УИД 32MS0016-01-2020-002360-45
N 88-11733/2022
2-1828/2020
г. Саратов 05 мая 2022 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ефимовой Д.А, рассмотрев гражданское дело по иску ФИО5 Л. М, Розиной И.В. к обществу с ограниченной ответственностью УК "Комфорт-сервис" о взыскании излишне начисленное платы за коммунальные услуги, распределении судебных расходов, по кассационной жалобе ФИО5 Л. М, Розиной И.В. на апелляционное определение Советского районного суда города Брянска от 15 декабря 2021 г,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились с иском к ООО УК "Комфорт- сервис" о взыскании излишне начисленное платы за коммунальные услуги, распределении судебных расходов, ссылаясь на то, что в их совместной собственности находится "адрес", расположенная в многоквартирном "адрес" в "адрес". В указанном доме образовано ТСЖ "Фокина-90". Решением общего собрания от 13.09.2012 г. утвержден тариф на содержание и текущий ремонт в размере 15, 99 руб. В период с августа 2018 г. по 30.04.2020 г. управление указанным домом осуществлял ответчик - ООО УК "Комфорт-сервис". С 01.01.2019 г. ответчик незаконно не исключил из платы по статье "содержание и ремонт" стоимость услуг по ТКО, тогда как с 01.01.2019 г. услуга по обращению с ГКО отражается в платежном документе отдельной строкой, а с 01.01.2020 г. тариф на содержание и ремонт был незаконно повышен ответчиком до 20, 93 руб. за кв.м.
Действия управляющей компании были признаны незаконными государственной жилищной инспекцией Брянской области. С учетом уточнений просил взыскать с ООО УК "Комфорт-сервис" излишне начисленную плату за коммунальные услуги за период с 01.01.2019 г. по 30.04.2020г. в размере 2780 руб. 20 коп.
Решением мирового судьи судебного участка N 16 Советского судебного района города Брянска от 24 декабря 2020 года, с учетом дополнительного решения от 09 августа 2021 года исковые требования Розина Л.М, Розиной И.В. к ООО УК "Комфорт-сервис" о взыскании излишне начисленное платы за коммунальные услуги, удовлетворены.
Взыскана с ООО УК "Комфорт-сервис" в пользу Розина Л.М, Розиной И.В. излишне начисленная плата за коммунальные услуги за период с 01.01.2019 г. по 30.04.2020 г. в размере 2780 руб. 20 коп, в солидарном порядке, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб. в равных долях.
Апелляционным определением Советского районного суда города Брянска от 15 декабря 2021 года решение мирового судьи судебного участка N 16 Советского судебного района города Брянска от 24 декабря 2020 года, дополнительное решение мирового судьи судебного участка N 16 Советского судебного района города Брянска от 09 августа 2021 года по иску Розина Л.М, Розиной И.В. к ООО УК "Комфорт-сервис" о взыскании излишне начисленное платы за коммунальные услуги, распределении судебных расходов, отменено.
Принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Розин Л.М, Розина И.В. ставят вопрос об отмене апелляционного определение Советского районного суда города Брянска от 15 декабря 2021 года, оставлении без изменения решения мирового судьи судебного участка N 16 Советского судебного района города Брянска от 24 декабря 2020 года, дополнительного решения от 09 августа 2021 года.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд не находит оснований для отмены апелляционного определения.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что Розину Л.М. и Розиной И.В. на праве совместной собственности принадлежит "адрес".
В указанном многоквартирном доме создано ТСЖ "Фокина, "адрес"", о чем внесены сведения в ЕГРЮЛ.
Протоколом общего собрания собственников жилья, членов ТСЖ "Фокина, "адрес"" в форме заочного голосования с 25.08.2012 по 30.08.2012 утвержден тариф по статье "содержание и текущий ремонт общего домового имущества" в размере 15, 99 рублей.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес" от 28.07.2018 года N 90-1/2018 принято решение о заключении договора управления МКД с управляющей организацией ООО УК "Комфорт-Сервис" с 01.08.2018 года.
Деятельность по управлению многоквартирным домом N по "адрес" ООО УК "Комфорт-Сервис" осуществляло до 01.05.2020 года.
Отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу определения размера платы за содержание жилья регулируются договором управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 4.3.1 договора, заключенного с собственниками квартир, (в т.ч. и с истцами), стоимость размера платы по статье "содержание общего имущества МКД (за 1 кв.м, помещения) на момент заключения договора составляет 15, 99 руб./кв.м, и меняется в соответствии с Постановлением Брянской городской администрации "О ценах на содержание жилых помещений для населения" на основании статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, а так же расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме с учетом нормативов потребления коммунальных услуг для содержания общего имущества в многоквартирном доме согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Постановлением Брянской городской администрации N 3830-П от 12.12.2018 г. "О ценах на содержание жилых помещений для населения" с 01.01.2019 г. цены на содержание жилых помещений были увеличены до 20, 32 руб./кв.м.
