Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей: Константиновой Ю.П, Щербаковой Н.В, при секретаре Молотиевской В.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-272/2021 по административному исковому заявлению ООО фирма "ЭЛСИ" к министерству природопользования Рязанской области об оспаривании в части нормативного правового акта - постановления министерства природопользования Рязанской области от 25.01.2021 N2 "Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани", по апелляционной жалобе ООО фирма "ЭЛСИ" на решение Рязанского областного суда от 22 декабря 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В, пояснения представителя административного истца адвоката Дорожко С.С, возражения представителя министерства природопользования Рязанской области Антонова А.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, полагавшего, что решение суда по доводам жалобы отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением министерства природопользования Рязанской области от 25.01.2021 N 2 "Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани" были установлены границы лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани (далее - ЛПЗП) согласно приложению.
Указанный документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 25.01.2021.
Общество с ограниченной ответственностью фирма "ЭЛСИ" обратилось в суд с административным иском о признании данного нормативного правового акта недействующим в части включения в границы указанного ЛПЗП земельных участков с кадастровыми номерами N, площадь наложения 54 605 кв.м и 265 859 кв.м соответственно.
Административный истец полагал, что постановление не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в части указания границ лесопаркового зеленого пояса, проходящих через его земельные участки, которые не обладают критериями, характеризующими условия включения земельных участков в ЛПЗП.
По мнению административного истца, оспариваемый им нормативный правовой акт противоречит положениям п. 8, п. 12 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ), п. 6 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ).
Нарушение своих прав в результате принятия оспариваемого акта административный истец усматривал в том, что включением участков в состав лесопаркового зеленого пояса существенно ограничиваются правомочия по владению, пользованию и распоряжению, принадлежащими ему на праве собственности земельными участками, так как они не могут быть предметом аренды, стали низколиквидными, существенно ограничены в гражданском обороте, снизилась их рыночная стоимость, административный истец не имеет возможности исполнять заключенный партнерский договор по строительству на земельных участках животноводческой фермы, несёт убытки.
Решением Рязанского областного суда от 22.12.2021 в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, представитель административного истца адвокат Дорожко В.И. подала апелляционную жалобу, в которой со ссылкой на незаконность и необоснованность судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшееся по делу решение и принять новое.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом неверно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности судом ошибочно было установлено, что на территориях земельных участков административного истца имеется лес.
Цитируя в жалобе положения Закона N7-ФЗ обращала внимание, что из буквального толкования правовых норм, земельные участки административного истца не могут быть отнесены ни к одной категории объектов, подлежащих включению в границы ЛПЗП, однако суд, признав правильным включение участков в границы ЛПЗП, в решении не указал к какой категории объектов были отнесены земельные участки, следовательно не указал норму права, подлежащую применению к спорным правоотношениям, что является достаточным основанием к отмене состоявшегося по делу решения. Кроме того, представитель административного ответчика на протяжении судебного разбирательства неоднократно менял позицию, касающуюся основания включения земельных участков в состав ЛПЗП.
Представленный в материалы дела акт от 24.11.2021 не может служить допустимым доказательством, так как составлен после принятия оспариваемого акта организацией, находящейся в подчинении административного ответчика - ГКУ РО "Рязанское лесничество", в комиссию при составлении акта представитель административного истца включен не был, в акте отсутствует конкретное указание на состав, объем и возраст древесных и кустарниковых насаждений.
Также представитель административного истца просила суд апелляционной инстанции критически отнестись к показаниям свидетеля ФИО11, сопредседателя "данные изъяты" относящего спорные участки к территориям зеленого фонда в границах населенных пунктов, которые прилегают к лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему: овраги, заросшие лесом.
Также податель жалобы указывала, что судом не был доказан факт законности включения земельных участков в состав ЗОУИТ "Лесопарковый зеленый пояс вокруг города Рязани" в 2017 году, факт включения участков истца с установленными на тот момент кадастровыми номерами в состав проекта ЛПЗП, не доказан факт внесения в ЕГРН координат границ ЗОУИТ в 2018 году, а не в 2021 году.
