Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-3737/2021 по иску Департамента здравоохранения города Севастополя к Иванову Андрею Петровичу о взыскании единовременной компенсационной выплаты, неустойки, по кассационной жалобе Департамента здравоохранения г. Севастополя на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 06 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Департамент здравоохранения города Севастополя обратился в суд с иском к Иванову А.П. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты в размере 171 689 руб. 82 коп, неустойки в размере 1 206 руб. 53 коп.
Требования мотивированы тем, что 14 декабря 2017 года между Департаментом здравоохранения города Севастополя, Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Севастополя "Севастопольская городская больница N 9" и Ивановым А.П. заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику. Согласно условиям договора, работнику предоставляется единовременная компенсационная выплата в соответствии с Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года N 474-ПП. В силу пункта 2.3.1 договора работник обязался отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным работником с учреждением. В случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока работник обязуется возвратить на лицевой счет Департамента часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному работником периоду, в течение 30 рабочих дней со дня прекращения трудового договора. Согласно приказу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Городская больница N 9" от 30 октября 2017 года N 1025-л Иванов А.П. принят на работу в Фельдшерско-акушерский пункт с. Тыловое заведующим фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшером на 1, 0 ставки. 14 декабря 2017 года с Ивановым А.П. заключен договор N65/2017 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику.
Как подтверждается платежным поручением от 29 декабря 2017 года N337089, единовременная компенсационная выплата перечислена Иванову А.П. Приказом N295-л от 24 февраля 2021 года трудовой договор с работником расторгнут. Иванов А.П. уволен 24 февраля 2021 года по собственному желанию - пункт 3 часть 1 статья 77 Трудового кодекса Российской Федерации. По истечении 30 рабочих дней до 08 апреля 2021 года возврат денежных средств пропорционально неотработанному времени работником не произведен. В адрес Иванова А.П. направлена претензия от 13 апреля 2021 года N 953/01-04-1203-26/02/21 о необходимости возврата части суммы компенсационной выплаты. По состоянию на 31 мая 2021 года денежные средства ответчиком не возвращены. На основании изложенного, просил взыскать с ответчика в пользу Департамента здравоохранения города Севастополя часть единовременной компенсационной выплаты в размере 171 689 руб. 82 коп. и неустойку в размере 1 206 руб. 53 коп, в соответствии с пунктом 3.4. договора, за нарушение срока возврата выплаты за период с 09 апреля 2021 года по 31 мая 2021 года.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 06 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 декабря 2021 года исковые требования Департамента здравоохранения города Севастополя удовлетворены частично. С Иванова А.П. в пользу Департамента здравоохранения города Севастополя взыскана сумма долга по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 171 689 руб. 82 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Департамент здравоохранения г. Севастополя ставит вопрос об отмене решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 06 октября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 декабря 2021 года в той части, которой отказано в удовлетворении требований, как незаконных, с вынесением по делу нового решения.
В доводах кассационной жалобы указывает, что суды необоснованно отказали в удовлетворении требования о взыскании неустойки, поскольку согласно пункту 16 постановления Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года N 474-ПП "Об утверждении порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные департаменту здравоохранения города Севастополя, за счет средств бюджета города Севастополя" в случае несвоевременного возврата средств единовременной выплаты согласно пункту 15 настоящего Порядка и договору о предоставлении единовременной выплаты, медицинскому работнику будет начисляться неустойка за пользование бюджетными средствами в размере 0, 1% за каждый день просрочки от суммы оставшейся задолженности до полного ее погашения. Также, согласно разъяснений, изложенных в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия полагает судебные акты по доводам кассационной жалобы не подлежащими.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Городская больница N 9" от 30 октября 2017 года N1025-л Иванов А.П. принят на работу в фельдшерско-акушерский пункт с. Тыловое заведующим фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшером на 1, 0 ставки.
14 декабря 2017 года между Департаментом здравоохранения города Севастополя, Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Севастополя "Севастопольская городская больница N 9" и Ивановым А.П. заключен договор N65/2017 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику.
Согласно условиям договора, Иванову А.П. предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере 500 000 руб, в соответствии с Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года N474-ПП (пункт 1 договора).