Решением управляющей компании от 25.12.2018г. стоимость услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в размере 1, 43 руб./кв.м исключена из состава платы за содержание жилого помещения по жилому дому, расположенному по адресу: "адрес".
Этим же решением был проиндексирован размер платы на услуги по управлению, содержанию общего имущества в МКД по адресу: "адрес" увеличив их на 1, 43 руб./кв.м, до размера 15, 99 рублей с 1 кв.м, не превышающего цену на содержание жилых помещений установленную Постановлением Брянской городской администрации N 3830-П от 12.12.2018 г. "О ценах на содержание жилых помещений для населения" с 01.01.2019 г.
Постановлением Брянской городской администрации N 4262-П от 24.12.2019 г. "О ценах на содержание жилых, помещений для населения" с 01.01.2020 г. цены на содержание жилых помещений были увеличены до 20.93 руб./кв.м.
Решением управляющей компании от 30.12.2019 г. был проиндексирован размер платы на услуги по управлению, содержанию общего имущества в МКД по адресу: "адрес" увеличив их с 15, 99 руб./кв.м до 20, 93руб./кв.м на 4, 94 руб./кв.м, на основании Постановлением Брянской городской администрации N 4262-П от 24.12.2019 г. "О ценах на содержание жилых помещений для населения".
Пунктами 4.3.1. договора предусмотрено, что управляющая организация вправе не чаще одного раза в год производить индексацию размера платы на услуги по управлению, содержанию общего имущества многоквартирного дома, но не более показателя инфляции предыдущего года по данным Министерства экономического развития Российской Федерации.
Пунктом 4.5 договора управления предусмотрено, что размер платы за услуги и работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме установлен на период действия договора, начиная с даты утверждения его условий на общем собрании собственников, с ежегодным индексированием.
Согласно пункту 4.6, по истечении года с даты последнего установления решением предыдущего собрания собственников цен (тарифов) на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме цены (тарифы) за указанные виды работ и услуг ежегодно устанавливаются методом индексирования данных цен (тарифов) в соответствии с изменением с уровнем потребительских цен за каждый истекший год.
При этом ежегодное оформление решениями общих собраний собственниками изменений данных цен (тарифов) не осуществляется.
Разрешая спор по существу, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что собственники помещений многоквартирного дома не уполномочивали управляющую компанию ежегодно индексировать размер платы за содержания жилого помещения без проведения общего собрания собственников.
С указанными выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав что, обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об индексации платы, не опровергнуты и положения условий договора управления (пункты 4.5 и 4.6) в установленном законом порядке недействительными не признаны, отклонил довод стороны истцов о неправомерном индексировании обществом размера платы за содержание жилья в отсутствии решения общего собрания.
Ответчик производил начисление платы за содержание жилого помещения в сумме 15, 99 рублей за кв.м. за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года и в сумме 20, 93 рублей за кв.м, за период с 01.01.2020 года по 30.04.2020 года.
Установив, что действия ответчика по начислению платы за содержание жилого помещения в спорный период соответствуют действующему законодательству, решению собрания собственников помещений многоквартирного дома, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что требования истцов удовлетворению не подлежат.
Суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса).
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса).
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса).
Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственником помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
Отклоняя довод истцов о необоснованном изменении ответчиком размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно решению собственников помещений многоквартирного дома по "адрес" от 28 июля 2018 года протоколN90-1/2018 принято решение о заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО УК "Комфорт-Сервис" с 1 августа 2018г.; одновременно собственниками утвержден и заключен договор управления, пунктом 4.3.1 которого определен размер платы содержания общего имущества 15, 99 руб./кв.м и меняется в соответствии с Постановлением Брянской городской администрации "О ценах на содержание жилых помещений для населения", а так же с учетом нормативов потребления коммунальных услуг для содержания общего имущества в многоквартирном доме согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме"; пунктом 4.11 договора стороны установили, что убавляющая компания вправе не чаще одного раза в год производить индексацию размера платы на услуги по управлению, содержанию общего имущества многоквартирного дома, но не более показателя инфляции предыдущего года по данным Министерства экономического развития РФ (л.д. 145-147, 22-24).
Таким образом, собственниками дома согласовано, что в случае непринятия решения собранием собственником об утверждении иной платы за содержание и ремонт общего имущества на новый период, размер платы за содержание и ремонт общего имущества за каждый последующий год действия договора управления индексируется, но не более показателя инфляции предыдущего года.
Решение собственников оспорено не было, недействительным не признано.
Соответственно, управляющая организация не изменила односторонне порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и не начисляет плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом.
Включив в договор условия об индексации, стороны согласились с тем, что последующая индексация будет означать изменение платы по договору по соглашению сторон, а не в одностороннем порядке.
Доводы, приведенные заявителем, не опровергают выводов судебных инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Советского районного суда города Брянска от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО5 Л. М, Розиной И.В. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Ефимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.