Также представитель ООО фирма "ЭЛСИ" указывала на формальную позицию прокурора, участвующего в деле, и немотивированность его заключения по результатам рассмотрения дела.
Апеллянт обращала внимание, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела: суд в процессе рассмотрения дела признавал факт того, что в проекте по созданию ЛПЗП отсутствовало указание на кадастровые номера земельных участков истца, однако в решении указал, что участки были идентифицированы под позициями N как "лес вблизи с. Пощупово", но земельные участки административного истца не входят в состав лесного реестра и не являются лесом, так как сформированы как земли населенных пунктов с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, при этом участки не граничат с лесными участками.
Отмечала, что судом не дана оценка того обстоятельства, что спорные земельные участки не являются землями лесного фонда и не включены в состав лесничеств, отклонено ходатайство о приобщении в материалы дела заключения АНО "Центр независимой потребительской экспертизы", которым доказывается, что расположенную на спорных участках древесно-кустарниковую растительность нельзя отнести к лесу, в связи с чем ходатайствует о приобщении этого заключения в материалы дела повторно уже перед судом апелляционной инстанции.
Цитируя Стандарт отрасли ОСТ 56-108-98 "Лесоводство. Термины и определения", утвержденный приказом Рослесхоза от 03.12.1998 N203, а также судебную практику Конституционного Суда Российской Федерации податель жалобы считает, что судом неправильно истолкованы нормы закона относительно понятия "лес", что привело к принятию судом неправильного решения.
Указывала, что ответчиком не было доказано наличие полномочий на внесение сведений о ЗОУИТ в ЕГРН 08.06.2018 в отсутствие принятого нормативного правового акта, а также факт изменения, а не установления границ 25.01.2021 с принятием оспариваемого постановления, при этом границы ЗОУИТ 62:00-6.16 были внесены в ЕГРН 09.03.2021 с нарушением установленных федеральным законом сроков, так как раньше зона имела учетный номер 62.00.2.173.
Проанализированы в жалобе и обстоятельства заключения государственного контракта с ФИО21 от 15.05.2018, с выводом о том, что внесение в ЕГРН сведений о границе зоны ЛПЗП ранее даты подписания акта сдачи-приемки работ по контракту является незаконным.
Податель жалобы, повторяя в ней доводы административного иска о нарушении прав заявителя оспариваемым нормативным правовым актом, в частности на срыв контракта по постройке фермы, указывала на несостоятельность выводов суда первой инстанции о недоказанности факта нарушения прав в судебном решении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проанализировав положения статей 62.1, 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановления Рязанской областной Думы от 13.12.2017 N 501-VI РОД "О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани и о его площади", Закона Рязанской области от 12.02.2015 N 1-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере охраны окружающей среды", постановления Правительства Рязанской области от 05.10.2010 N 240 "Об утверждении Положения о министерстве природопользования Рязанской области", суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что органом государственной власти, уполномоченным на установление и изменение границ лесопарковых зеленых поясов на территории Рязанской области, является министерство природопользования Рязанской области, а следовательно, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным лицом, в корректной форме, с соблюдением требований к его обнародованию, поскольку официально он опубликован на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными.
03.07.2016 был принят Федеральный закон N 353-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов", вступивший в силу с 01.01.2017.
Указанным законом введена в действие Глава IX.1. Лесопарковые зеленые пояса в Закон N7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62.1 Закона N7-ФЗ в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Согласно пункту 1 статьи 62.2 Закона N7-ФЗ в целях создания лесопаркового зеленого пояса некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления обращаются с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание лесопаркового зеленого пояса.
Общественная палата соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 30 дней с момента поступления ходатайства о создании лесопаркового зеленого пояса организует общественные (публичные) слушания в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 62.2 цитируемого закона).
