Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В. и Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ГУ-ОПФР) по Липецкой области на решение Задонского районного суда Липецкой области от 29 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 31 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Лучниковой ФИО8 к ГУ-ОПФР по Липецкой области, Государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ГУ-УПФР) в Задонском районе Липецкой области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 (далее - Межрайонная ИФНС России N 3) по Липецкой области о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лучникова В.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просила признать незаконным решение ГУ-ОПФР по Липецкой области от 7 апреля 2021 года об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 29 754 рубля 73 коп.
В обоснование заявленных требований указала, что с 2 октября 2001 года по 25 января 2021 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ввиду чего являлась плательщиком страховых взносов.
В октябре 2020 года при обращении в клиентскую службу ГУ-УПФР в Задонском районе Липецкой области ей стало известно о наличии у неё излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней по страховым взносам в размере; 16 ноября 2020 года на ранее поданное заявление пенсионным органом принято решение о частичном возврате ей сумм в размере 26 327 рублей 35 коп.
26 марта 2021 года Лучникова В.М. обратилась в УПФР в Задонском районе с заявлением о возврате остальной суммы излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 29 754 рублей 73 коп.
Решением пенсионного органа от 7 апреля 2021 года заявителю отказано в возврате сумм страховых взносов, в связи с истечением трехлетнего срока подачи заявления о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов со дня их уплаты.
Решением Задонского районного суда Липецкой области от 29 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 31 января 2022 года, административные исковые требования Лучниковой В.М. удовлетворены.
Решение ГУ-ОПФР по Липецкой области от 7 апреля 2021 года N 058F07210000164 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 29 754 рублей 73 коп. признано незаконным, на ГУ-ОПФР по Липецкой области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца.
Не согласившись с принятыми судебными решениями, ГУ-ОПФР по Липецкой области направило 15 марта 2022 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационную жалобу (поступила 6 апреля 2022 года), в которой просила об их отмене ввиду незаконности и необоснованности, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно которым заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы, автор жалобы обращал внимание, что переплата образовалась в результате уплаты страховых взносов, произведенных в 2015-2016 годах, а с заявлением о возврате Лучникова В.М. обратилась 26 марта 2021 года, то есть с пропуском трёхлетнего срока, предусмотренного для подачи такого заявления.
На кассационную жалобу от Лучниковой В.М. поступили письменные возражения, в которых указывается на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая возникший спор по существу и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что срок обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, пени административным истцом не пропущен, поскольку о наличии такой переплаты Лучникова В.М. узнала только в октябре 2020 года, а с соответствующим заявлением в пенсионный орган обратилась 26 марта 2021 года, в результате чего пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого решения.
С указанными выводами следует согласиться.
С 1 января 2017 года в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
До указанной даты данные вопросы регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В силу ст. 26 упомянутого Федерального закона сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно п. 1 ст. 45 и п. 1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; при этом плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
На основании п. 1.1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 1 января 2022 года) сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года в силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Частью 3 этой же статьи указанного Федерального закона предусмотрено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до названной даты.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Лучникова В.М. с 16 января 2016 года (в результате перерегистрации) состояла на учете в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Задонском районе Липецкой области (межрайонном) в качестве индивидуального предпринимателя; снята с учета 26 января 2021 года.
Из сведений лицевого счета ИП Лучникова В.М. следует, что последняя в период 2015-2016 годы производила уплату страховых взносов, пени, в результате чего образовалась переплата в сумме 29754 рубля 73 коп.
Суды нижестоящих инстанций, давая оценку действиям пенсионного органа, установили, что административный ответчик не уведомлял Лучникову В.М. об имеющейся у неё переплате, тогда как данная обязанность действующим на тот момент законодательством была возложена на него.
Не соглашаясь с позицией пенсионного органа о пропуске в рассматриваемом случае срока подачи налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов, суды сослались на то, что закрепление в ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, а также в ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетнего срока для возврата излишне уплаченных страховых сумм (налога), не препятствует плательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского судопроизводства; в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности, установленные в ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Из представленных материалов следует, что о возникшей переплате по страховым взносам Лучникова В.М. узнала только лишь в октябре 2020 года; с заявлением в пенсионный орган обратилась 26 марта 2021 года.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судами нижестоящих инстанции применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность их выводов об удовлетворении административного иска, поскольку они сделаны при правильно определенном характере правоотношений, возникшем между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами, достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке.
Доводы автора кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в судах нижестоящих инстанций, направлены на иную оценку доказательств по делу, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Задонского районного суда Липецкой области от 29 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 31 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.