Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Ладейщиковой М.В, Тетюева С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Биктимировой Гульсании Рахвкатовны, Арсентьевой Веры Ивановны, Мурахтиной Елены Васильевны, ТСЖ "Оптимист" на решение Центрального районного суда города Челябинска от 16 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 14 декабря 2021 года, вынесенные по административному делу N 2а-6775/2021 по административному исковому заявлению Биктимировой Гульсании Рахвкатовны, Арсентьевой Веры Ивановны, Мурахтиной Елены Васильевны, ТСЖ "Оптимист" к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" о признании предписаний незаконными.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, объяснения представителя административных истцов Дементьева Н.В, поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителя административного ответчика Баймухамбетова А.С, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Биктимирова Г.Р, Арсентьева В.И, Мурахтина Е.В, ТСЖ "Оптимист" обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными предписаний Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ ЧО") N 21-1944-2 от 07 мая 2021 года, N 21-3096-2 от 21 июня 2021 года, N 21-3730-2 от 02 августа 2021 года, которыми на ТСЖ "Оптимист" возложена обязанность произвести перерасчет платы за отопление потребителям многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Знаменская, 3б, в соответствии с требованиями Правил N 354 исходя из показаний общедомового прибора учета (далее - ОПУ) тепловой энергии за период с октября 2017 года по март 2021 года в соответствии с п. 42 (1) Правил N 354.
В обоснование иска указано, что оспариваемые предписания противоречат решению общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, которым определен порядок начисления платы за поставленную тепловую энергию. При этом, по мнению административных истцов, ГУ "ГЖИ ЧО" не вправе произвольно отменять принятые собственниками решения, вмешиваться в вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания. Оспариваемые предписания являются идентичными, что, по мнению истцов, недопустимо.
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 16 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 14 декабря 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 20 апреля 2022 года, административные истцы Биктимирова Г.Р, Арсентьева В.И, Мурахтина Е.В, ТСЖ "Оптимист" просили указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных требований в полном объеме. По их мнению, судами нарушены номы материального и процессуального права. Собственниками помещений многоквартирного дома было создано ТСЖ "Оптимист" и выбран соответствующий способ управления. Однако суды не приняли во внимание устав ТСЖ "Оптимист", согласно п. 13.7.10, 13.7.11 которого к компетенции общего собрания членов товарищества относится установление размера и периодичность обязательных платежей и взносов членов товарищества, а также образование специальных фондов, в том числе резервного, на восстановление и проведение ремонта общего имущества в многоквартирных домах и оборудования. Суды, утверждая, что жилищным законодательством не предусмотрена возможность принятия решения о направлении денежных средств, сэкономленных за счет использования ОПУ тепловой энергии, на нужды дома, проигнорировали и не применили к правоотношениям по управлению многоквартирного дома положения ст. 161, 135, 137, 145, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также положения устава товарищества. Судами также не дана оценка тому, что оспариваемые предписания являются невыполнимыми. Указанный в предписании способ устранения выявленных нарушений в виде необходимости произведения перерасчета платы за отопление не имеет под собой правового основания, в действующем законодательстве отсутствуют нормы права, которые устанавливают указанный в предписаниях способ устранения нарушения права.
Административным ответчиком представлены возражения на кассационную жалобу.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие административных истцов, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному административному делу не имеется.
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, 25 ноября 2007 года собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных в г. Челябинске по адресам: ул. Белорецкая, 60а и ул. Знаменская, 3б, проведено общее собрание в форме заочного голосования по вопросам создания ТСЖ "Оптимист", которое зарегистрировано 25 января 2008 года.
Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, допуск которого в эксплуатацию подтвержден материалами дела в период с 19 декабря 2008 года по 26 мая 2023 года.
На общем собрании членов ТСЖ "Оптимист", состоявшемся 06 апреля 2008 года, было принято решение о направлении дополнительных доходов товарищества на текущий и капитальный ремонты общего имущества дома.
По итогам проведенного 10 августа 2012 года общего собрания собственниками помещений принято решение о направлении дополнительных доходов, полученных от экономии оплаты коммунальных услуг (горячего водоснабжения, отопления), на текущий ремонт и содержание дома, благоустройство, накопление в резервный фонд ТСЖ "Оптимист".
Расчеты с ресурсоснабжающей организацией за тепловую энергию осуществляются собственниками помещений через ТСЖ "Оптимист" (т.1 л.д. 85). Плата за тепловую энергию начисляется по нормативу потребления, расчеты между ТСЖ "Оптимист" и ресурсоснабжающей организацией осуществляются исходя из показаний ОПУ тепловой энергии.
На основании распоряжения ГУ "ГЖИ ЧО" от 16 апреля 2021 года N 21-1944 1948 в период с 30 апреля 2021 года по 07 мая 2021 года по обращению собственника квартиры "данные изъяты" по адресу: г. Челябинск, ул. Знаменская, 3б проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ТСЖ "Оптимист" обязательных требований жилищного законодательства. В ходе проверки ГУ "ГЖИ ЧО" были выявлены нарушения:
- не выполнено предостережение о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований жилищного законодательства по обращениям жителей многоквартирного дома 3б по ул. Знаменской в г. Челябинске: по передаче показаний ОПУ тепловой энергии в ресурсоснабжающую организацию в соответствии с подп. "д" п. 31(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), по начислению платы за отопление в соответствии с п. 42(1) указанных Правил, по осуществлению перерасчета платы за отопление;
- общий объем тепловой энергии на отопление и подогрев воды в указанном многоквартирном доме учитывает ОПУ, однако помещения в доме не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии;
- начисление платы за предоставление коммунальной услуги по отоплению указанного многоквартирного дома в период с октября 2017 года по март 2021 года произведено по нормативу потребления в нарушение п. 42(1) Правил N 354;
- в нарушение подп. "д" п. 31(1) Правил N 354 не производилась передача показаний ОПУ в ресурсоснабжающую организацию.