Пунктом 8 статьи 62.2 Закона N7-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.
На основании пункта 12 статьи 62.2 Закона N7-ФЗ границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в ЕГРН в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ЛПЗП прежде всего являются одной из форм реализации права городских жителей на благоприятную окружающую среду, несут значительную экосистемную нагрузку, выступая в качестве обязательной составляющей общегосударственных и региональных программ по сохранению окружающей среды, повышению эффективности мероприятий по борьбе с деградацией и опустыниванием земель, восстановлению почвенного плодородия, обеспечению экологической и продовольственной безопасности, снижению уровня дискомфорта в местах работы и проживания людей.
Проанализировав процесс образования ЛПЗП города Рязани, суд первой инстанции установил, что 30.10.2017 в "данные изъяты" в Рязанской области о создании лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Рязани, с приложением Перечня из 1 361 участка, предлагаемых к включению в лесопарковый зеленый пояс и Проекта Лесопаркового зеленого пояса.
23.11.2017 Общественной палатой Рязанской области были проведены общественные слушания, протокол N 1 по которым представлен в материалы дела.
По результатам общественных слушаний было рекомендовано Рязанской областной Думе создать лесопарковый зеленый пояс вокруг г. Рязани площадью 680 499 135 кв.м, а Правительству Рязанской области - установить границы лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Рязани.
В перечне участков, предлагаемых к включению в лесопарковый зеленый пояс, были указаны кадастровые номера земельных участков по данным ЕГРН, условные кадастровые номера, либо порядковые номера в пределах кадастрового квартала.
В перечень участков, предложенных региональным отделением Общероссийского общественного движения "Народный Фронт "За Россию" к включению в лесопарковый зеленый пояс были предложены два объекта под номерами в таблице N с наименованием "лес вблизи с. Пощупово", порядковые номера в пределах кадастрового квартала: "данные изъяты".
В визуализированном проекте ЛПЗП территории, подлежащие включению в состав ЛПЗП отображены под теми же номерами, что и в таблице, где первая часть номера - номер кадастрового квартала, вторая - порядковый номер в пределах квартала. Выписка из проекта представлена в материалы дела и позволяет установить местоположение объектов "лес вблизи с. Пощупово" под номерами N относительно указанного населенного пункта, что опровергает доводы апелляционной жалобы о том, что данные объекты были включены в состав ЛПЗП только в 2021 году.
Сторонами не оспаривалось и следует из материалов дела, что указанные объекты расположены в границах земельных участков с кадастровыми N, площадь наложения 54 605 кв.м и 265 859 кв.м соответственно.
То обстоятельство, что объекты были включены в перечень не с кадастровым номером, а под условным номером квартала не свидетельствует о том, что их невозможно идентифицировать, а лишь о том, что объекты не занимают всю территорию участков.
Постановлением Рязанской областной Думы от 13.12.2017 N 501-VI РОД "О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани и о его площади" был создан ЛПЗП площадью 680 499 135 кв.м.
В целях установления границ ЛПЗП министерством природопользования Рязанской области был заключен государственный контракт от 15.05.2018 N с ФИО22 на оказание услуг по установлению границ лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Рязани и внесению сведений о границах в Единый государственный реестр недвижимости.
Сведения о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Рязани были внесены в ЕГРН 08.06.2018 на основании постановления Рязанской областной Думы от 13.12.2017 N 501-VI РОД, а также направленных министерством природопользования Рязанской области документов - текстового и графического описания местоположения границ, составленного по государственному контракту кадастровым инженером ФИО18
Сроки внесения сведений в ЕГРН и то обстоятельство, что они были внесены до подписания государственного контракта, вопреки утверждению в апелляционной жалобе не могут являться обстоятельством, свидетельствующим о недействительности границ ЛПЗП.
25.01.2021 министерством природопользования Рязанской области было принято постановление N 2 "Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани".
