Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Дубова Ю.А. и Страхова В.Е. при секретаре судебного заседания Снадиной А.И. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-343/2021 по кассационной жалобе административного ответчика - командира войсковой части N 1. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 21 декабря 2021 г. по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части N 1. "звание" Курбанова Алихана Магомедовича об оспаривании действий командира названной воинской части, связанных с обеспечением денежным довольствием.
Заслушав доклад председательствующего, Кассационный военный суд
установил:
Махачкалинский гарнизонный военный суд указанным решением, оставленным без изменения Южным окружным военным судом, административный иск Курбанова удовлетворил и признал незаконными приказы командира войсковой части N 1. от 13 апреля 2020 г. N 85-ДД в части прекращения выплаты Курбанову ранее установленных надбавок и повышающих коэффициентов денежного довольствия и от 5 июля 2020 г. N 106-ДД относительно невыплаты ему ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с 1 по 15 июля 2021 г. и материальной помощи за 2021 год.
Суд обязал должностное лицо восстановить нарушенные права Курбанова путем внесения в оспоренные приказы соответствующих изменений и принять меры по внесению необходимой информации в единую базу данных программного изделия ресурсного обеспечения "Алушта".
В поданной 12 марта 2022 г. кассационной жалобе административный ответчик просит отменить судебные акты в связи с нарушением судами норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование, анализируя обстоятельства дела, а также положения Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих"), Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), ч. 20 ст. 2 Федерального закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение), утверждает, что после истечения срока контракта о прохождении военной службы административный истец подлежал увольнению, что исключает назначение его на иную воинскую должность.
Далее, ссылаясь на положения Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 г. N 727, он делает вывод, что денежное довольствие Курбанову в период с 3 апреля 2020 г. по 15 июля 2021 г. установлено и выплачивалось в соответствии с п. 92 и 94 названного Порядка.
Препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом, не имеется.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по делу не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно приказам командира войсковой части N 2. от 25 апреля 2014 г. N 12-кс и от 12 декабря 2014 г. N 379 Курбанов А.М. назначен на воинскую должность "данные изъяты" войсковой части N 1, со 2 мая того же года полагается принявшим дела и должность и ему установлены соответствующие ежемесячные надбавки к денежному довольствию.
На основании указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 24 октября 2019 г. и штаба Южного военного округа от 9 декабря 2019 г. занимаемая им воинская должность сокращена с 1 марта 2020 г.
Приказом командира войсковой части N 1. от 13 апреля 2020 г. N 85-ДД с 3 апреля 2020 г. административному истцу прекращена выплата ранее установленных надбавок и повышающих коэффициентов денежного довольствия, а приказом командира войсковой части N 1. от 5 июля 2021 г. N 106-ДД в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья с 15 июля того же года он исключен из списков личного состава воинской части и указано не выплачивать ему ежемесячную премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с 1 по 15 июля 2021 г, а также материальную помощь за 2021 год.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что невыплата Курбанову оспариваемых надбавок, премии и материальной помощи за 2021 год обусловлена сокращением ранее занимаемой им воинской должности и сдачей в связи с этим им дел и должности, однако с 3 апреля 2020 г. административный истец установленным порядком в распоряжение командования не зачислялся и обеспечивался денежным довольствием без учета ранее выплачиваемых ему надбавок и премий, то есть он обеспечивался денежным довольствием как военнослужащий, зачисленный в распоряжение командования.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя административное исковое заявление, верно установили фактические обстоятельства по делу, правильно истолковали примененные нормы материального права и пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку административный истец от воинской должности в установленном порядке не освобождался и в распоряжение командования не зачислялся, при этом иных данных, исключающих выплату ежемесячных надбавок, премий и материальной помощи, не установлено, то правовых оснований для выплаты ему денежного довольствия без учета положенных дополнительных выплат, то есть как военнослужащему, находящемуся в распоряжении, не имеется.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Согласно п. 1 и 4 ст. 42 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника).
В соответствии с п. 2 ст. 34 Положения, увольнение с военной службы производится, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение.
Пунктом 1 ст. 13 Положения установлено, что для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Из указанных выше положений нормативных правовых актов следует, что прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности в соответствии с указанным выше порядком он считается проходящим военную службу на воинской должности.
Таким образом, прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) он считается проходящим военную службу на воинской должности.
При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при разрешении данного спора, основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в соответствии с ч. 3 ст. 329 КАС РФ основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Оснований к безусловной отмене судебных актов, согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС РФ, также не выявлено, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 21 декабря 2021 г. по административному иску Курбанова А.М. оставить без изменения, а кассационную жалобу командира войсковой части N 1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в установленный ч. 2 ст. 318 того же кодекса срок.
Настоящее определение в окончательной форме изготовлено 12 мая 2022 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи Ю.А. Дубов
В.Е. Страхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.