Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Шушкевич О.В, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-8333/2021 по иску Новиковой Татьяны Юрьевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Новиковой Татьяны Юрьевны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 24 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 31 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Новикова Т.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить пенсию.
Требования мотивированы тем, что 25 декабря 2019 г. она обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 23 марта 2020 г. в назначении пенсии отказано в связи с недостаточностью педагогического стажа, с чем она не согласна. На основании изложенного просила о признании решения от 23 марта 2020 г. незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы с 13 ноября 1989 года по 29 июня 1990 года в должности "данные изъяты" "Черноковский", период учебы с 30 сентября 1991 г. по 01 июля 1993 г. в "данные изъяты" педагогическом училище им. В.И. Ленина, назначить досрочную страховую пенсию с 14 ноября 2017 г.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 24 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 31 января 2022 г, в удовлетворении исковых требований Новиковой Т.Ю. отказано.
В кассационной Новикова Т.Ю. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, истец Новикова Т.Ю. просила о рассмотрении дела без ее участия, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено такого рода нарушений норм материального или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, досрочная страховая пенсия по старости назначается независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пунктом "м" статьи 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 (с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 463 (с применением положений пункта 2 указанного постановления), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.
Вышеуказанным Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, предусмотрены наименования учреждений и организаций, а также должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет, назначаемую при наличии стажа педагогической деятельности не менее 25 лет.
Согласно пункту 4 названного Перечня право на пенсию за выслугу лет в детских садах и объединенных яслях-садах имели заведующие, руководители-воспитатели, воспитатели.
Постановление от 17 декабря 1959 г. утратило силу с 01 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Кроме того, этим же постановлением от 17 декабря 1959 г. N 1397 было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с которым учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывались периоды выборной и иной работы по специальности (пункт 1), а также работа в качестве пионервожатых и время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (пункт 2). При этом в силу пункта 4 данного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Таким образом, периоды деятельности, предусмотренные Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, включались в педагогический стаж при условии наличия работы в учреждениях и должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным этим же постановлением.
Действовавшим с 01 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 463, которым был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", возможности зачета в педагогический стаж периодов обучения, а также иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической (не предусмотренных указанным Списком), предусмотрено не было.
Действующее пенсионное законодательство, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, также не предусматривают возможности включения в специальный стаж периодов обучения в педагогических учебных заведениях.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Новикова (до брака Корытова) Т.Ю. с 13 ноября 1989 г. по 29 июня 1990 г. работала "данные изъяты" "Черноковский", с 30 сентября 1991 г. по 01 июля 1993 г. проходила учебу в "данные изъяты" педагогическом училище им. В.И. Ленина, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 11- 16).
25 декабря 2019 года Новикова Т.Ю. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением от 23 марта 2020 года Новиковой "данные изъяты" "данные изъяты" "Черноковский" в связи с тем, что такая должность Списками не предусмотрена; период обучения с 30 сентября 1991 г. по 01 июля 1993 г. в "данные изъяты" педагогическом училище им. В.И. Ленина в связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает включение в специальный стаж периодов учебы. Продолжительность стажа на соответствующих видах работ Новиковой Т.Ю. составила 24 года 08 месяцев 19 дней (л.д. 21-23).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что должность "данные изъяты" не предусмотрена действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781; оснований для включения в специальный стаж периода обучения в "данные изъяты" педагогическом училище с 30 сентября 1991 г. по 01 июля 1993 г. не имеется, поскольку у истца на 01 октября 1993 г. отсутствовало 2/3 педагогического стажа. Отказав в удовлетворении заявленных истцом основных требований, суд первой инстанции также не усмотрел оснований для удовлетворения требований о назначении истцу досрочной страховой пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав на то, что в настоящем деле при оценке пенсионных прав истца юридически значимым обстоятельством является наличие у Новиковой Т.Ю. до 01 января 1992 г. стажа педагогической деятельности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, а не иной приравниваемой к педагогической деятельности.
Также суд апелляционной инстанции отметил, что поскольку у истца до 01 января 1992 г. отсутствовал необходимый стаж педагогической деятельности, с наличием которой законодатель связывал возможность включения в специальный стаж периодов трудовой деятельности, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода учебы с 30 сентября 1991 г. по 01 июля 1993 г. в "данные изъяты" педагогическом училище.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что период работы с 13 ноября 1989 г. по 29 июня 1990 г. в качестве "данные изъяты" сада "Черноковский" подлежит включению в специальный стаж, суд апелляционной инстанции указал на то, что действовавшим в спорный период Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 463, равно как и Списками, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, от 29 октября 2002 г. N 781, должность "данные изъяты" не предусмотрена, а по тарифно-квалификационным характеристикам должность "данные изъяты" относится к должностям учебно-вспомогательного персонала, а не к должностям педагогических работников.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода обучения в "данные изъяты" педагогическом училище с 30 сентября 1991 г. по 01 июля 1993 г, периода работы с 13 ноября 1989 г. по 29 июня 1990 г. в качестве "данные изъяты" "Черноковский" и отсутствии права на досрочную пенсию с 14 ноября 2017 г. ввиду недостаточности специального стажа являются правильными, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод кассационной жалобы о том, что непосредственно до поступления в Тобольское педагогическое училище на педагогическую специальность "Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы", она занималась педагогической деятельностью, непосредственно за периодом обучения следовала педагогическая работа, обучение на 01 октября 1993 г. было закончено, аналогичны правовой позиции истца в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данного довода подробно мотивирована в апелляционном определении. Оснований не соглашаться с данным выводом у суда кассационной инстанции не имеется.
Судами правильно указано, что для включения в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении необходимо, чтобы периоду обучения непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, предусмотренная Перечнем организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, а не иная, приравниваемая к педагогической деятельность.
Как следует из материалов дела, периоду обучения с 30 сентября 1991 г. по 01 июля 1993 г. в "данные изъяты" педагогическом училище предшествовал период работы с 17 октября 1990 г. по 26 августа 1991 г. в качестве пионервожатой, указанная должность названным Перечнем не предусмотрена, следовательно, совокупность условий, необходимых для включения в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении, не соблюдена.
Довод истца в кассационной жалобе о том, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии ею было выработано 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем имеются законные основания для включения в специальный стаж периода обучения по специальности, основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не является, поскольку период обучения не подлежит включению в специальный стаж.
При этом судебная коллегия соглашается с тем, что 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", подлежит определению на день обращения за назначением пенсии, а не на 01 января 1992 г. или на 01 октября 1993 г. Вместе с тем, как было указано выше, основания для включения в специальный стаж спорных периодов работы и учебы не имеется.
Ссылка истца на то, что суд препятствовал направлению решения в ее адрес, направил его по истечении 5 месяцев с момента вынесения решения суда, определение суда апелляционной инстанции направил более чем через месяц, основанием для отмены обжалуемых судебных актов являться не может, поскольку не относится к нарушениям норм процессуального права, влекущим в силу части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 24 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 31 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Новиковой Татьяны Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.