Необходимость изменения границ лесопаркового зеленого пояса была вызвана утверждением Арбитражным судом Рязанской области по искам ООО "Горизонт", ООО "Бастион", ООО "Автотехресурс" (дело N А54-4365/2019, дело N А54-4364/2019, дело N А54-4366/2019 соответственно) мировых соглашений между истцами и министерством природопользования Рязанской области, предусматривающих исключение принадлежащих указанным организациям земельных участков из состава лесопаркового зеленого пояса и включение в него в порядке компенсации иных территорий.
На основании постановления министерства природопользования Рязанской области от 25.01.2021 N 2 в ЕГРН были внесены изменения в сведения о границах ЛПЗП. При этом данные изменения не повлекли изменение границ ЛПЗП на иных территориях, в том числе двух объектов "лес вблизи с. Пощупово" под номерами N
Из объяснений сторон и дополнительно представленных в материалы дела в суде апелляционной инстанции доказательств следует, что спорные объекты ранее принадлежали к землям колхоза "Костино" и относились с категории земель сельскохозяйственного назначения.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Рыбновский муниципальный район от 12.10.2007 N783-р был утвержден проект границ земельного участка площадью 102 050 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности.
Указанный участок был поставлен на кадастровый учет 25.10.2007 со следующими характеристиками: кадастровый номер N, площадь 102 050 кв.м, местоположение: "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Рыбновский муниципальный район от 12.10.2007 N782-р был утвержден проект границ земельного участка площадью 420 160 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности.
Указанный участок был поставлен на кадастровый учет 26.10.2007 со следующими характеристиками: кадастровый номер N, площадь 420 160 кв.м, местоположение: "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
26.12.2011 данные земельные участки были предоставлены в аренду ФИО7 на основании Федерального закона от 11.06.2003 N 73-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" по постановлению главы м.о. - Рыбновский муниципальный район Рязанской области N (участок N) и постановлению главы м.о. - Рыбновский муниципальный район Рязанской области N (участок N).
28.12.2011 ФИО7 с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования Рыбновский муниципальный район Рязанской области были заключены договор N аренды земельного участка с кадастровым номером N и договор N аренды земельного участка с кадастровым номером N для разрешенного использования - сельскохозяйственное производство.
23.09.2014 между ФИО7 и ФИО9 было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды N аренды земельного участка с кадастровым номером N от 28.12.2011 из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с положениями подпункта 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N232-ФЗ) установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Из Генерального плана Пощуповского сельского поселения Рыбновского муниципального района Рязанской области, утвержденного Решением совета депутатов от 31.12.2013 N 146, следует, что указанные земельные участки были отнесены в проектируемые границы населенного пункта под перспективную жилую застройку.
В свою очередь, Правилами землепользования и застройки сельского поселения Рыбновского муниципального района Рязанской области, утвержденными решением Совета депутатов II созыва от 24.09.2015 N 65-а, в границах спорных земельных участков были запланированы две территориальные зоны СХ3- зона выделенных территорий для жилищного строительства и зона Р1 бульвары, скверы, парки, расположение которой совпадало с месторасположением спорных объектов, указанных позднее в сводной таблице участков подлежащих включению в ЛПЗП как "лес вблизи с. Пощупово".
09.03.2017 между Грибенниковым Д.С. и Пановой Е.А. было заключено Соглашение о передаче прав и обязанностей по Договору аренды N.
29.03.2017 решением Думы муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области N 669 был утвержден Генеральный план муниципального образования "Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области", которым указанные земельные участки были включены в границы села Пощупово и отнесены к функциональной зоне "Зона сельскохозяйственного использования (СХ) (существующая).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования ? Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, утвержденными решением Рыбновской районной Думы Рязанской области от 28.02.2017 N 660 (в редакции от 28.06.2021 N 255-п), участки расположены в территориальной зоне "Иные зоны (7.0)" с основными разрешёнными видами использования садоводство; историко-культурная деятельность.
