Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Монмаря Д.В, Русакова А.Е, рассмотрела кассационную жалобу Лебедева И.Т. на решение Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым от 12 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Лебедева И.Т. к администрации г. Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Симферополя Республики Крым об оспаривании результатов публичных слушаний, проекта межевания территории.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Лебедев И.Т. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным результат публичных слушаний, проведенных 27 октября 2020 года, в ходе которых на обсуждение, в частности, был вынесен вопрос под N - проект межевания территории под многоквартирными домами в границах квартала 1487 ("адрес"); признать незаконным проект межевания территории под многоквартирными домами в границах квартала "данные изъяты"; обязать администрацию г. Симферополя Республики Крым внести изменения в проект межевания территории под многоквартирными домами в границах квартала "данные изъяты", в части включения в состав территории многоквартирного дома, расположенного по "адрес", части земельного участка под литерой Г, включая земельный участок под разрушенной частью литеры Г.
Решением Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым от 12 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21 июля 2021 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 января 2022 года, Лебедев И.Т. ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением судьи от 14 февраля 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, руководствуясь положениями статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения Симферопольского городского совета от 25 октября 2018 года "Об утверждении Положения об организации и проведении общественных осуждений, публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым", суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска. Судами отмечено, что публичные слушания проведены в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением установленного порядка.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Из материалов дела видно, что Лебедеву И.Т. на основании договора купли-продажи от 17 августа 2018 года принадлежит на праве собственности жилое помещение площадью 26, 7 кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
В соответствии с постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым от 30 декабря 2019 года N 7440 "Об утверждении графика проведения работ за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (с изменениями и дополнениями), работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: "адрес" включены в график проведения работ по образованию земельных участков на 2020 - 2021 годы.
График предусматривает: на 2020 год - разработку проектов межевания территории под многоквартирными домами, на 2021год - подготовку межевых планов и постановку земельных участков на государственный кадастровый учет.
На основании постановления администрации г. Симферополя от 11 июня 2020 года N "О разрешении на разработку проектов межевания территории под многоквартирными домами", на основании заключенного муниципального контракта от 12 мая 2020 года N с "данные изъяты" разработан проект межевания территории в целях образования земельного участка под многоквартирными домами по вышеуказанному адресу.
Решением Симферопольского городского совета от 11 июня 2020 года N 1 июня 2020 года N утверждено Положение об организации и проведении общественных осуждений, публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5.4. Положения процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Согласно пункту 8.3 Положения срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории со дня оповещения жителей городского округа об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Предложения и замечания, внесенные в соответствии с пунктом 9.1 данного Положения, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9.6 этого Положения.
Пунктом 10.8 Положения предусмотрено, что заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит официальному опубликованию организатором общественных обсуждений, публичных слушаний в течение десяти дней с момента его подписания и в пределах сроков, установленных законодательством и разделом 8 Положения для проведения общественных обсуждений, публичных слушаний, и размещается на официальном сайте Симферопольского городского совета.
Согласно частям 1, 2 статьи 21 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Устав), для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей городского округа Симферопольским городским советом, председателем Симферопольского городского совета могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Симферопольского городского совета, председателя Симферопольского городского совета или главы администрации города Симферополя, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом и (или) нормативными правовыми актами Симферопольского городского совета и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей городского округа о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей городского округа, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4 статьи 21 Устава).
Как видно их материалов дела, постановлением Симферопольского городского совета от 24 сентября 2020 года N назначены публичные слушания по обсуждению проектов межевания территории под многоквартирными домами на отдельных территориях муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в том числе под многоквартирными домами в границах квартала 1487 ("адрес").
Указанное постановление опубликовано в газете "данные изъяты"" (выпуск N) от 25 сентября 2020 года).
Материалы по вопросам публичных слушаний, в частности, проект межевания территории, назначенных на 27 октября 2020 года в 17 часов 30 минут были также обнародованы на сайте Симферопольского городского совета.
Согласно протоколу N публичных слушаний, проведенных 27 октября 2020 года, при рассмотрении вопроса N по проекту межевания территории под многоквартирными домами в границах квартала "данные изъяты" ("адрес") поступили замечания от Широкова В.А. в отношении границ образуемого земельного участка по адресу: "адрес" От иных участников публичных слушаний предложения и замечания не поступали.
Заключение по результатам публичных слушаний от 3 ноября 2020 года опубликовано в газете " "данные изъяты"" от 6 ноября 2020 года N
Лебедев И.Т. являлся участником публичных слушаний, о чем в журнале регистрации участников публичных слушаний, принявших участие в рассмотрении проектов, имеется запись N Замечания от него в ходе проведения публичных слушаний не поступали.
При этом Лебедев И.Т. не был лишен права внести предложения и замечания в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний либо посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, чего истцом сделано не было.
Заявление о внесении изменений в проект межевания территории под многоквартирными домами в границах квартала 1487 направлены представителем истца Гриценко Е.А. после проведения публичных слушаний.
Таким образом, оценив предоставленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования административного иска, поскольку порядок проведения публичных слушаний соблюден, нарушений требованиями закона при его проведении не установлено.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, документация по планировке территории по вышеуказанным адресам прошла рассмотрение в соответствии с требованиями действующего законодательства через процедуру публичных слушаний. Материалы дела не содержат доказательства, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для признания ее незаконной в соответствии с требованиями статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лебедева И.Т. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 12 апреля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.