Согласно пункту 2.1. договора, Департамент обязуется в течение 30 календарных дней со дня заключения настоящего договора предоставить учреждению, в котором согласно трудовому договору трудоустроен работник, средства для осуществления единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб, за счет средств бюджета города Севастополя, поступивших в Департамент.
Согласно пункту 2.2. договора, учреждение обязуется в течение 7 рабочих дней направить полученные от Департамента средства работнику путем перечисления средств на банковский счет работника, указанный в договоре.
В силу пункта 2.3.1 договора Иванов А.П. обязался отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Севастополя "Городская больница N 9".
В случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) работник обязуется возвратить на лицевой счет Департамента часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному работником периоду, в течение 30 рабочих дней со дня прекращения трудового договора (пункт 2.3.3 Договора).
Согласно пункту 3.4 договора, в случае прекращения трудового договора от 30 октября 2017 года N1025-л, заключенного работником с учреждением, по инициативе работника, он обязан не позднее 30 рабочих дней с момента прекращения трудового договора, возвратить Департаменту часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально отработанному работником периоду. При нарушении срока возврата выплаты работником уплачивается неустойка в размере 0, 1% за каждый день просрочки от суммы оставшейся задолженности до полного ее погашения.
В соответствии с заключенным договором Иванову А.П. предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере 500 000 руб, что подтверждается платежным поручением N337089 от 29 декабря 2017 года.
Приказом N 295-л от 24 февраля 2021 года трудовой договор с Ивановым А.П. расторгнут. Он уволен 24 февраля 2021 года по собственному желанию на основании пункта 3 часть 1 статья 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Трудовой договор с ответчиком расторгнут 24 февраля 2021 года по инициативе работника и до истечения пятилетнего срока, установленного договором N65/2017 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику.
По истечении 30 рабочих дней до 08 апреля 2021 года возврат денежных средств пропорционально неотработанному времени Ивановым А.П. не произведен. В адрес Иванова А.П. направлена претензия от 13 апреля 2021 года N953/01-04-1203-26/02/21 о необходимости возврата части суммы компенсационной выплаты, которая ответчиком оставлена без удовлетворения, что стало причиной обращения Департамента здравоохранения города Севастополя в суд.
Разрешая спор, удовлетворяя требования в части взыскания единовременной компенсационной выплаты, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что заключая договор от 14 декабря 2017 года на предоставление единовременной компенсационной выплаты, Иванов А.П. добровольно принял на себя обязанность отработать не менее 5 лет по трудовому договору, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока возвратить на лицевой счет Департамента здравоохранения города Севастополя часть компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду. Поскольку ответчик уволился из медицинской организации по собственной инициативе, не отработав пятилетнего срока и не исполнив обязательство по возврату части компенсационной выплаты, суд пришел к выводу о взыскании с Иванова А.П. части компенсационной выплаты пропорционально не отработанному времени, в размере 171 689 руб. 82 коп.
Поскольку судебные постановления обжалуются Департаментом здравоохранения города Севастополя только в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки за нарушение срока возврата части компенсационной выплаты, и сторонами в остальной части не оспариваются, суд кассационной инстанции считает возможным проверить законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы. Оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы не усматривается.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования о взыскании неустойки за нарушение срока возврата части компенсационной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что спорные правоотношения находятся в сфере регулирования трудового законодательства, которым не предусмотрена возможность применения к работникам санкций при неисполнении взятых на себя обязательств.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции в приведенной части, суд апелляционной инстанции указал, что не предусмотрено применение штрафных санкций при невыполнении работниками обязательств положениями государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", а также действовавшим в момент заключения сторонами договора постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Судебная коллегия соглашается с решениями судебных инстанций об отказе Департаменту здравоохранения города Севастополя в удовлетворении исковых требований к Иванову А.П. о взыскании неустойки за нарушение срока возврата части компенсационной выплаты за период с 09 апреля 2021 года до 31 мая 2021 года в размере 1 206 руб. 53 коп.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 1868-О, от 27 октября 2015 года N 2483-О). Эта выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулирования их переезда на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640. Названные Правила являются приложением N5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников посредством принятия нормативного правового акта, предусматривающего возможность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения.
