Кассационный военный суд в составе председательствующего Богдашова Д.А., судей Авдонкина В.С. и Яковлева И.А., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-514/2021 по кассационной жалобе административного истца и его представителя Рябова В.Л. на решение Московского гарнизонного военного суда от 21 октября 2021 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 3 февраля 2022 г. по административному иску бывшего военнослужащего "данные изъяты" (далее - "данные изъяты") "звание" Кирова Алексея Витальевича об оспаривании действий "данные изъяты", связанных с проведением проверки по вопросу соблюдения антикоррупционного законодательства, увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава.
Заслушав доклад судьи Авдонкина В.С, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, а также объяснения представителя административного ответчика Узденова М.С, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, заключение военного прокурора Анчутина А.В, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
обжалуемым решением суда, оставленным без изменения указанным выше апелляционным определением, Кирову отказано в удовлетворении иска о признании незаконными действий и решений "данные изъяты", связанных с проведением в отношении него согласно ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проверкой (далее - проверка) по вопросу достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах), а также изданием директором "данные изъяты" приказов от 12 июля 2021 г. N 195 л/с об освобождении его от занимаемой должности и увольнении с военной службы в запас, от 27 июля 2021 г. N 328 л/с об исключении его из списков личного состава "данные изъяты".
В поданной 6 апреля 2022 г. кассационной жалобе административный истец и его представитель, считая принятые судебные акты незаконными в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, просят их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы Киров и его представитель, излагая обстоятельства дела, приводят доводы, суть которых сводится к тому, что административным ответчиком нарушен порядок проверки и увольнения Кирова с военной службы, при этом заключение по результатам проверки не содержит доказательств вины Кирова, фактов сокрытия либо представления заведомо недостоверных сведений, а директор "данные изъяты" был введен в заблуждение руководителем кадрового органа относительно выявленных недостатков при подаче сведений о доходах Кировым, примененное к нему взыскание несоразмерно тяжести совершенного проступка, степени его вины, он уволен с военной службы без проведения аттестации, подсчет его выслуги лет произведен без учета льготной выслуги.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции, не имеется.
Рассмотрев административное дело в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в пределах доводов кассационных жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам Киров, проходя военную службу по контракту, с 2018 г. занимал должность "данные изъяты"
В связи с поступившей из Главной военной прокуратуры информации о выявлении представления административным истцом недостоверных и неполных сведений о доходах, о чем 29 марта 2021 г. начальник "данные изъяты" составил докладную записку, 5 апреля 2021 г. директором "данные изъяты" принято решение о проведении в отношении Кирова соответствующей антикоррупционной проверки, которое 6 апреля того же года было доведено до последнего.
На основании ходатайства начальника "данные изъяты" от 26 мая 2021 г, решением директора "данные изъяты" от 28 мая 2021 г. проводимая в отношении Кирова проверка была продлена на 30 дней - до 3 июля 2021 г. включительно.
По результатам проверки 17 июня 2021 г. старшим офицером отдела организационно-методического обеспечения профилактики коррупционных правонарушений управления предупреждения, профилактики коррупционных и иных правонарушений, учета кадров "данные изъяты" вынесено заключение, которое 23 июня 2021 г. было утверждено начальником "данные изъяты", а 29 июня того же года доведено до административного истца.
Проверкой установлено, что при заполнении справок о доходах за 2018 - 2020 годы Киров допустил ряд нарушений:
- занизил свой доход и доход супруги по основному месту работы на общую сумму "данные изъяты"
- не указал дополнительный доход супруги на общую сумму "данные изъяты".;
- не отразил доход супруги от продажи жилого дома ("данные изъяты" и земельного участка ("данные изъяты".);
- не указал в отношении себя, супруги и дочери сведения о девятнадцати банковских счетах, с общим остатком денежных средств в размере "данные изъяты", движение денежных средств по которым составило "данные изъяты". (в том числе: снятие наличных, оплата товаров и услуг, поступление заработной платы, погашение задолженности и использование средств овердрафта), из них семь счетов с нулевым остатком и одиннадцать счетов без движения денежных средств;
- указал в отношении себя и супруги недостоверные остатки денежных средств на банковских счетах, завысив их на одном счете на "данные изъяты". и занизив на двух счетах на "данные изъяты".;
- указал в отношении супруги два несуществующие счета с общим остатком денежных средств в размере "данные изъяты".;
- указал в отношении себя, супруги и дочери недостоверные даты открытия четырех банковских счетов;
- не указал сведения о кредитном обязательстве супруги в размере "данные изъяты" руб, в связи с чем было предложено применить к военнослужащему меры юридической ответственности.
