Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Козлова А.М, Петровой Н.А, с участием прокурора Сметанниковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Вольского муниципального района Саратовской области к ФИО1, ФИО2, Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным договора найма специализированного жилого помещения и выселении
по кассационной жалобе администрации Вольского муниципального района Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 29 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 октября 2021 г. и по апелляционному представлению прокурора Саратовской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, заключение прокурора Сметанниковой Н.В. о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
администрация Вольского муниципального района Саратовской области обратилась в суд с иском к ФИО1, ФИО2, Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") о признании недействительным договора найма специализированного жилого помещения, заключенного 29 июля 2020 г. между Федеральным государственным казенным учреждением "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") и ФИО1 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", и выселении из данной квартиры ФИО1 и ФИО2
Заявленные требования мотивированы тем, что указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г. Вольск Вольского муниципального района Саратовской области. Истец решения о предоставлении ФИО1 спорной квартиры не принимал, согласие ФГКУ "Центррегионжилье" о предоставлении указанного жилого помещения третьим лицам не давал.
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 29 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 октября 2021 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация Вольского муниципального района Саратовской области и апелляционном представлении прокурор Саратовской области ставят вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность.
В силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, муниципальное образование г. Вольск Вольского муниципального района Саратовской области является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 14 марта 2006 г. N 411-р "О передаче объектов Вольской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность Вольского муниципального образования".
Муниципальному образованию г. Вольск Вольского муниципального района указанное жилое помещение передано по акту приема-передачи от 1 марта 2010 г, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 11 декабря 2020 г.
29 июля 2020 г. между ФГКУ "Центррегионжилье" и военнослужащим ФИО1 заключен договор найма специализированного жилого помещения в отношении спорной квартиры. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселена супруга ФИО2
Ранее нанимателем данного жилого помещения являлся военнослужащий ФИО7
ФГКУ "Центррегионжилье" относилось к уполномоченным органам по распределению жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. N 583 ФГКУ "Центррегионжилье" с 1 января 2021 г. реорганизовано путем присоединения к ФГАУ "Росжилкомплекс".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пришел к выводу, что спорное жилое помещение было предоставлено ФИО1 на законных основаниях.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций ввиду следующего.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым в силу пункта 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ относятся служебные жилые помещения, предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В силу части 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
По смыслу приведенных правовых норм договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен собственником данного помещения либо действующим от его имени уполномоченным органом.
Как установлено судом, договор найма специализированного жилого помещения в отношении квартиры, расположенной по адресу: "адрес", заключен 29 июля 2020 г. с военнослужащим ФИО1 ФГКУ "Центррегионжилье", которое не является собственником спорного жилого помещения.
Доказательств того, что собственник указанной квартиры - муниципальное образование г. Вольск Вольского муниципального района Саратовской области наделил данное учреждение полномочием по предоставлению специализированного жилого помещения ФИО1, в материалах дела не имеется.
Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12), в том числе в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (статья 130, часть 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132, часть 1).
Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности местного самоуправления и его компетенцию, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции, действующей на момент предоставления спорного жилого помещения) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 51, часть 1).
Данные права органов местного самоуправления согласуются с правами собственника жилого помещения, предусмотренными пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 30 ЖК РФ.
Исходя из положений пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 25 декабря 2003 г. N 453-О военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
При этом действующим законодательством предусмотрен порядок предоставления служебных жилых помещений путем заключения соответствующего договора с собственником данного жилого помещения либо действующим от его имени уполномоченным органом.
Несоблюдение данного порядка свидетельствует о незаконности предоставления жилого помещения.
Указанные обстоятельства, являющиеся юридически значимыми при рассмотрении настоящего спора, оставлены судами обеих инстанций без внимания.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В связи с этим, принимая во внимание положения статьи 61 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 октября 2021 г, направив дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 октября 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.