Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации Сазонтова Владимира Александровича на вступившее в законную силу определение судьи Брянского областного суда от 9 декабря 2021 года, вынесенное в отношении Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Брянской области от 30 марта 2021 года N, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 23 июля 2021 года, Федеральное государственное автономного учреждение "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 31000 рублей.
13 августа 2021 года Сазонтов В.А, действующий в интересах Брянского филиала ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, подал жалобу на указанное решение судьи районного суда, которая определением судьи Брянского областного суда от 15 сентября 2021 года возвращена заявителю без рассмотрения, в связи с отсутствием у него полномочий на ее подачу.
28 сентября 2021 года и 9 ноября 2021 года защитники ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации Лебедько А.В. и Сазонтов В.А. обратились в Брянский областной суд с жалобами на вышеуказанное решение судьи районного суда, заявив ходатайства о восстановлении срока его обжалования.
Определением судьи Брянского областного суда от 9 декабря 2021 года в удовлетворении ходатайств Лебедько А.В. и Сазонтова В.А. о восстановлении срока обжалования решения судьи Советского районного суда г. Брянска от 23 июля 2021 года отказано.
В жалобе, поданной защитником ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации Сазонтовым В.А. в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене определения судьи Брянского областного суда от 9 декабря 2021 года, как незаконного.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений указанных норм, определение об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования может быть обжаловано в порядке, установленном для обжалования постановления (решения) по делу об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом срок обжалования может быть восстановлен в том случае, если он пропущен по уважительным причинам.
Уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли лица, имеющего право обжалования, которые объективно препятствовали своевременной подаче жалобы или исключали ее.
Как следует из материалов дела, постановлением от 30 марта 2021 года N, вынесенным главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Брянской области, ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 31000 рублей.
Жалоба на решение судьи районного суда от 23 июля 2021 года подана в Брянский областной суд 13 августа 2021 года Сазонтовым В.А, действующим на основании доверенности Брянского филиала ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, то есть в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок.
Возвращая указанную жалобу без рассмотрения, судья Брянского областного суда в определении от 15 сентября 2021 года указал, что заявитель не обладал правом обжалования решения судьи Советского районного суда г. Брянска от 23 июля 2021 года по жалобе на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Брянской области от 30 марта 2021 года N, вынесенное в отношении ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации.
Повторно жалобы на решение судьи районного суда от 23 июля 2021 года с ходатайствами о восстановлении срока на подачу жалобы поданы Лебедько А.В. и Сазонтовым В.А, выступающими в качестве защитников ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, 28 сентября 2021 года и 9 ноября 2021 года, то есть с пропуском установленного законом срока.
Оставляя ходатайства о восстановлении срока обжалования решения по делу об административном правонарушении без удовлетворения, судья Брянского областного суда пришел к выводу о том, что уважительных причин его пропуска не имеется, причины, названные защитниками ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, таковыми не являются, жалобы поданы указанными лицами с пропуском срока, установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с этими выводами судьи областного суда не имеется.
Материалами дела подтверждено, что судьей районного суда были созданы необходимые условия для реализации ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации права на обжалование решения по делу об административном правонарушении.
Копия решения судьи Советского районного суда г. Брянска от 23 июля 2021 года своевременно направлена ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации и получена Учреждением 6 августа 2021 года.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 июля 2012 года N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 года N 990-О-О, от 21 апреля 2011 года N 465-О-О, от 21 июня 2011 года N 749-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1066-О-О и др.).
Уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли лица, имеющего право обжалования, которые объективно препятствовали своевременной подаче жалобы или исключали ее.
Судья Брянского областного суда пришел к правильному выводу о том, что доводы заявителей не свидетельствуют о наличии обстоятельств, объективно препятствующих или исключающих возможность своевременно подать жалобу на решение по делу об административном правонарушении, срок, установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пропущен ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны РФ без уважительных причин.
Не содержится сведений об уважительных причинах пропуска указанного срока и в жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Объективных препятствий к подаче жалобы в установленный законом срок не имелось, срок обжалования пропущен ввиду действий самого ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, не обеспечившего своего представителя полномочиями на подачу первоначальной жалобы на решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, поступившей в Брянский областной суд 13 августа 2021 года, то есть в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок.
Судья Брянского областного суда правомерно не нашел оснований для восстановления срока обжалования, поводов не согласиться с его выводами не имеется, они сделаны с учетом совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах обжалуемое заявителем определение судьи Брянского областного суда от 9 декабря 2021 года, вынесенное в отношении Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным и отменено быть не может.
Заявленное в дополнение к жалобе ходатайство о восстановлении срока обжалования определения судьи Брянского областного суда от 9 декабря 2021 года не подлежит рассмотрению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит срока, в течение которого может быть подана жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
определение судьи Брянского областного суда от 9 декабря 2021 года, вынесенное в отношении Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации Сазонтова Владимира Александровича - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.