Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Стеблина А.А, действующего в интересах администрации г. Алушты Республики Крым, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 19 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Алушты Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании постановления органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения представителя администрации г. Алушты по доверенности Стеблина А.А, представителя ООО "Специализированный застройщик "Вест-Акцент-Строй" по доверенности Хостикоева А.Э, заключение прокурора Кириенко А.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Алушты Республики Крым Бродский С.И, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации г. Алушты от 25 ноября 2020 года N 3503 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 27 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 19 октября 2021 года, судебное решение отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении требований иска.
В кассационной жалобе, поданной представителем администрации г. Алушты по доверенности Стеблиным А.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 21 февраля 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 30 марта 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителя администрации г. Алушты по доверенности Стеблина А.А, представителя ООО "Специализированный застройщик "Вест-Акцент-Строй" по доверенности Хостикоева А.Э, заключение прокурора Кириенко А.А, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции, о чем обоснованно указано в доводах кассационных жалоб.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 16 октября 2020 года администрацией г. Алушта зарегистрировано заявление ООО "Вест-Акцент-Строй" о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", от предельных параметров разрешенного строительства запрашиваются в части: отступов от границы 0 м, коэффициента застройки 0, 95, коэффициента плотности застройки 4.
Заявление мотивировано тем, что земельный участок имеет неправильную форму, значительный перепад рельефа, повышенную сейсмичность площадки строительства (8 баллов). Граничащих с указанным земельным участком иных участков нет.
Одновременно ООО "Вест-Акцент-Строй" предоставило разработанное ООО "ГрандКонструктив" техническое обоснование возможности отклонения от предельных параметров разрешенного строительства земельного участка из которого следует, что на земельном участке планируется строительство многоквартирного жилого комплекса: два двенадцатиэтажных жилых дома с помещениями общественного назначения встроено-пристроенный паркинг, что не противоречит основанному виду использования территориальной зоны Ж-2 (01). Для данного вида разрешенного использования земельного участка ПЗЗ установлены следующие параметры строительства: минимальный отступ от красной линии улиц до зданий, строений сооружений при осуществлении строительства - 5 м, от красной линии проездов - 3 м. До установления в соответствии с требованиями законодательства красных линий улиц минимальные отступы до зданий, строений, сооружений принимать от границы земельного участка, отделяющий данный земельный участок от территории общего пользования. В условиях сложившейся застройки допускается реконструкция объектов капитального строительства в границах площадки застройки. Максимальный коэффициент застройки - 4, максимальный коэффициент плотности застройки земельного участка - 1, 2. Внешний и внутренний вид проектируемого здания, его пространственная планировочная и функциональная организация приняты в соответствии с действующими нормативными документами, с соблюдением мероприятий, обеспечивающих пожаробезопасность при эксплуатации. Границы участка имеют сложную геометрическую форму, рельеф участка крутой, имеет значительный уклон с понижением на юго-восток. Максимальный перепад высот составляет 30 м. Рассматриваемый участок расположен в районе с повышенной сейсмичностью (8 баллов). Коэффициент плотности застройки в границах рассматриваемого квартала составит 3, 8, что не превышает предельный максимальный коэффициент плотности застройки, предусмотренной приложением Б табл. Б.1 СП 42.13330.2016 "Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*". Выносимые на комиссию по отклонению от предельных параметров строительства отступы здания от границы земельного участка и красных линий не противоречат нормативным требованиям в части обеспечения противопожарной и санитарной безопасности. При строительстве многоквартирного жилого комплекса общей площадью 11060 кв. м на земельном участке с кадастровым номером N коэффициент застройки составит 0, 95, что превышает предельный допустимый коэффициент застройки в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта для зоны Ж-2(01) - 0, 4.
Кроме того, в 2018 году по заказу ООО "Вест-Акцент-Строй" подготовлен технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий для подготовки проектной документации выводы которого указывают, что при проведении инженерно-геодезических изысканий выполнены работы по топографической съемке (горизонтальная и вертикальная съемки) рельефа местности, застроенной территории, наземных и подземных коммуникаций. На основании геодезических работ составлен инженерно-топографический план с нанесением планового и высотного положения участка изыскания, наземных и подземных коммуникаций, рельефа местности. Анализ топографо-геодезических материалов показал, что исследуемый участок имеет сложный рельеф, пересечен подземными и надземными коммуникациями. Продольный уклон по участку в среднем составляет 16 градусов, что является неблагоприятным фактором для строительства и требует выполнения специальных мероприятий по посадке здания и закреплению склона на период строительства и эксплуатации здания. Земельные участки под строительство многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и паркингом по ул. Сергеева-Ценского в г. Алуште имеют сложную, многогранную, неправильную форму, которая не позволяет выполнить компактную ортогональную посадку здания вдоль какой-либо из сторон земельного участка.