23 июня 2021 г. начальник "данные изъяты" подготовил на имя директора "данные изъяты" докладную записку, изложив в ней вышеприведенные обстоятельства и предложив досрочно уволить административного истца с военной службы в связи с утратой доверия к нему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, с чем директор "данные изъяты" 25 июня 2021 г. согласился.
29 июня 2021 г. с Кировым проведена беседа по вопросу его увольнения с военной службы по вышеуказанному основанию, а также направлено соответствующее представление.
Директор "данные изъяты" приказом от 12 июля 2021 г. N 295 л/с уволил Кирова с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "д. 1" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а приказом от 27 июля 2021 г. N 328 - исключил его с 6 августа 2021 г. из списков личного состава департамента.
Установив данные обстоятельства дела, обосновано применив к ним положения ст. 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 51, 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ст. 8, 13, 13.1, 17, 18 и 20 Федерального закона "О противодействии коррупции", п. 3 и 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 (далее - Положение о представлении сведений о доходах), п. 1, 10, 12, 22, 23, 24, 28 и 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 (далее - Положение о проверке), подп. "в" п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", приказа "данные изъяты" от 29 ноября 2018 г. N *, суды первой и второй инстанций приняли правильные, соответственно, решение об отказе в удовлетворении административного иска и апелляционное определение об оставлении без изменения данного решения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, ранее уже рассматривались судами первой и апелляционной инстанций, которые обоснованно, с приведением соответствующих мотивов отклонили их, оснований для признания этих выводов судов неправильными суд кассационной инстанции не усматривает.
Вопреки утверждению административного истца, он в силу положений ст. 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции", п. 3 и 5 Положения о представлении сведений о доходах, Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, приказов "данные изъяты" от 28 февраля 2018 г. N 64 и от 29 ноября 2018 г. N *, обязан был представлять установленным порядком сведения о доходах своих и членов своей семьи. Во исполнение данных правовых положений Киров представлял соответствующие сведения за 2018-2020 годы, что подтверждает знание им о данной обязанности.
Суд первой инстанции рассмотрев данное дело, исследовав и оценив согласно ст. 84 КАС РФ все представленные доказательства, полно и всесторонне установилобстоятельства дела, в том числе о представлении супругой административного истца сведений о доходах ее и дочери, о подсчете выслуги лет, об обстоятельствах проведения проверки и ее оформления, о порядке увольнения Кирова с военной службы.
При этом суд первой инстанции сделал правильные выводы об отсутствии вины Кирова в совершении некоторых вмененных ему нарушений, заключающихся в неуказании им:
- в отношении себя сведений о 5-ти банковских счетах, открытых на его имя в ПАО " "данные изъяты"", а также указании неправильных остатков на металлизированном счете в этом же банке, поскольку эта недостоверная информация была представлена ему кредитной организацией;
- о взятом его супругой 2 марта 2018 г. в АО " "данные изъяты"" кредитном обязательстве в размере "данные изъяты" руб, поскольку доказательств того, что размер обязательства (оставшийся непогашенным долг с суммой процентов) на отчетную дату (31 декабря 2018 г.) составлял не менее "данные изъяты" рублей в суд не представлено (п. 154 Методических рекомендаций Минтруда России за отчетный 2018 год).
В тоже время в отношении остальной части вмененных Кирову нарушений суд первой инстанции исходя из установленного количества и существа представленных Кировым недостоверных и неполных сведений о доходах верно признал правильными и обоснованными результаты проверки и решение директора "данные изъяты" о применении к Кирову взыскания, предусмотренного подп. "д. 1" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", за коррупционное правонарушение, не являющееся малозначительным, повлекшее утрату к нему доверия со стороны командования.
