Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., изучив жалобу старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нефтеюганского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "данные изъяты" на решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 ноября 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нефтеюганского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (Природнадзора Югры) N 09-538/2021 от 24 сентября 2021 года ООО "РН-Юганскнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2022 года, указанное постановление отменено, производство по делу прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых они вынесены.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты должностное лицо, вынесшее постановление, выражает несогласие с ними, просит об их отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение.
ООО "РН-Юганскнефтегаз" представило возражения на кассационную жалобу, считает решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 ноября 2021 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2022 года законными и обоснованными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу должностного лица без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, наказание должностным лицом назначено ООО "РН-Юганскнефтегаз" по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ за загрязнение 08 июля 2021 года в 13 час. 35 мин. в результате аварии на нефтесборном трубопроводе Ефремовского месторождения (O 219 т. 38-т.55) участка лесного фонда нефтью, нефтепродуктами на площади 0, 0260 га в квартале 277 выдела 11, 41, 55 Нефтеюганского урочища Нефтеюганского участкового лесничества в результате разлива нефтесодержащей жидкости в количестве 1, 207 м? (прямые потери нефти 0, 037 т.), чем нарушены положения пункта 1 статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 2047.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по настоящему делу об административном правонарушении ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно вынесено, судьи нижестоящих инстанций исходили из того, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.1 КоАП РФ и является недопустимым доказательством.
Основанием для такого вывода послужило составление протокола по результатам рассмотрения сообщения о событии административного правонарушения, поступившего из прокуратуры, без проведения административного расследования или проведения проверки.
Этот вывод судебных инстанций постановлен с нарушением норм КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
Частями 2, 3 указанной статьи определено, что такие сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из материалов настоящего дела об административном правонарушении следует, что поводом к его возбуждению явились сведения, поступившие из Нефтеюганской межрайонной прокуратуры, что соответствует пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Оснований для вывода о недостаточности предоставленных прокурором данных о событии административного правонарушения для составления протокола по делу об административном правонарушении у должностного лица не имелось. Иного из материалов дела, в частности письма заместителя Нефтеюганского межрайонного прокурора от 10 августа 2021 года с приложениями, оценка которому судебными инстанциями не дана, не следует.
При таких данных вывод судебных инстанции о нарушении порядка возбуждения дела об административном правонарушении является ошибочным.
Суждения о том, что должностное лицо обязано было провести проверку юридического лица или административное расследование, не состоятельно, поскольку выбор конкретных способов реализации полномочий относится к усмотрению должностных лиц и не входит в компетенцию суда. Иное означало бы лишение должностных лиц самостоятельности в решении подведомственных им вопросов.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании статьи 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа.
Вышеуказанные положения КоАП РФ судьями районного и окружного судов при проверке законности постановления должностного лица и оценке собранных по делу доказательств не были применены.
Изложенное свидетельствует о том, что судьями районного и окружного судов было допущено существенное (фундаментальное) нарушение процессуальных требований КоАП РФ, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемые судебные акты законными.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ООО "РН-Юганскнефтегаз" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит направлению в районный суд на новое рассмотрение, при котором следует учесть изложенное и всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1 КоАП РФ.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 ноября 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" отменить.
Дело направить в Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на новое рассмотрение.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.