Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж, судей Саулиной В.В, Рудых Г.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Брянска в защиту неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о понуждении разместить расписание движения автобусов, по кассационной жалобе Комитета жилищно-коммунального хозяйства Брянской городской администрации на решение Советского районного суда города Брянска от 17 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 30 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Саулиной В.В, выслушав прокурора Лаптева О.Н, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
прокурор Советского района города Брянска обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о понуждении разместить расписание движения автобусов (Курган-гостиница Турист).
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Советского района г. Брянска по результатам обследования остановочных пунктов, расположенных на территории Советского района г. Брянска, установлено отсутствие табличек с расписанием движения автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам.
Установлено, что на остановочных пунктах по четной и нечетной стороне ул. Дуки: "Курган", "Школа N1", "ул. 3-го Июля", "Противопожарный центр", "гостиница Турист" таблички с расписанием автобусов, осуществляющих перевозки по нерегулируемым тарифам, отсутствуют. По данному факту 20 ноября 2020 года прокуратурой г. Брянска главе Брянской городской администрации внесено представление об устранении вышеназванных нарушений законодательства.
Из ответа на представление следует, что вопрос о размещении табличек с расписанием движения автобусов по нерегулируемым тарифам находится на стадии решения с неопределенным сроком их установки. Данные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц на информационное обеспечение в сфере транспортного обслуживания населения. На основании изложенного прокурор просил обязать Брянскую городскую администрации, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в рамках полномочий в соответствии с требованиями Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N112, разместить на остановочных пунктах по четной и нечетной стороне: "Курган", "Школа N1", "ул. 3-го Июля", "Противопожарный центр", "гостиница Турист", расположенных по ул. Дуки Советского района г. Брянска, информацию о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (по нерегулируемым тарифам).
Решением Советского районного суда г. Брянска от 17 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 30 ноября 2021 года, исковые требования удовлетворены.
На Брянскую городскую администрацию, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в рамках полномочий в соответствии с требованиями раздела 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N112, возложена обязанность разместить на остановочных пунктах по четной и нечетной стороне: "Курган", "Школа N1", "ул. 3-го Июля", "Противопожарный центр", "гостиница Турист", расположенных по ул. Дуки Советского района г. Брянска, информацию о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (по нерегулируемым тарифам), в срок до 31 декабря 2021 года.
В кассационной жалобе Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации является ненадлежащим ответчиком по делу.
Проверив законность обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Советского района г. Брянска проведена проверка соблюдения законодательства о пассажирских перевозках в отношении остановочных пунктов, расположенных на ул. Дуки Советского района г. Брянска.
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение требований раздела 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N112, на остановочных пунктах по четной и нечетной стороне ул. Дуки г. Брянска: "Курган", "Школа N1", "ул. 3-го Июля", "Противопожарный центр", "гостиница Турист" отсутствует расписание движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (коммерческие перевозки).
По результатам проведенной проверки в адрес главы Брянской городской администрации 20 ноября 2020 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Из ответа главы Брянской городской администрации от 18 декабря 2020 года следует, что вопрос о размещении табличек с расписанием движения автобусов по нерегулируемым тарифам находится на стадии решения с неопределенным сроком их установки.
Как следует из материалов дела, остановочные пункты, расположенные на ул. Дуки Советского района г. Брянска, относятся к остановочным пунктам общественного пассажирского транспорта и включены в реестр маршрутов регулярных пассажирских перевозок г. Брянска, что подтверждается постановлением Брянской городской администрации от 20 ноября 2007 N2584-п "Об утверждении реестров маршрутов регулярных пассажирских перевозок города Брянска".
Согласно общедоступным данным в сети Интернет на официальном сайте Брянской городской администрации www.bga32.ru размещен реестр маршрутов г. Брянска, а также расписание движения маршрутных такси. Вышеназванный реестр содержит маршруты, которые проходят через ул. Дуки г. Брянска, что подтверждается расписанием движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам, реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске по состоянию на 25 марта 2021 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 8 ноября 2007 года N259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года N1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", пришел к выводу, что качественное транспортное обслуживание населения, доступность транспортных услуг для населения, гарантированность предоставления услуг транспортом общего пользования является обязанностью ответчиков.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данным выводом судов первой и апелляционной инстанций, находя его обоснованным, соответствующим требованиям действующего законодательства.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 N259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав).
В соответствии с частью 6 статьи 19 Устава в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.
Разделом 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 года N1586, предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.
Согласно пункту 2.5.5 Правил организации транспортного обслуживания населения в городе Брянске, утвержденных решением Брянского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2015 года N331, необходимым требованием для осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам является обеспечение соблюдения расписания движения по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Брянске, за исключением случаев, когда выполнение рейсов по расписанию невозможно при возникновении не зависящих от перевозчика помех из-за неблагоприятных дорожных или погодно-климатических условий, угрожающих безопасности дорожного движения или безопасности перевозки пассажиров.
Таким образом, установив отсутствие необходимой информации на остановочных пунктах, как того требуют вышеприведенные нормативные положения, судебные инстанции, учитывая, что требования федерального законодательства в соответствующей области должны исполняться органом местного самоуправления и его отраслевым органом, наделенным функциями по осуществлению дорожной деятельности, пришли к обоснованному выводу о возложении на ответчиков обязанности по размещению расписания движения автобусов на остановочных пунктах, указанных прокурором в исковом заявлении.
Доводы кассационной жалобы о том, что Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку размещение необходимой информации не входит в дорожную деятельность, данная информация должна размещаться лицом, осуществляющим пассажирские перевозки, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, которая обоснованно не принята судами во внимание, исходя из установленных обстоятельств по делу на основании доказательств, представленных сторонами.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в жалобе доводам. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных постановлений (часть 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Брянска от 17 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства Брянской городской администрации - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья В.В. Саулина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.