Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., изучив жалобу действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Авто-Тревел" (далее - ООО "Авто-Тревел", Общество) защитника Росляковой И.А. на постановление судьи Катайского районного суда Курганской области от 14 декабря 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 07 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Авто-Тревел",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Катайского районного суда Курганской области от 14 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 07 февраля 2022 года, ООО "Авто-Тревел" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе на указанные судебные акты защитник юридического лица Рослякова И.А. просит их отменить, считая необоснованными и незаконными, и прекратить производство по делу.
Заявленное в жалобе ходатайство о проведении судебного заседания посредством видеоконференц-связи подлежит отклонению, поскольку КоАП РФ не требует проведения судебного заседания при рассмотрении в порядке надзора жалобы, протеста на постановления (решения) по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Постановлением Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 года N 12 на территории Курганской области введен режим повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Таким федеральным органом исполнительной власти согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Руководитель этой службы - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации осуществляет в соответствии с действующим законодательством организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)").
Пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 определены мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции, к которым отнесены, помимо иного, обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств.
Положениями пункта 6.3 СП 3.1.3597-20 также предусмотрено, что воздух в присутствии людей следует обрабатывать с использованием технологий и оборудования на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров (в том числе электрофильтров).
Как установлено при рассмотрении дела, 28 октября 2021 года в период с 14:55 по 16:00 в ходе выездного обследования выявлено нарушение требований к выполнению противоэпидемических мероприятий, установленных пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", допущенное ООО "Авто-Тревел" в автокассовом пункте адресу: г. Катайск, ул. 30 лет Победы, д. 25, а именно: в зале ожидания для посетителей в автокассовом пункте отсутствует прибор по обеззараживанию воздуха.
Указанные обстоятельства подтверждены доказательствами, которые в совокупности являются допустимыми и достаточными для установления вины ООО "Авто-Тревел" в совершении административного правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений, предусмотренных статей 91 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", влекущих недействительность результатов контрольного (надзорного) мероприятия, не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судей нижестоящих инстанций, не имеется.
Суждения автора жалобы о наличии вентиляции, исключающей необходимость использования в помещении оборудования по обеззараживанию воздуха, основаны на неверном толковании действующего законодательства. Требования, предусмотренные пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20, являются императивными и должны исполняться всеми хозяйствующими субъектами.
Положения СП 3.1.3597-20 устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Вопреки мнению заявителя, требования пункта 4.4. СП 3.1.3597-20 устанавливают обязанность проведения дезинфекции, использования оборудования по обеззараживанию воздуха на организации и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение с постоянным пребыванием людей - это помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более 2 часов.
В силу пункта 2.7 ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" под помещением с постоянным пребыванием людей понимается помещение, в котором люди находятся не менее 2 часов непрерывно или 6 часов суммарно в течение суток.
Из совокупности представленных доказательств следует, что зал ожидания для посетителей в автокассовом пункте является помещением с постоянным пребыванием людей, доказательств нахождения работников субъекта предпринимательской деятельности в этих помещениях менее 2 часов непрерывно или менее 6 часов суммарно в течение суток не представлено.
Ссылки в жалобе на письмо Роспотребнадзора от 21 октября 2020 года N 02/21655-2020-32 "Об обеззараживании воздуха в помещениях" не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку указанное письмо нормативным правовым актом не является.
Кроме того, содержащиеся в нем разъяснения направлены на достижение допустимых условий обслуживания и эксплуатации системы механической вентиляции и кондиционирования, что не исключает использование рециркулятора.
Довод жалобы о том, что в адрес Общества не выносилось предписание об устранении допущенного нарушения, правового значения не имеет, поскольку не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и принятии Обществом всех зависящих от него мер по выполнению обязательных мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции.
Довод жалобы о необходимости переквалификации действий Общества на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ основан на ошибочном толковании норм права, вмененное противоправное бездействие образует нарушение противоэпидемических мероприятий, а не правил поведения при введении режима повышенной готовности, установленных на территории субъекта, поэтому деяние Общества правильно квалифицировано по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены, постановление судьи районного суда соответствует требованиям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Назначенное Обществу наказание является справедливым и соразмерным, определено в размере менее минимального, предусмотренного санкцией статьи.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение с приведением исчерпывающих выводов по доводам, аналогичным приведенным в настоящей жалобе.
Право ООО "Авто-Тревел" на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Катайского районного суда Курганской области от 14 декабря 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 07 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Авто-Тревел" оставить без изменения, жалобу защитника Росляковой И.А. - без удовлетворения.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.