Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу Спирина Евгения Александровича на вступившие в законную силу постановление судьи Карталинского городского суда Челябинской области от 19 января 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 14 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Спирина Евгения Александровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Карталинского городского суда Челябинской области от 19 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 14 февраля 2022 года, Спирин Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД РФ по Челябинской области.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Спирин Е.А. выражает несогласие с судебными актами, просит об их изменении в части исключения содержания в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД РФ по Челябинской области.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Из положений пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 19 января 2022 года в 09 часов 30 минут, по адресу: "данные изъяты", выявлен гражданин "данные изъяты" Спирин Е.А, который прибыл на территорию РФ 02 августа 2015 года, и в настоящее время незаконно находится на территории РФ, нарушил режим пребывания на территории РФ, уклонился от выезда с территории РФ, а именно, после освобождения из мест лишения свободы 30 августа 2018 года по настоящее время находится на территории РФ, уклоняясь от выезда. Суммарный срок пребывания исчисляется с 30 августа 2018 года и составил 1239 дней, то есть Спирин Е.А. нарушил п.1 ст.5 ФЗ N115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Факт совершения Спириным Е.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, им не оспаривается, подтверждается собранными по делу доказательствами: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении (л.д. 3), письменным объяснением Спирина Е.А. (л.д. 4-5), копией паспорта гражданина "данные изъяты" (л.д. 7), сведениями миграционного учета, а также иными доказательствами по делу, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Спирина Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, содержит сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, право на переводчика Спирину Е.А. разъяснены, копия протокола вручена в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено. Дело судьей рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении судьи городского уда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Наказание Спирину Е.А. в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено судьей в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обоснованным является постановление судьи и в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, которое основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Спирину Е.А. этой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.
Оснований для отмены постановления либо изменения постановления в части исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения, не имеется.
Вместе с тем, по настоящему делу имеются основания для изменения судебного постановления в связи со следующим.
В части 1 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение определяется как принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение назначается судьей. Согласно части 5 статьи 3.10, части 1 статьи 27.1 и части 2 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, которое они не могут покинуть.
При решении вопроса о виде наказания судья назначил Спирину Е.А. выдворение за пределы Российской Федерации. Спирин Е.А, как следует из материалов дела, помещен в специальное учреждение до принудительного административного выдворения и, как следует из материалов дела, содержится в нем по настоящее время.
Так же из приложенных к настоящей жалобе документов усматривается, что в настоящее время Спириным Е.А. подано заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, что подтверждается справкой N75003188, выданной ГУ МВД России по Челябинской области, сроком действия до 10.06.2022 года.
Исходя из того, что максимальное наказание в виде лишения свободы (ареста) за административное правонарушение согласно действующему Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 30 дней (статья 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), учитывая, что содержание в условиях изоляции от общества в целях выдворения не должно иметь карательный характер и должно сопровождаться адекватными гарантиями, в целях соблюдения баланса частных интересов и прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и публичных интересов государства, принимая во внимание длительность срока пребывания Спирина Е.А. и отсутствие сведений о возможности исполнения постановления в кратчайший срок, прихожу к выводам о необходимости освобождения Спирина Е.А. из специального учреждения, в котором он содержится.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Карталинского городского суда Челябинской области от 19 января 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 14 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Спирина Евгения Александровича, изменить, освободив Спирина Евгения Александровича из Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД РФ по Челябинской области.
В остальной части постановление судьи Карталинского городского суда Челябинской области от 19 января 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 14 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу Спирина Евгения Александровича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.