК "Лямбирькомжилсервис", как управляющей организации многоквартирными домами) в централизованную систему водоотведения и обеспечивающей их транспортировку до сетей МП г.о. Саранск "Саранскгорводоканал".
Как указывалось выше, в силу пункта 6 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
Однако, ГБУЗ РМ "МРКПБ" осуществляло расчеты с управляющей организацией за оказанные услуги по водоотведению не по тарифам, установленным уполномоченным органом.
Учреждение включало в плату за оказанные услуги установленный для него тариф на водоотведение (во втором полугодии 2020 года - 8, 10 руб./куб. м), а также дополнительный тариф на водоотведение (во втором полугодии 2020 года - 10, 83 руб./куб. м), по которому ГБУЗ РМ "МРКПБ" осуществляло расчеты с МП г.о. Саранск "Саранскгорводоканал" за оказанные ему услуги по водоотведению.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание судебными инстанциями и должной правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили.
При таких обстоятельствах решение судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 31 августа 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 12 ноября 2021 года, вынесенные в отношении главного врача ГБУЗ РМ "МРКПБ" Кулдыркаевой Е.В. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене.
При этом подлежит отмене и постановление начальника Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 18 июня 2021 года о привлечении Кулдыркаевой Е.В. к административной ответственности, отмененное названным выше решением судьи районного суда, которое в рамках рассмотрения настоящей жалобы признано незаконным, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого ранее было прекращено производство по делу об административном правонарушении.
В настоящее время исключена возможность устранения допущенных нарушений путем возвращения дела на новое рассмотрение ввиду следующего.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу об административном правонарушении составляет один год.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, имели место 30 декабря 2020 года.
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дела срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений указанных норм по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключена.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу начальника Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия Рязанова А.В. удовлетворить частично.
Постановление начальника Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 18 июня 2021 года, решение судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 31 августа 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 12 ноября 2021 года, вынесенные в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница" Кулдыркаевой Е В по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.