Кроме того, суд установил, что указанные земельные участки находятся в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения Достопримечательное место "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина" и "Ансамбль Богословского монастыря", XVII - XIX вв, требования к осуществлению деятельности в границах территории которых и особый режим использования земельных участков установлены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.09.2015 N 2431 "О включении выявленного объекта культурного наследия "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина"; постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 N 62 "Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина"; постановлением Правительства Рязанской области от 30.12.2013 N 479 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Богословского монастыря - XVIII - XIX вв.", Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон"; приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2019 N1449 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина", расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань".
По сообщению ГКУ "Центр градостроительного развития Рязанской области" территориальная зона 7.0. лежит в границе участка Р-1.5 (территории, отнесенные к землям населенных пунктов, не застроенным на мемориальный период (с 1860 по 1941 гг, в том числе включает годы жизни С.А. Есенина 1895 - 1925 гг.) (ограниченное преобразование), согласно п. 9.2. приказа Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2019 N1449 в границе Участка Р-1.5 запрещается возведение капитальных зданий и сооружений.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что в период формирования ЛПЗП (конец 2016 - начало 2017 года, поскольку из протокола общественных слушаний следует, что к июлю 2017 года проект ЛПЗП был создан и у органов местного самоуправления в том числе города Рязани, Рязанского и Рыбновского муниципальных районов появилась возможность представить свои замечания по проекту) спорные участки имели категорию земель сельскохозяйственного назначения, однако на момент принятия постановления Рязанской областной Думы от 13.12.2017 N 501-VI РОД "О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани и о его площади" перешли в категорию земель населенных пунктов.
19.01.2018 ФИО9 было подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N для использования его в целях сельскохозяйственного производства.
01.03.2018 ФИО9 на основании Договора N купли-продажи земельного участка стала собственником участка N.
20.11.2018 ФИО9 по Договору купли-продажи земельных участков передала право собственности на участок N в пользу ООО фирма "ЭЛСИ".
13.03.2020 ФИО9 было подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N для использования его в целях сельскохозяйственного производства.
10.04.2020 ФИО9 на основании договора N купли-продажи земельного участка стала собственником участка N. В пункте N данного договора указано, что участок не ограничен в использовании.
21.07.2020 ФИО9 по договору дарения передала право собственности на участок с кадастровым номером N в пользу ООО фирма "ЭЛСИ".
Административный истец, оспаривая постановление министерства природопользования Рязанской области от 25.01.2021 N2 "Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани", указывал, что ему не понятно основание включения части принадлежащих ему земельных участков в ЛПЗП, а нарушение своих прав связывал со снижением рыночной стоимости земельных участков, ввиду существенных ограничений в использовании земель, включенных в ЛПЗП, и невозможностью исполнения заключенного с "данные изъяты" 16.11.2020 договора о сотрудничестве в сфере строительства и создания животноводческой фермы по выращиванию крупного рогатого скота на 2, 4 тыс. голов, поскольку на земельном участке с кадастровым номером N запланировано строительство двух складов для зерна и сенохранилища, а на участке с кадастровым номером N - трех телятников и склада для зерна.
Между тем, указанные доводы суд первой инстанции отклонил верно, так как возможность строительства фермы противоречит положениям статьи 85 ЗК РФ, поскольку градостроительные регламенты территориальной зоны, к которой отнесены в настоящее время Правилами землепользования и застройки спорные участки, не предусматривают возможность организации фермы, и, кроме того, использование участков для указанных целей без приведения в соответствие с градостроительным регламентом, опасно для памятников истории и культуры.
