Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3393/2021 по иску Алексеева Андрея Борисовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска о признании решения незаконным, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Алексеева Андрея Борисовича на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 06 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Челябинской области Лукашевой Ю.В, полагавшей кассационную жалобу не подлежащий удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алексеев А.Б. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска (далее по тексту - УПФ в Калининском районе г. Челябинска) о признании незаконным решения от 15 декабря 2020 года об отказе в установлении страховой пенсии, возложении обязанности установить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 15 декабря 2020 года со снижением возраста, о взыскании компенсации морального вреда в размере 180 000 руб, расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований Алексеев А.Б. сослался на то, что является военным пенсионером с апреля 1998 года. 27 сентября 2020 года он обратился в УПФ в Калининском районе г. Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа от 15 декабря 2020 года ему отказано в этом ввиду отсутствия страхового стажа 25 лет. Полагает решение незаконным, поскольку по состоянию на 15 декабря 2020 года он достиг возраста 57 лет 7 месяцев, его страховой стаж составляет 21 год 05 месяцев 26 месяцев, в том числе 10 лет 10 месяцев 03 дня стаж работы в районах Крайнего Севера, при требуемом страховом стаже 11 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент - 131, 226.
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 06 сентября 2021 года, с учетом определения от 28 октября 2021 года об исправлении описки, Алексееву А.Б. в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Калининского районного суда г. Челябинска от 28 октября 2021 года произведена замена ответчика УПФ в Калининском районе г. Челябинска на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Челябинской области (далее по тексту - ГУ - ОПФ по Челябинской области).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 января 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Алексеев А.Б. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального права.
Истец Алексеев А.Б. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с 01 апреля 1998 года Алексеев А.Б. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". При определении размера пенсии за выслугу лет учтены периоды службы, работы и (или) иной деятельности истца, имевшие место с 05 августа 1980 года по 31 марта 1998 года.
27 сентября 2020 года Алексеев А.Б, "данные изъяты" года рождения, обратился в УПФ в Калининском районе г. Челябинска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьей 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ в Калининском районе г. Челябинска от 15 декабря 2020 года N 816927/20 Алексееву А.Б. отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа - 25 лет.
Как следует из решения пенсионного органа, стаж Алексеева А.Б. по пункту 6 части 1 статьей 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 10 лет 10 месяцев 03 дня, страховой стаж - 21 год 05 месяцев 26 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент является достаточным, при требуемом на 2020 год 18, 6.
Не оспаривая правильность исчисления страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера, Алексеев А.Б. настаивал на том, что при имеющемся стаже у него возникло право на страховую пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со снижением общеустановленного возраста.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что у истца отсутствует необходимая продолжительность страхового стажа, дающего право на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Установив, что пенсионным органом правомерно вынесено решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился и суд апелляционной инстанции, дополнительно указав, что наличие стажа по пункту 6 части 1 статьи 32 Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительностью 10 лет 10 месяцев 03 дня дает право на снижение пенсионного возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года), на 3 года 4 месяца, соответственно по достижению 57 лет 08 месяцев Алексеев А.Б. вправе претендовать на назначение страховой пенсии по указанному основанию при условии наличия у него страхового стажа не менее 25 лет.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Алексеева А.Б. о том, что судом не учтены положения части 2 статьи 8 и части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом приложения N 3, в соответствии с которыми необходимая продолжительность страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости определена в 11 лет; данный стаж у него имеется, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением N 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии страхового стажа не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет при наличии индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и части 4 статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1993 годе N 4468-1 "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарное службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" служащие при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Из приведенных норм права следует, что лица, получающие пенсии по нормам Федерального закона от 12 февраля 1993 годе N 4468-1 "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарное службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", имеют право на одновременное получение страховой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который, в свою очередь предусматривает возможность назначения страховой пенсии по старости по достижению общеустановленного возраста (статья 8 закона) и страховой пенсии по старости ранее общеустановленного возраста (статьи 30, 32 закона).
Так, статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" регламентирует условия, необходимые для назначения страховой пенсии по старости на общих условиях, то есть по достижении мужчиной возраста 60 лет (с 2019 года - с поэтапным увеличением возраста в соответствии с приложением N 6 к данному Федеральному закону, в том числе в 2020 году - по достижении возраста 62 лет), при наличии страхового стажа не менее на 2020 год не менее 11 лет и инициального пенсионного коэффициента на 2020 год не менее 18, 6.
Для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 указанного Федерального закона при наличии специального стажа продолжительностью полных 10 лет требуется наличие достижение возраста 56 лет 08 месяцев, с учетом его поэтапного повышения в 2020 году - 57 лет 08 месяцев, наличие страхового стажа не менее 25 лет, индивидуального пенсионного коэффициента на 2020 год не менее 18, 6.
Как правильно установлено судами, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на дату обращения с заявлением в пенсионный орган истец не достиг возраста 62 лет, а для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона, не имеет необходимого страхового стажа не менее 25 лет.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда г. Челябинска от 06 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеева Андрея Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.