Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Козлова А.М, Петровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО "Хартия" о перерасчете по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Балашихинского городского суда Московской области от 7 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО "Хартия" о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) по адресу: "адрес", за периоды его отсутствия с 1 января 2021 г. по 24 мая 2021 г. и с 16 сентября 2021 г. по 31 декабря 2021 г, а также производить перерасчет на основании свидетельств о регистрации по месту пребывания по иному адресу, взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 руб, причиненного нарушением его прав, как потребителя коммунальной услуги, расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. и на оплату услуг представителя в размере 80 000 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что он, являясь собственником жилого дома, расположенного по указанному адресу, в нем постоянно не проживает, местом его жительства является квартира, расположенная по адресу: "адрес". С января 2019 года между сторонами заключен публичный договор на вывоз ТКО. Поскольку в осенне-зимний период указанным жилым домом никто не пользуется, считает необоснованным начисление платы за фактически не оказываемую услугу "обращение с ТКО".
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 7 октября 2021 г, оставленным без удовлетворения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 декабря 2021 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в котором проживает в период с мая по сентябрь. Истец зарегистрирован и фактически проживает в иной период по другому адресу.
ООО "Хартия" с 1 января 2019 г. является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Московской области и единственным лицом, уполномоченным на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО, в том числе, выставление счета за оказанные услуги за обращение с ТКО.
29 июня 2021 г. ФИО1 обратился в ООО "Хартия" с заявлением о перерасчете услуги по обращению с ТКО в связи с тем, что он проживает в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", только в период с мая по сентябрь.
Согласно ответу ООО "Хартия" от 7 июля 2021 г. осуществить перерасчет не представляется возможным, поскольку размер платы за указанную услугу определяется исходя из общей площади жилого помещения и не зависит от количества проживающих в жилом помещении лиц.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 247 Федеральным законом от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктами 8(4)-8(7), 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, пунктами 148(30), 148(39) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20 декабря 2019 г. N 735-РВ "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на территории Московской области", исходил из отсутствия правовых оснований для перерасчета платы за услуги по обращению с ТКО которая исчисляется исходя из общей площади жилого помещения, а не из количества зарегистрированных и/или проживающих в жилом помещении лиц.
При этом суд пришел к выводу, что услуги регионального оператора подлежат оплате истцом в полном объеме, так как неиспользование истцом жилого помещения в сезонный период не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения гражданина, как собственника жилого помещения, от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия находит верными выводы судов первой и апелляционной инстанций, основанными на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям.
Согласно пункту 4 статьи 2410 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов (далее - Правила N 269).
Порядок определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчёта данных о массе и объёме накапливаемых отходов с учётом их сезонных изменений, установлен Правилами (пункт 1 Правил N 269).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 269 установление нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Таким образом, полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО и выбору расчётных единиц для каждой категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться такие нормативы, наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20 декабря 2019 г. N 735-РВ утверждены нормативы накопления ТКО для индивидуальных жилых домов на территории Московской области в зависимости от их площади.
Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил N 354 (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзац второй пункта 148(30) Правил N 354 предусматривает определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитанную из общей площади определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 Правил N 354.
Согласно данной формуле плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из общей площади жилого помещения, норматива накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, плата за указанную коммунальную услугу, рассчитанная из общей площади жилого помещения, не зависит от количества лиц, проживающих в жилом помещении, и их временное отсутствие в нём не может повлечь за собой перерасчет данной платы, поскольку не влияет на её размер.
Поскольку на территории Московской области в жилых домах плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из общей площади жилого помещения, то суды первой и апелляционной инстанций правильно применив приведенные нормы материального права, обоснованно отказали в удовлетворении требований ФИО1 в перерасчете платы за обращение с ТКО.
Кроме того, пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, факт не проживания истца, несущего обязанность по содержанию жилого дома, не освобождает его как собственника жилого помещения от обязанности оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, судебная коллегия находит их несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные постановления основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 7 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.