Доводы иска, повторяющиеся в апелляционной жалобе, об отсутствии оснований для включения части земельных участков, принадлежащих в настоящее время на праве собственности административному истцу, в ЛПЗП Рязани, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
ЛПЗП, как следует из положений пункта 1 статьи 62.1 Закона N7-ФЗ включают в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Административный истец последовательно в суде первой и апелляционной инстанции пояснял, что древесно-кустарниковая растительность, расположенная на принадлежащих ему земельных участках, не могла быть включена в состав ЛПЗП, так как не относится к лесу, ссылаясь, в том числе, на заключение специалиста ФИО10, сотрудника "данные изъяты" кандидата сельскохозяйственных наук, который, проведя лесотехническое исследование спорных участков, установил, что расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами N приовражные насаждения способствуют прекращению роста оврагов и предупреждению нового оврагоообразования, однако данные насаждения не являются лесом в его нормативном понимании, а согласно действующему ГОСТ 26462-85 "Агромелиорация. Термины и определения" относятся к овражным лесным насаждениям и приовражной лесной полосе.
Между тем, судебная коллегия не может в полной мере согласится с выводами указанного специалиста по следующим основаниям.
Проанализировав положения законодательства по вопросу соотношения понятий лесов и земельных участков, на которых они расположены, суд апелляционной инстанции отмечает, что исторически, например в Лесном кодексе РСФСР 1923 г, эти понятия разделялись, при этом единый государственный лесной фонд подразделялся на леса общегосударственного значения и леса местного значения, в составе которых выделялись участки, расположенные вне крупных лесных массивов, т.е. наряду с лесами в государственный лесной фонд включались отдельные покрытые лесом земельные участки.
Веденное Лесным кодексом РСФСР понятие государственного лесного фонда не совпадало с понятием "лес". Вопросы о составе государственного лесного фонда также регулировались Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 02.03.1932 "Об организации управления лесами местного значения" и Постановлением СНК РСФСР от 09.11.1930 "Об утверждении Положения о лесах местного значения" (в ред. от 20.04.1934). Данными актами в состав лесного фонда включались леса, расположенные "на непригодных по почвенным условиям для ведения сельского хозяйства земфондах".
Пунктом 14 постановления Совмина СССР, ЦК ВКП(б) от 20.10.1948 N 3960 "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР" предусматривалось, что основой защитного лесоразведения должно быть создание системы полезащитных, приовражных и других лесонасаждений, ширина которых устанавливается в соответствии с назначением насаждений и местными природными условиями, а именно:
-лесные полосы в колхозах и совхозах для защиты полей от суховейных ветров в равнинных условиях создавать шириной 10 - 20 метров;
-лесные полосы в колхозах и совхозах, размещаемые поперек склонов для прекращения смыва и размыва почвы (водорегулирующие лесные и лесосадовые полосы), создавать шириной 20 - 60 метров;
-овражно-балочные лесонасаждения в виде приовражных и прибалочных полос создавать шириной 20 - 50 метров, а также создавать сплошные насаждения на склонах оврагов и балок.
При этом, данным постановлением Министерство лесного хозяйства СССР было обязано к 1965 году закончить облесение всех оврагов и балок на колхозных землях в указанных республиках, краях и областях, к числу которых относилась и Рязанская область.
Впервые в законодательстве категория земель государственного лесного фонда была закреплена в Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г.
До принятия указанного нормативного акта в законодательстве такая категория земель не выделялась, однако, при этом имелось указание, что единый государственный лесной фонд образуют все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины и для нужд лесного хозяйства, отграниченные в установленном для того порядке от земель иного назначения (п. 1 разд. 1 ЛК РСФСР 1923 г.).
Примерно в то же время в советском лесном законодательстве статьей 5 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (документ утратил силу с 15.03.1990 в связи с изданием Постановления ВС СССР от 28.02.1990 N 1252-1) была выделена группа насаждений, не входящих в лесной фонд.