Выводы судов о соблюдении командованием порядка увольнения Кирова с военной службы, в том числе проведении проверки в отношении него, подтверждаются соответствующими доказательствами. При этом поскольку Киров уволен с военной службы в порядке, установленном ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то согласно положениям этой статьи проведение аттестации не являлось необходимым. Так, согласно п. 2 ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" взыскания, предусмотренные подп. "д.1" и "д.2" п. 1 и подп. "е.1" п. 2 ст. 51 данного закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Из материалов дела следует, что решение о проведении проверки принято директором "данные изъяты" 5 апреля 2021 г, доведено до Кирова в письменной форме 7 апреля 2021 г, с разъяснением ему права заявить ходатайство о проведении с ним беседы. Данное решение оформлено, как это следует из справки начальника Главного организационного управления - "данные изъяты" от 21 мая 2021 г. N 1039, в соответствии с установленными в "данные изъяты" правилами делопроизводства. Киров надлежащим образом был уведомлен об указанном выше решении, знал, кто именно проводит проверку, что подтверждается материалами дела, кассационной жалобой.
7 июня 2021 г. должностными лицами, проводившими проверку, получены письменные ответы Кирова на поставленные ими вопросы, при этом каких-либо письменных объяснений супруги Киров не прилагал (т. 2 л.д. 134, т. 3 л.д. 66-70); заключение по результатам проверки утверждено начальником "данные изъяты" 23 июня 2021 г, доведено Кирову 29 июня 2021 г. (т. 3, л.д. 76, 79). Проверка проведена с соблюдением установленных сроков, с учетом их надлежащего продления, при этом, вопреки мнению Кирова, решение о продлении этого срока до него не обязаны были доводить.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что согласование директором "данные изъяты" принятия решения о привлечении Кирова к ответственности за коррупционное правонарушение 25 июня 2021 г, т.е. ранее ознакомления административного истца с заключением по материалам проверки, о незаконности проведенной проверки и необоснованности примененного взыскания не свидетельствует, поскольку обо всех выявленных в ходе проверки нарушениях административному истцу было известно еще 7 июня 2021 г, тогда же он мог представить свои объяснения по этим нарушениям.
К тому же приказ о применении к административному истцу взыскания за коррупционное правонарушение издан директором "данные изъяты" 12 июля 2021 г. Данный приказ, как правильно отметил суд первой инстанции, является предусмотренным п. 5 и 6 ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" актом о применении к административному истцу взыскания за коррупционное правонарушение, его копию Киров получил 12 июля 2021 г. (т. 3 л.д. 81). Это решение принято директором "данные изъяты", в том числе, с учетом положительной характеристики Кирова непосредственным руководителем, отсутствия у административного истца дисциплинарных взысканий.
Суды верно отметили, что ссылка Кирова на плохие взаимоотношения с супругой несостоятельна, поскольку рапортов предусмотренных п. 9 Положения о проверки он не подавал.
Доводы, касающиеся указания в оспариваемых приказах календарной выслуги Кирова более 26 лет и отсутствия сведений о его льготной выслуги, суды правильно отклонили, поскольку он вопреки положениям п. 2 ч. 2 ст. 62, п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ не обосновал, что отсутствие указанных сведений в приказах нарушает какие-либо его права, свободы и законные интересы.
Суд правомерно для разрешения данного дела применил положения Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, утвержденных Минтруда России, с учетом нормативных правовых актах, регламентирующих эти вопросы, в том числе подп. "в" п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, предусмотренных ст. 328 КАС РФ оснований, влекущих их отмену или изменение, в том числе в безусловном порядке, по делу не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177, 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 21 октября 2021 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 3 февраля 2022 г. по административному исковому заявлению Кирова Алексея Витальевича оставить без изменения, а кассационную жалобу административного истца и его представителя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 мая 2022 г.
ПредседательствующийСудьи
Д.А. Богдашов В.С. АвдонкинИ.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.