Обращаясь в суд, Департамент здравоохранения г. Севастополя ссылался на Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года N 474-ПП, указывая, что названным Порядком предусмотрена в случае несвоевременного возврата средств единовременной выплаты обязанность медицинского работника выплатить неустойку за пользование бюджетными средствами в размере 0, 1% за каждый день просрочки от суммы оставшейся задолженности до полного ее погашения. На основании Порядка в пункт 3.4 договора от 14 декабря 2017 года, заключенного с Ивановым А.П, включены аналогичные условия.
Постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года N 474-ПП утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя. Настоящий порядок предоставления единовременных выплат медицинским работникам разработан в целях реализации подпрограммы 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения на 2015-2020 года" Государственной программы "Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 25 мая 2015 года N434-ПП, в связи с необходимостью привлечения медицинских работников на работу в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Севастополя из других субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов на осуществление компенсационных выплат осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя в переделах средств, предусмотренных в бюджете города Севастополя на указанные цели в текущем финансовом году, главным распорядителем бюджетных средств является Департамент здравоохранения города Севастополя (пункты 2, 3 Порядка).
Постановлением Правительства Севастополя от 25 мая 2015 года N434-ПП утверждена Государственная программа "Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015-2020 годы", в состав которой включена подпрограмма N7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения на 2015-2020 годы". Задачей указанной подпрограммы является снижение дефицита специалистов с высшим и средним медицинским образованием, в том числе путем привлечения специалистов в медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения города Севастополя из других субъектов Российской Федерации.
Подпрограммой N7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения на 2015-2020 годы" Государственной программы "Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015-2020 годы" предусмотрены меры социальной поддержки медицинских работников. В целях улучшения кадровой ситуации в городе Севастополе по укомплектованию медицинскими работниками учреждений здравоохранения подпрограммой предусмотрена в качестве меры социальной поддержки единовременная выплата медицинским работникам, прибывшим на работу в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Севастополя из других субъектов Российской Федерации.
Выплата, предусмотренная названной подпрограммой, в размере 500 000 рублей для фельдшера производится на основании заключенного между Департаментом здравоохранения города Севастополя, медицинским учреждением и медицинским работником трехстороннего договора. Единовременная компенсационная выплата может быть направлена на приобретение и (или) строительство жилого помещения, на приобретение земельного участка, а также на оплату расходов на обустройство на новом месте жительства.
Медицинский работник, получивший выплату, обязан отработать не менее пяти лет по основному месту работы. В случае прекращения медицинским работником трудового договора с медицинской организацией до истечения пятилетнего срока с даты заключения трудового договора часть единовременной компенсационной выплаты возвращается медицинским работником в бюджет города Севастополя в течение 30 рабочих дней со дня расторжения трудового договора. Размер средств, подлежащих возврату, рассчитывается пропорционально отработанному медицинским работником времени с даты заключения трудового договора до даты прекращения трудового договора (пункт 15 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года N 474-ПП, действующего в редакции на день заключения Ивановым А.П. трехстороннего договора о предоставлении компенсационной выплаты).
В случае несвоевременного возврата средств единовременной выплаты согласно пункту 15 настоящего Порядка и договору о предоставлении единовременной выплаты, медицинскому работнику начисляется неустойка за пользование бюджетными денежными средствам в размере 0, 1% за каждый день просрочки от суммы оставшейся задолженности до полного её погашения (пункт 16 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года N 474-ПП, действующего в редакции на день заключения Ивановым А.П. трехстороннего договора о предоставлении компенсационной выплаты).
Аналогичные положения содержаться в пунктах 19-24 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 13 декабря 2021 года N634-ПП. Указанным постановлением признано утратившим силу Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года N 474-ПП.
Постановлением Правительства Севастополя от 18 января 2017 года N13-ПП признано утратившим силу постановление Правительства Севастополя от 25 мая 2015 года N434-ПП, которым утверждена Государственная программа "Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015-2020 годы".
