Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев защитника ООО "Лукс", действующего на основании доверенности, Питомца И.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 11 июня 2021 года, решение судьи Севастопольского городского суда от 8 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Лукс",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 11 июня 2021 года ООО "Лукс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением судьи Севастопольского городского суда от 8 сентября 2021 года названное постановление изменено, размер административного штрафа снижен до 250 000 рублей, в остальной части без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Лукс", действующий на основании доверенности, Питомец И.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Заявленное ходатайство об участии в судебном заседании путем организации видеоконференц-связи не подлежит удовлетворению в связи с тем, что в соответствии с пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до двадцати миллионов рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Статьей 5.1 Федерального закона 73-ФЗ предусмотрено, что в границах территории объекта культурного наследия запрещается: проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно статье 45 упомянутого Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Выявленный объект культурного наследия - "Могильник Усть-Бельбекский (Бельбек-4)", расположенный по адресу: г. Севастополь, на холме северо-восточнее поселка Любимовка, включен в список памятников истории и культуры Севастополя, находится на государственном учете, согласно решению исполкома Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся от 20 декабря 1975 года N 856 "Об утверждении списков памятников истории и культуры города Севастополя по состоянию на 1 июля 1975 года".
Приказом начальника управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя от 10 февраля 2020 года N 69 внесены изменения в приказ Управления от 1 марта 2019 года N 100 "Об утверждении перечней выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории города Севастополя", согласно которому выявленный объект культурного наследия - "Могильник Усть-Бельбекский (Бельбек-4)", расположенный по адресу: г. Севастополь, на холме северо-восточнее поселка Любимовка, внесен в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Границы территории выявленного объекта культурного наследия, а также требования к осуществлению деятельности его в границах, утверждены приказом начальника управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя от 2 апреля 2020 года N 166.
Пунктом 8.б поручения Президента Российской Федерации Путина В.В. (Пр-794 от 18.03.2020, вх. N 10665/01-01-02.1-04/01/20 от 12 мая 2020 года) Правительству Севастополя поручено "... обеспечить прекращение строительных работ на территории могильника "Бельбек-4" в селе Любимовка Нахимовского района города Севастополя".
Как следует из материалов дела, в ходе проведенного административным органом контрольного мероприятия установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежащий гражданину Российской Федерации ФИО5, находится в границах территории объекта культурного наследия.
Актами осмотра объекта культурного наследия от 19 июня 2020 года, 13 августа 2020 года и 27 августа 2020 года сотрудниками управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя зафиксированы факты проведения строительно-монтажных работ в границах упомянутого объекта культурного наследия на земельном участке 91:04:006001:583.
Установлено, что строительные работы, согласно предоставленному ФИО6 договору строительного подряда от 6 февраля 2020 года, выполнялись юридическим лицом ООО "Лукс", работы проводились на земельных участках кадастровые номера: N.
С целью пресечения нарушений действующего законодательства административным органом 19 июня 2020 года в адрес ООО "Лукс" направлено предписание N 8/2020-В о незамедлительном приостановлении работ, которое вручено адресату 30 июня 2020 года.
ООО "Лукс" своевременно не выполнено требование предписания, работы в границах выявленного объекта культурного наследия приостановлены не были, что подтверждается актами контрольного мероприятия от 13 августа 2020 года и 27 августа 2020 года.
Согласно заключению ФГБУК "Государственный историко-археологический музей-заповедник "Херсонес Таврический" от 7 октября 2020 года, строительная деятельность ООО "Лукс" в границах территории объекта культурного наследия привела к его частичному повреждению и уничтожению, а также нанесла объекту ущерб на сумму 5 141 727 рублей 55 копеек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Лукс" к административной ответственности по части 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Лукс" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 указанного Кодекса, подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод о наличии в действиях ООО "Лукс" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующихся между собой.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 11 июня 2021 года, решение судьи Севастопольского городского суда от 8 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Лукс" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.