Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Жуковой Е.Г. и ее представителя Благополучного Д.А. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Жуковой Е.Г. об оспаривании действий органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение Жуковой Е.Г. и ее представителя Черданцевой О.В, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, объяснение представителя МУП г. Сочи "Водоканал" по доверенности Романова А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жукова Е.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Сочи в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства о признании незаконным внесение в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи сведений о расположении земельного участка с кадастровым номером N в санитарно-защитной зоне предприятия "Адлерские очистные сооружения".
Просила признать недействующими внесенные департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ г-к. Сочи сведения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г-к. Сочи в части установления санитарно-защитной зоны предприятия "Адлерские очистные сооружения" земельного участка с кадастровым номером N.
Обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ г-к. Сочи исключить указанные сведения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г-к. Сочи.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 декабря 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационных жалобах, поданных Жуковой Е.Г. и ее представителем Благополучным Д.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба Жуковой Е.Г, поступившая в суд первой инстанции 4 февраля 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 24 марта 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Кассационная жалоба представителя Жуковой Е.Г. по доверенности Благополучного Д.А, поступившая в кассационный суд 16 марта 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 18 марта 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение Жуковой Е.Г. и ее представителя Черданцевой О.В, настаивавших на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснение представителя МУП г. Сочи "Водоканал" по доверенности Романова А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с постановлением администрации города Сочи от 12 октября 2011 года N 2065 информационная система обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Сочи (ИСОГД) - организованный в соответствии с кадастровым делением города систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города-курорта Сочи, сведений.
Согласно разделу 1.4. Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи в соответствии с градостроительным зонированием на территории города Сочи установлены территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территории. Границы территориальных зон и зон с особыми условиями использования территории отображены в графическом и в текстовом виде.
В соответствии с пунктом 13.15 Правил в границах санитарно-защитной зоны запрещено строительство жилых зданий.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке, в том числе, нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установлении их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Как следует из материалов дела, Жуковой Е.Г. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности земельный участок площадью 611 кв. м, с кадастровым номером N, предоставленный для индивидуальной жилой застройки в Адлерском районе г. Сочи.
В целях получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома Жукова Е.Г. обратилась в администрацию г. Сочи.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г-к. Сочи выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового лома на участке.
В уведомлении указано, что согласно сведениям информационной системы обеспечения, градостроительной на территории муниципального образовании г-к. Сочи земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407006:3584 расположен в санитарно-защитной зоне от производственных предприятий, коммунальных и инженерных объектов. Очистные сооружения канализации в Адлерском районе, 1-й и 2-й этапы (проектные и изыскательные работы, строительство) (весь). Проектируемый объект индивидуального жилищного строительства расположен в границах вышеуказанной санитарно-защитной зоны от производственных предприятий, коммунальных и инженерных объектов, тогда как в соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", а также пунктом 13.1.5 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г-к. Сочи в границах санитарно-защитной зоны от объектов специального назначения запрещено строительство жилых зданий.
В соответствии с постановлением администрации города Сочи от 27 февраля 2017 года N 274 "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2015-2032 годы" утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2015-2032 годы. Указанное постановление является действующим и обязательным к исполнению.
Согласно разделу 5.7 Постановления установлены границы и характеристики охранных зон сетей и сооружений централизованной системы водоотведения г. Сочи.
Границы охранных зон для размещения сооружений централизованной системы водоотведения определены и приняты в соответствии с санитарно-защитными зонами, согласно п. 7.1.13, таб. 7.1.2, СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Очистные сооружения канализации в Адлерском районе г. Сочи относятся к сооружениям для механической и биологической очистки сточных вод с термомеханической обработкой осадка в закрытых помещениях с расчетной производительностью более 50, 0 до 280, 0 тыс. куб. м/сутки, прилегающий размер СЗЗ, установленной на основании СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03400 м. составляет 400 м.
В соответствии с постановлением администрации города Сочи от 27 февраля 2017 года N274 "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2015-2032 годы", принятого на основании СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утверждённого Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74, для ОСК "Адлер" определены и приняты зоны санитарной защиты.
Согласно части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2025 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
В соответствии с частью 13 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ с 1 января 2022 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращения существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.
В соответствии с частью 16.1 статьи 26 названного Федерального закона до 1 января 2022 года в целях установления, изменения, прекращения существования санитарно-защитных зон не требуется внесение сведений о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. В этом случае санитарно-защитная зона считается установленной, измененной прекратившей существование со дня принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны органом, уполномоченным на принятие данного решения.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку законодателем установлен определенный порядок прекращения существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон. Оснований считать неустановленной (недействующей) рассматриваемую в настоящем деле санитарно-защитную зону, не имеется.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.