В состав данной группы входили: деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Пунктом 46 Правил ведения хозяйства в колхозных лесах, (утвержденных Минсельхозом СССР, Гослесхозом СССР 19.03.1969) устанавливалось, что в зоне проявления ветровой и водной эрозии почв в планах хозяйств предусматриваются в установленном порядке работы по защитному лесоразведению. Полезащитные лесные полосы, насаждения на оврагах, балках и песках создаются по проектам, разрабатываемым специализированными проектными организациями.
Лесным кодексом РСФСР 1978 г. в состав единого государственного лесного фонда включались любые леса, а именно: леса государственного значения, которые находились в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, так называемые закрепленные леса и леса заповедников, а также колхозные леса, которые находились на землях, предоставленных в бессрочное пользование колхозам (ст. 4).
Указанные леса располагались на землях государственного лесного фонда, к которым в соответствии с Земельным кодексом РСФСР относились выделенные в отдельную категорию земель земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. То есть, вопреки позиции административного истца, закон достаточно четко разделял понятия леса и земель лесного фонда, выделяя в составе таких земель, в том числе не покрытые лесом территории.
Так, пунктом 4.9.4 Инструкции по внутрихозяйственному землеустройству колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, утвержденной Минсельхозом РСФСР 15.07.1980, предусматривалось, что агролесомелиоративные противоэрозионные мероприятия проектируются с законченной системой защитных лесных насаждений, обеспечивающей в комплексе с другими мероприятиями снижение скорости суховейных, эрозионноопасных и метелевых ветров, регулирование поверхностного стока и повышение противоэрозионной устойчивости почв.
При этом предусматривалось создание полезащитных, водорегулирующих, садозащитных, пастбищезащитных лесных полос, зеленых зонтов на пастбищах, насаждений вокруг производственных центров и полевых станов, лесных полос на участках с орошением на местном стоке и системным орошением, если оросительная сеть не подлежит реконструкции; облесение оврагов, балок, крутых эродированных склонов, песков, берегов рек и водоемов, расположенных в пределах территории сельскохозяйственного предприятия.
ГОСТ 18486-87 содержал следующее определение леса: лес - элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности деревьев, занимающих доминирующее положение, кустарников, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга и на внешнюю среду.
Стандарт отрасли ОСТ 56-108-98 "Лесоводство. Термины и определения", разработанный Всероссийским научно-исследовательским институтом лесоводства и механизации лесного хозяйства, дает такое определение леса: лес - целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи с внутренней и внешней средой.
Согласно пункту 2 Приказа Минприроды России от 08.06.2007 N 149 "Об утверждении Правил лесоразведения" лесоразведение осуществляется на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых ранее не произрастали леса, с целью предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов.
К лесоразведению относятся: облесение нелесных земель в составе земель лесного фонда (осушенные болота, рекультивированные земли, земли, вышедшие из-под сельскохозяйственного пользования, овраги и другие), создание защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, землях промышленности, транспорта и на землях других категорий, создание лесных насаждений при рекультивации земель, нарушенных промышленной деятельностью, а также лесных насаждений в санаторно-курортных зонах и на других объектах.
Таким образом, облесенные овраги исторически относились к защитным лесным насаждениям, поскольку лесоразведение в оврагах и балках имело цель препятствования разрастания оврагов путем их скрепления корневой системой зеленых лесных насаждений.
Следует отметить, что ЛК РФ, вопреки сложившимся технико-юридическим правилам, не содержит дефинитивных норм, в частности, в ст. 5 ЛК РФ заявлено: "Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе".
