Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фуфачевой Л.В. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 12 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Фуфачевой Л.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя Фуфачевой Л.В. по доверенности Малицкого В.В, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фуфачева Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействительным решения специалиста государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Девлетшаева Р.С. от 10 октября 2020 года N 90/0012020-109532 об отказе в учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Просила обязать государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить учет изменений вида разрешенного использования названного земельного участка с "ведение садоводства" на "индивидуальное жилищное строительство".
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 12 октября 2021 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной Фуфачевой Л.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 14 февраля 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 18 марта 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя Фуфачевой Л.В. по доверенности Малицкого В.В, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Фуфачева Л.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 101 кв. м, с кадастровым номером N, категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "ведение садоводства.
Административный истец обратилась 7 июля 2020 года в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учете, в котором просила внести в ЕГРН сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, с вида "ведение садоводства" на вид "индивидуальное жилищное строительство".
Уведомлением специалиста государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Девлетшаева Р.С. от 9 июля 2020 года приостановлено осуществление государственного кадастрового учета. Для получения информации о принадлежности испрашиваемого Фуфачевой Л.В. земельного участка комитет направил межведомственный запрос в администрацию г. Феодосии. Дополнительно сообщалось, что согласно Правилам землепользования и застройки МО ГО Феодосии Республики Крым в территориальных зонах, предусматривающих вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" определены следующие предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков: в городе 300-800 кв. м; в поселках городского типа и селах 500-2500 кв. м.
Решением административного ответчика от 25 июля 2020 года приостановлено осуществление государственного кадастрового учета в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Обращено внимание заявителя на то, что провести учет изменений в части вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером N не представляется возможным, так как его площадь 101 кв. м не соответствует приведенным выше параметрам.
Решением от 10 октября 2020 года Фуфачевой Л.В. отказано в учете изменений объекта недвижимости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 названного Федерального закона по заявлению собственника объекта недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета могут быть изменены основные характеристики об объекте недвижимости.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 данного Федерального закона при проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрация прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 указанного Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Исходя из пункта 1 статьи 11.9 данного Кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
На основании пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Согласно Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым земельный участок с кадастровым номером N отнесен к территориальной зоне Ж-1, в которой в качестве одного из видов разрешенного использования указано - "для индивидуального жилищного строительства", код вида разрешенного использования - 2.1, для которого установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Так предельные размеры земельных участков для вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" составляют:
- в городе минимальные размеры земельных участков - 0, 03 га, максимальные размеры земельных участков - 0, 08 га;
- в поселках городского типа и селах: минимальные размеры земельных участков - 0, 05 га, максимальные размеры земельных участков - 0, 25 га.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Правил земельные участки, объекты капитального строительства, сформированные до утверждения настоящих Правил и расположенные на территориях, для которых установлены градостроительные регламенты и на которые действие этих градостроительных регламентов распространяется, являются несоответствующими градостроительным регламентам в случаях: если размеры земельных участков и параметры объектов капитального строительства не соответствуют предельным размерам земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 3).
Частью 2 указанной статьи установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, когда использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства осуществляется только путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Как уже было указано, размер земельного участка, принадлежащего административному истцу, и в отношении которого она обратилась с заявлением об изменении разрешенного использования, составляет 101 кв. м, что не соответствует предельным (минимальным) размерам земельных участков, установленным градостроительным регламентом названного муниципального образования, а следовательно, исключает возможность изменения вида разрешенного использования данного земельного участка.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 12 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.