В соответствии с отчетом "Инженерно-геологического изыскания территории проектируемого строительства многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и паркингом, подготовленным ООО "Южнобережный центр изысканий" по заказу ООО "Вест-Акцент-Строй" в геоморфологическом отношении участок работ расположен в нижней части южного макросклона Крымских гор, в верхней части склона восточного падения крутизной 16 градусов. В геологическом строении территории участвуют коренные породы таврической серии, представленные снизу-вверх аргиллитами плитчатыми, разрушенными и чешуйчатыми, элювием пород таврической серии, аргиллитами плитчатыми, чешуйчатыми, разрушенными до суглинка, слабыми ожелезненными. В связи с крутизной естественного склона в пределах участка, высокой нормативной и расчетной сейсмичностью и слабой устойчивостью грунтов инженерно-геологические условия являются неблагоприятными и требуют разработки специальных мероприятий по закреплению склона и отводу поверхностных вод, представленных в рекомендациях к отчету. Исследуемый участок по сложности инженерно-геологических условий относится к третей (сложной) категории. Грунты ИГЭ 1, 2, 3 относятся ко II категории по сейсмическим свойствам.
В результате общественных обсуждений предложений и замечаний от граждан, являющихся участниками общественных обсуждений и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения, а также иных участников в период проведения общественных обсуждений не поступало, в том числе в отношении проекта постановления администрации г. Алушты "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером N".
Проекты постановлений направлены для рассмотрения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта для дальнейшей подготовки рекомендаций главе администрации.
Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки в заключении от 23 ноября 2020 года рекомендовала предоставить отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на указанном земельном участке.
Постановлением администрации г. Алушты от 25 ноября 2020 года N 3503 ООО "Вест-Акцент-Строй" предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных Правилами землепользования и застройки для зоны застройки многоэтажными и среднеэтажными жилыми домами: Ж-2(01), в отношении земельного участка с кадастровым номером N в части сокращения отступов проектируемых объектов капитального строительства от границ земельного участка (без отступов), увеличения коэффициента застройки до показателя 0, 95, увеличения коэффициента плотности застройки до 4.
Прокурором г. Алушта 2 апреля 2021 года внесен протест в отношении указанного постановления, в ответ на который орган местного самоуправления сообщил об отклонении его требований.
В силу статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер и учитывается комиссией при подготовке рекомендаций о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения. Соответственно принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не может основываться только на положительном заключении публичных слушаний.
Одновременно с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ООО "Вест-Акцент-Строй" представлено техническое обоснование по отклонению от предельных параметров разрешенного строительства, отчет инженерно-геологических изысканий, технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий для подготовки проектной документации.
Инженерно-геодезические изыскания выполняются для получения достоверных и достаточных топографо-геодезических материалов и данных о ситуации и рельефе местности (в том числе дна водотоков, водоемов), существующих и строящихся зданиях и сооружениях (наземных, подземных и надземных), элементах планировки, проявлениях опасных природных процессов и факторов техногенного воздействия (в цифровой, графической, фотографической и иных формах), необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Принимая оспариваемое постановление, орган местного самоуправления учел, что земельный участок по своим характеристикам имеет перепад высот, уклон, неблагоприятные размеры и конфигурацию для строительства жилого комплекса.
Доводы прокурора об отсутствии заключения специалистов о проведенных инженерно-геологических изысканиях в соответствии с требованиями СП 47.13330.2016 носит предположительный характер, поскольку надлежащих доказательств того, что представленная ООО "Вест-Акцент-Строй" документация не соответствует указанному своду правил, которым установлены основные положения и требования к организации и порядку выполнения инженерных изысканий при изучении природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, административным истцом не представлено.
Особо следует отметить, что окончательный расчет всех возможных отклонений от предельных параметров разрешенного строительства возможен только после разработки проектной документации жилого комплекса, который, должен пройти государственную экспертизу, предметом которой являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
На момент рассмотрения дела нижестоящими судами проектная документация не была разработана, разрешение на строительство не выдано.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 19 октября 2021 года отменить, решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 27 июля 2021 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.