Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Шушкевич О.В, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3551/2021 по иску Русаковой Натальи Вячеславовны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная клиническая больница" о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, внесении изменений в справку, по кассационной жалобе Русаковой Натальи Вячеславовны на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Русакова Н.В. обратилась в суд с иском об оспаривании решения пенсионного органа от 12 марта 2021 г. об отказе в установлении пенсии, включении в специальный стаж по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода учебы в Нижневартовском медицинском училище с 01 сентября 1991 года по 28 июня 1993 года; в льготном порядке 1 год за 1 год 6 месяцев периодов работы медицинской сестрой хирургического отделения стационара с 01 ноября 1999 г. по 18 июня 2006 г, с 19 сентября 2007 г. по 21 октября 2007 г, с 19 марта 2009 г. по 01 марта 2021 г.; о внесении изменений в справку бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная клиническая больница" (далее БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная клиническая больница") от 25 марта 2001 г. N 39 в части указания на льготное исчисление медицинского стажа (1 год за 1 год 6 месяцев).
Требования мотивированы тем, что 02 марта 2021 г. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее УПФР в г. Нижневартовске) (впоследствии реорганизованного в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре)) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решением от 12 марта 2021 г. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. С решением ответчика не согласна, полагает, что ответчик неправильно произвел расчет стажа.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 декабря 2021 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Русакова Н.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная клиническая больница" просит оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Русакова Н.В. 02 марта 2021 г. обратилась в УПФР в г. Нижневартовске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Нижневартовске от 12 марта 2021 г. N 60078/21 Русаковой Н.В. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального (медицинского) стажа.
При этом на дату подачи заявления страховой стаж Русаковой Н.В. составил 27 лет 11 месяцев 13 дней; специальный (медицинский) стаж - 26 лет 02 месяца 15 дней; стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 24 года 03 месяца 25 дней.
В специальный (медицинский) стаж Русаковой Н.В. не включены период учебы с 01 сентября 1991 г. по 24 июня 1993 г. в "данные изъяты" медицинском училище. Периоды работы с 01 ноября 1999 г. по 18 июня 2006 г, с 19 сентября 2007 г. по 21 октября 2007 г, с 19 марта 2009 г. по 30 марта 2018 г. в качестве "данные изъяты" хирургического отделения Медсанчасти N 1 ПО "Нижневартовскнефтегаз" учтены в календарном порядке. С 01 апреля 2018 г. по 01 марта 2021 г. Русакова Н.В. работала в качестве "данные изъяты" туберкулезного легочно-хирургического отделения КУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовский противотуберкулезный диспансер", указанный период также учтен в специальный стаж Русаковой Н.В. в календарном порядке.
Из справки БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная клиническая больница" от 25 марта 2021 г. N 39 следует, что Русакова Н.В. работала полный рабочий день на полную ставку в Медсанчасти N 1 ПО "Нижневартовскнефтегаз" г. Нижневартовска Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 07 июля 1993 г. в качестве "данные изъяты" хирургического отделения N 2 стационара, с 01 сентября 2009 г. - "данные изъяты" хирургического отделения N 2 стационара по 30 марта 2018 г, уволена по собственному желанию.
В указанной справке также отражено, что работа в период с 07 июля 1993 г. по 31 октября 1999 г. дает право на досрочное назначение страховой пенсии с применением льготного порядка исчисления стажа (1 год за 1 год 6 месяцев); работа с 01 ноября 1999 г. по 31 августа 2009 г, с 01 сентября 2009 г. по 30 марта 2018 г. предусмотрена списком должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". С 12 апреля1995 г. по 29 июля 1996 г, с 19 июня 2006 г. по 18 сентября 2007 г. Русакова Н.В. находилась в отпуске по уходу за детьми до 1, 5 лет, с 22 октября 2007 г. по 18 марта 2009 г. - в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.
Соответствующие коды указаны в выписке из индивидуального лицевого счета Русаковой Н.В. (дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования - 13 октября 1999 г.).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Русаковой Н.В. к ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, суд первой инстанции исходил из того, что п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590, предусматривалось включение периодов обучения в общий трудовой стаж, однако, право засчитать в льготный стаж, дающий право на досрочную пенсию, данный пункт не предусматривает; периоды работы с 01 ноября 1999 г. по 16 июня 2006 г, с 19 сентября 2007 г. по 21 октября 2007 г, с 19 марта 2009 г. по 01 марта 2021 г. не подлежат исчислению в льготном порядке (1 год за 1 год 6 месяцев), поскольку правом на льготное исчисление стажа пользуются не все медицинские сестры, а только операционные медицинские сестры и медицинские сестры перевязочных в определенных отделениях, медицинские сестры палатные не предусмотрены Перечнем должностей, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа.
Отказывая в удовлетворении требований Русаковой Н.В. к БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная клиническая больница" о внесении изменений в справку от 25 марта 2021 г. N 39 в части указания на льготное исчисление спорных периодов (1 год за 1 год 6 месяцев), суд первой инстанции исходил из того, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета спорные периоды отражены без указания кода льготных условий труда, дающего право на применение льготного порядка исчисления стажа, 30 марта 2018 г. трудовой договор с истцом расторгнут, в спорные периоды истец не осуществляла обязанности "данные изъяты" с определенной спецификой и характером труда, дающих право на льготное исчисление стажа.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием, указав дополнительно на то, действовавшие в период учебы истца в медицинском училище нормативные правовые акты, а именно Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590, Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", не предусматривали возможности включения в медицинский стаж периодов учебы в медицинских училищах.
Судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода обучения в "данные изъяты" медицинском училище с 01 сентября 1991 г. по 28 июня 1993 г. истцом не обжалуются, в связи с чем не являются предметом проверки суда кассационной инстанции.
С постановленными судами решениями в остальной части судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 г.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом "н" статьи 1 постановления Правительства Российской Федерации приняло от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные этим же постановлением;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1066, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные этим же постановлением, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.
Из указанных положений следует, что при исчислении стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, применяется либо ныне действующее законодательство, либо законодательство, действовавшее в период выполнения соответствующих работ.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденных данным постановлением.
Согласно пункту 4 указанных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 ноября 1999 г, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, согласно приложению, год работы засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение как 1 год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка, в том числе хирургическое отделение, туберкулезное легочно-хирургическое. В числе должностей, работа в которых дает право на применение льготного порядка исчисления стажа (год работы как 1 год и 6 месяцев), поименованы: оперирующие врачи-специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие; операционные медицинские сестры, в том числе старшие; медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Аналогичные должности предусмотрены Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1066, действовавшим в период с 01 ноября 1999 г. до 12 ноября 2002 г.
Поскольку с 01 ноября 1999 года по 16 июня 2006 года, с 19 сентября 2007 года по 21 октября 2007 года, с 19 марта 2009 года по 30 марта 2018 г. Русакова Н.В. работала "данные изъяты" хирургического отделения Медсанчасти N 1 ПО "Нижневартовскнефтегаз", с 01 апреля 2018 г. по 01 марта 2021 г. Русакова Н.В. работала "данные изъяты" туберкулезного легочно-хирургического отделения КУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовский противотуберкулезный диспансер", т.е. не в должности операционной медицинской сестры, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в указанной части.
Кроме того, установив, что требования Русаковой Н.В. к БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная клиническая больница" о внесении изменений в справку от 25 марта 2021 г. N 39 связаны с правом истца на льготное исчисление стажа в периоды работы с 01 ноября 1999 года по 16 июня 2006 года, с 19 сентября 2007 года по 21 октября 2007 года, с 19 марта 2009 года по 30 марта 2018 г, а при рассмотрении дела судами установлено отсутствие у истца такого права, суды обоснованно отказали истцу в удовлетворении указанных требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что период работы с 01 ноября 1999 г. по 31 августа 2009 г. должен быть учтен в льготном порядке со ссылкой на Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, которым предусмотрены медицинские сестры палатные (постовые), указание на то, что в спорный период она выполняла работу различного характера, хирургическое отделение не имело подразделений, включало в себя гнойную хирургию, ожоговую, травматологическую и т.д, при этом медицинская сестра, работающая в общей хирургии, выполняла работу перевязочной медсестры, постовой медсестры, палатной медсестры, правильных выводов судов не опровергают, поскольку основаны на неправильном понимании норм материального права.
При разрешении спора судами правильно указано, что право на льготное исчисление стажа (1 год за 1 год 6 месяцев) имеют только операционные медицинские сестры и медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом, тогда как, условия работы истца в спорные периоды указанным условиям не соответствовали.
Довод кассационной жалобы о том, что ответчик БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная клиническая больница" не предоставил должностную инструкцию, запрошенную судом, что не позволило установить фактические обязанности в спорный период, не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений, поскольку из представленных в материалы дела доказательств следует, что в спорные периоды истец работала медицинской сестрой (медицинской сестрой палатной) хирургического отделения, что истцом не оспаривалось, на то, что в эти периоды она была операционной медицинской сестрой, истец не ссылалась, а именно работа операционной медицинской сестрой дает право на льготное исчисление стажа, что не подтверждено материалами дела.
Ссылка истца на нарушение норм процессуального права, поскольку суды не предложили ей представить дополнительные доказательства, она могла пригласить свидетелей, которые вместе с ней выполняли такие же функции и вышли на пенсию, начисление которой производилось по вышеуказанным нормам закона, является несостоятельной, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается, а имеющиеся в материалах дела доказательства позволили суду разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.
Указание в жалобе на то, что период ее работы с 07 июля 1993 г. по 31 октября 1999 г. в должности "данные изъяты" в хирургическом отделении стационара должен быть рассчитан в льготном порядке, поскольку действовавшим в спорный период работы постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464 было предусмотрено, что работа в качестве среднего медицинского персонала в отделениях (палатах) хирургического профиля стационаров включается в специальный стаж в льготном порядке, судебной коллегий Седьмого кассационного суда общей юрисдикции отклоняется, поскольку указанные требования предметом проверки нижестоящих судов не являлись, т.к. с учетом уточнения исковых требований указанный период спорным не являлся.
Кроме того, как следует из материалов дела, периоды работы с 07 июля 1993 г. по 11 апреля 1995 г, с 30 июля 1996 г. по 31 октября 1999 г. учтены в специальный стаж истца в льготном порядке, период с 12 апреля 1995 г. по 30 июля 19996 г. в специальный стаж не учтен, поскольку истец находилась в отпуске по уходу за ребенком.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, как не приведено и оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Русаковой Натальи Вячеславовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.