По результатам проверки 07 мая 2021 года ТСЖ "Оптимист" было выдано предписание N 21-1944-2 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства в срок до 14 июня 2021 года путем осуществления перерасчета платы за отопление в соответствии с требованиями Правил N 354 исходя из показаний ОПУ тепловой энергии за период с октября 2017 года по март 2021 года в соответствии с п. 42(1) Правил N 354, соблюдения требований подп. "д" п. 31(1) Правил N 354 при передаче показаний ОПУ тепловой энергии в ресурсоснабжающую организацию.
По истечении срока для устранения выявленных нарушений в период с 17 по 21 июня 2021 года на основании распоряжения ГУ "ГЖИ ЧО" от 16 июня 2021 года N 21-3096 3067 проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 07 мая 2021 года N 21-1944-2, в ходе которой выявлено его невыполнение. 21 июня 2021 года ТСЖ "Оптимист" выдано новое предписание N 21-3096-2 об устранении тех же нарушений в срок до 23 июля 2021 года.
В период с 27 июля по 02 августа 2021 года на основании распоряжения ГУ "ГЖИ ЧО" от 26 июля 2021 года N 21-3730 3680 проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 21 июня 2021 года N 21-3096-2. В ходе проверки выявлено неисполнение п. 1 данного предписания по перерасчету платы за отопление в истребуемый период, что повлекло выдачу нового предписания со сроком исполнения и устранения нарушений до 03 сентября 2021 года и составление протокола об административном правонарушении.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в действиях ТСЖ "Оптимист" имеются нарушения обязательных для исполнения требований жилищного законодательства; отсутствуют нормы законодательства, наделяющие собственников помещений правом самостоятельного изменения установленных правил расчета и начисления платы за коммунальные услуги по теплоснабжению; предписаниями ГУ "ГЖИ ЧО" не отменяется и не оспаривается решение общего собрания от 10 августа 2012 года; предписания не повлекли произвольного вмешательства в хозяйственную деятельность ТСЖ "Оптимист"; ГУ "ГЖИ ЧО" правомочно выдавать предписание об устранении выявленных нарушений организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами и оказывающим собственникам помещений коммунальные услуги.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Согласно ч. 1, 8 ст. 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, включая горячую воду и тепловую энергию, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Согласно п. 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится в том числе установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Правом принятия решения об изменении порядка начисления платы за тепловую энергию, предусмотренного Правилами N 354, общее собрание членов ТСЖ законом не наделено. Не предусмотрено оно и уставом товарищества.
В соответствии с подп. "д" п. 31(1) Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных пп. "б", "г" - "ж" п. 17 настоящих Правил, обязаны при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца направлять полученные показания ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном заключенным управляющей организацией, товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией договором о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Установив, что порядок начисления платы за тепловую энергию в многоквартирном доме, оборудованном соответствующим ОПУ, определен законом, ТСЖ "Оптимист" не наделено правом изменять данный порядок, на общих собраниях членов ТСЖ "Оптимист", состоявшихся 06 апреля 2008 года, 10 августа 2012 года, и других общих собраниях, протоколы которых представлены истцами, решение о начислении платы за тепловую энергию по нормативу потребления не принималось, надлежащим образом обязанность по своевременному снятию показаний ОПУ тепловой энергии и передаче их в ресурсоснабжающую организацию товариществом не исполнялась, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, совокупности условий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, не имеется.
Факт начисления платы за тепловую энергию по нормативу потребления всем собственникам помещений в доме по адресу: г. Челябинск, ул. Знаменская, 3б в период с октября 2017 года по март 2021 года в ходе рассмотрения дела административными истцами не оспаривался (т.1 л.д. 34). Также в деле имеются отчеты о потреблении тепловой энергии за период с 23 сентября 2017 года по 23 марта 2021 года.
Вопреки доводам жалобы оспариваемые предписания являются исполнимыми, содержат указания на пункт Правил N 354, которым предусмотрен порядок начисления платы за тепловую энергию. Возложение на ТСЖ "Оптимист" обязанности произвести перерасчет указанной платы, начисленной с нарушением Правил N 354, действующему законодательству не противоречит.
Доводы истцов о том, что у административного ответчика отсутствовали основания требовать осуществления перерасчета за пределами трехлетнего срока исковой давности, подлежат отклонению, так как указанный срок применяется по заявлению стороны спора в гражданских правоотношениях (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации), однако спор, возникший в рамках настоящего дела, является административно-правовым, и при его разрешении правовые нормы об исковой давности не могут быть применены.
Судами при рассмотрении дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административных истцов при рассмотрении дела, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами норм материального и процессуального права. Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Челябинска от 16 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Биктимировой Гульсании Рахвкатовны, Арсентьевой Веры Ивановны, Мурахтиной Елены Васильевны, ТСЖ "Оптимист" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.