Постановлением Правительства Севастополя от 23 ноября 2016 года N1115-ПП утверждена Государственная программа "Развитие здравоохранения в городе Севастополе на 2017-2020 годы", в состав которой также включена подпрограмма N7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения". Задачей указанной подпрограммы также является снижение дефицита специалистов с высшим и средним медицинским образованием, в том числе путем привлечения специалистов в медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения города Севастополя из других субъектов Российской Федерации. Подпрограммой также предусмотрена в качестве меры социальной поддержки единовременная выплата медицинским работникам, прибывшим на работу в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Севастополя их других субъектов Российской Федерации. Порядок и условия предоставления выплаты в рамках реализации подпрограммы до 13 декабря 2021 года регулировался постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года N 474-ПП.
Из системного толкования приведенных норм, принятых Правительством Севастополя следует, что спорная выплата является мерой дополнительного стимулирования и социальной поддержки медицинских работников, переехавших из других субъектов Российской Федерации и трудоустроенных на работу в медицинские организации, подведомственные Департаменту. Выплата производилась Иванову А.П. не в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", не в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", как об этом ошибочно указано судом апелляционной инстанции. Отношения по предоставлению Иванову А.П. спорной компенсационной выплаты не регулируются нормами трудового законодательства, как об этом ошибочно указано судом первой инстанции. Такая мера социальной поддержки Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами о труде не предусмотрена.
Правительством Севастополя как уполномоченным органом субъекта Российской Федерации установлена дополнительная мера социальной поддержки медицинских работников, прибывших на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения города Севастополя, которая выплачивается исключительно за счет средств бюджета города Севастополя, а не на условиях софинансирования, как это предусмотрено статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". При разрешении спора судам следовало руководствоваться положениями нормативных актов, принятых Правительством Севастополя в целях предоставления дополнительной меры социальной поддержки.
Однако неприменение судами норм материального права, подлежащих применению при разрешении спора, не привело к вынесению незаконного решения об отказе Департаменту здравоохранения Севастополя во взыскании с Иванова А.П. неустойки за нарушение срока возврата компенсационной выплаты.
Пунктом 16 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года N 474-ПП, действующего в редакции на день заключения Ивановым А.П. трехстороннего договора о предоставлении компенсационной выплаты, определено, что в случае несвоевременного возврата средств единовременной выплаты согласно пункту 15 настоящего Порядка и договору о предоставлении единовременной выплаты, медицинскому работнику начисляется неустойка за пользование бюджетными денежными средствам в размере 0, 1% за каждый день просрочки от суммы оставшейся задолженности до полного её погашения. Аналогичные положения содержаться в пункте 3.4 договора N65/2017 от 14 декабря 2017 года, заключенного между Департаментом здравоохранения города Севастополя, Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Севастополя "Севастопольская городская больница N 9" и Ивановым А.П. о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику.
Привлечение к ответственности за неисполнение обязательств в виде уплаты неустойки зависит от того, являются ли спорные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание в законодательстве Российской Федерации о возможности их применения к спорным отношениям.
Положения Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года N 474-ПП, а также условия договора N65/2017 от 14 декабря 2017 года не регулируют обязательства гражданско-правового характера. В данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки, как об этом указано в подпрограмме N7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения", в связи с прибытием Иванова А.П. на работу из другого субъекта Российской Федерации в медицинское учреждение, подведомственное Департаменту здравоохранения Севастополя.
Поскольку отношения по предоставлению Иванову А.П. меры социальной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам в смысле, придаваемым гражданским законодательством, то взыскание судом с Иванова А.П. неустойки за пользование бюджетными денежными средствами (не возвращенной части единовременной компенсационной выплаты, предоставленной в связи с его прибытием на работу из другого субъекта Российской Федерации) на основании пункта 16 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года N 474-ПП, пункта 3.4 договора N65/2017 от 14 декабря 2017 года противоречит существу и правовой природе спорных правоотношений и произведенной выплаты. Приведенные положения применению судами при разрешении спора не подлежали, как и не подлежали применению разъяснения, изложенные в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", вопреки ошибочному мнению заявителя.
Таким образом, в кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки за нарушение срока исполнения обязательства, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 06 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента здравоохранения города Севастополя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.