Согласно п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (далее - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П) лес в качестве одной из разновидностей природных объектов определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
На дату принятия постановления Рязанской областной Думы от 13.12.2017 N 501-VI РОД "О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани и о его площади" официальное определение леса как целостной динамичной экологической системы преимущественно лесных древесных растений, почвы, животных, грибов, микроорганизмов и других природных компонентов, имеющей внутренние взаимосвязи и связи с внешней средой, являющейся частью окружающей среды, источником экологических и социальных благ, а также природным ресурсом для удовлетворения потребностей экономики и населения было также установлено в Национальном стандарте Российской Федерации в области лесного хозяйства - ГОСТ Р 57938-2017. Лесное хозяйство. Термины и определения: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.11.2017 г. N 1791-ст.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В суд первой инстанции представлен акт о натурной проверке спорных земельных участков, составленный ГКУ РО "Рязанское лесничество" от 24.11.2021, согласно которому при проведении натурного обследования земельного участка с кадастровым номером N выявлено, что в границах данного участка располагается овраг, на котором произрастает разновозрастная древесно-кустарниковая растительность с приблизительным составом насаждения 8Б2Ос, а в границах земельного участка с кадастровым номером N располагается овраг, на котором произрастает разновозрастная древесно-кустарниковая растительность с приблизительным составом насаждения 7Ос2Б1Дн.
Оснований для признания данного акта недопустимым доказательством судебная коллегия не усматривает. То обстоятельство, что он составлен в отсутствие представителя административного истца на правильность его выводов не влияет, поскольку они подтверждены фототаблицей, являющейся приложением к акту.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО11, сопредседатель "данные изъяты", являющегося инициатором образования ЛПЗП также указал, что спорные земельные участки были включены как заросшие лесом овраги. Оснований не доверять указанным показаниям суд апелляционной инстанции не усматривает. Свидетель был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, объяснений давал суду об обстоятельствах, ставших ему известных в связи с исполнением служебных обязанностей.
Таким образом, материалы дела объективно свидетельствуют, что на участках административного истца расположена древесно-кустарниковая растительность - насаждения овражно-балочных систем, что также не оспаривалось и самим административным истцом, поскольку им представлено заключение специалиста ФИО10, подтверждающего указанное обстоятельство.
Однако, вопреки утверждению специалиста ФИО10, возможность включения участков, предназначенных для защиты элементов рельефа в состав ЛПЗП предусмотрена в частности в научной статье Харченко Н.Н, Морковиной С.С, Косиченко Н.Е, Скрынникова М.В. "Методический подход к созданию зеленого лесопаркового пояса городских агломераций", в связи с чем доводы заключения специалиста обратном суд апелляционной инстанции отклоняет.
Безусловно, лесом являются не любые древесные растения или их группы, а только те из них, которые образуют растительное сообщество деревьев, способных оказывать влияние друг на друга, на почву и атмосферу на более или менее обширном пространстве. В рассматриваемом случае облесенные овраги выполняют защитную функцию, а, следовательно, являются лесом в его нормативном понятии, не относящимся к землям лесного фонда, как совокупность живых и неживых тел, находящихся во взаимной связи друг с другом и в связи с окружающей средой, взаимно влияющих друг на друга и на окружающую среду, представленные преимущественно группой близко произрастающих друг с другом древесных насаждений на определенной территории.
То обстоятельство, что на момент принятия постановления Рязанской областной Думы от 13.12.2017 N 501-VI РОД "О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани и о его площади" спорные участки перешли в категорию земель населенных пунктов с принятием нового Генерального плана сельского поселения, не является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку Закон N7-ФЗ не содержит запрета на включение в состав ЛПЗП территорий защитных лесных насаждений, отнесенных в границы сельских населенных пунктов, и, кроме того, возражений непосредственно от муниципального образования на включение участков в состав ЛПЗП на стадии общественных обсуждений не поступило.
Судебная коллегия также отмечает, что действующим законодательством не предусмотрено получение согласия собственника земельного участка, на котором располагается земельное насаждение, на его включение в состав ЛПЗП, а кроме того спорные земельные участки были приобретены административным истцом в собственность уже будучи включенными в состав ЛПЗП.
При таких обстоятельствах, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ обжалуемых административным истцом нормативных положений, дана оценка доводам, имеющим значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Рязанского областного суда от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ООО фирма "ЭЛСИ" адвоката Дорожко В.Ю. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.