Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сигаловой Л.И. об установлении факта проживания, имеющего юридическое значение
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю по доверенности Дыбовой С.Н. на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 4 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 ноября 2021 года, Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав объяснения Сигаловой Л.И, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Сигалова Л.И. обратилась в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно факта ее постоянного проживания в городе Севастополе, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 года.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 4 августа 2021 года заявленные требования Сигаловой Л.И. были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 ноября 2021 года по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 4 августа 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения по мотиву их незаконности, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что у Сигаловой Л.И. отсутствует возможность выбора по своему усмотрению конкретных форм и способов реализации права на судебную защиту. Также, по мнению кассатора, по настоящему делу об установлении факта проживания имеется спор о праве, в связи с чем рассмотрение дела должно было быть по правилам искового производства. При этом судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю права Сигаловой Л.И. не нарушались, решение об отказе в назначении пенсии не принималось, а только направлялся ответ на обращение, то есть отсутствует предмет спора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Сигалову Л.И, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, не имеются.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по городу Севастополю от 10 июля 2014 года N Сигалова Л.И. признана гражданином Российской Федерации.
Паспорт гражданина Российской Федерации был выдан Сигаловой Л.И. 11 августа 2014 года. Зарегистрирована Сигалова Л.И. 29 сентября 2016 года по адресу: "адрес", что подтверждается штампом Отдела Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по городу Севастополю в Балаклавском районе.
Согласно сообщению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю сведения о пересечении государственной границы Российской Федерации Сигаловой Л.И. отсутствуют.
В соответствии с выписанным эпикризом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Севастопольская городская больница N 9" из истории болезни N Сигалова Л.И, ДД.ММ.ГГГГ рождения, находилась на лечении в терапевтическом отделении с 13 февраля 2014 года по 18 марта 2014 года.
В материалы дела представлена справка председателя садоводческого товарищества "Динамо-1" Голикова В.И. от 21 декабря 2020 года N, согласно которой Сигалова Л.И. с 2008 года проживает со своей семьей в жидом доме по адресу: "адрес".
Кроме того, при рассмотрения дела в Балаклавском районном суде города Севастополя были опрошены в качестве свидетелей Котюкова Н.В. и Полоцкая Л.Б, которые подтвердили факт проживания Сигаловой Л.И. на территории города Севастополя, в том числе и по состоянию на 18 марта 2014 года.
В 2017 году Сигалова Л.И. обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю с заявлением о произведении перерасчета выплачиваемой ей пенсии с учетом норм Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю отказало Сигаловой Л.И. в перерасчете выплачиваемой ей пенсии в связи с тем, что произведение перерасчета пенсионного обеспечения с учетом положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" возможно лишь в случае наличия подтверждения проживания на территории Республики Крым и в городе Севастополе по состоянию на 18 марта 2014 года. Подтверждением данного факта является паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на указанную дату.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 29 июня 2021 года исковое заявление Сигаловой Л.И. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии оставлено без рассмотрения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации со ссылкой на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и пришел к выводу о том, что факт постоянного проживания Сигаловой Л.И, в том числе и по состоянию на 18 марта 2014 года, на территории города Севастополя подтверждается материалами дела.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает такие выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.
При обращении в суд Сигалова Л.И. в качестве правовых последствий установления факта ее постоянного проживания в городе Севастополе, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 года, указывала на возможность возникновения оснований для перерасчета ее пенсионного обеспечения в соответсвии с нормами, предусмотренными статьей 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", определяющая порядок подтверждения постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года в целях решения вопроса о возможности применения установленных названным Федеральным законом специальных правил исчисления страхового (трудового стажа) и исчисления размера пенсии, направлена на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины в период осуществления трудовой или иной деятельности на территории данного государства.
Вместе с тем постоянное проживание гражданина на территории Российской Федерации как юридическое состояние, являющееся условием реализации им конституционных прав и свобод, не обязательно обусловлено наличием регистрации по месту жительства или соответствием регистрации месту фактического постоянного проживания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов (Определение от 6 октября 2008 года N 619-О-П). В судебном порядке может быть установлен и факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в целях назначения ему страховой пенсии по старости, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Отказ такому гражданину в возможности судебного установления данного факта означал бы введение необоснованной дифференциации правового положения граждан только лишь по формальному основанию наличия или отсутствия у них регистрации по месту жительства.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П и от 4 октября 2016 года N 18-П; определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П и другие) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Следовательно, в случае отсутствия у гражданина регистрации по месту жительства, при установлении уполномоченным органом или судом факта его постоянного проживания в определенном жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года в целях назначения гражданину страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" во внимание должны приниматься все имеющие значение обстоятельства, в том числе связанные с основанием его вселения в соответствующее жилое помещение (в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения или на ином законодательно предусмотренном основании), а также с фактическим проживанием гражданина в указанном жилом помещении, отвечающим признакам постоянного проживания.
При этом факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации в целях назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" может подтверждаться судебным решением, на основании которого он был признан гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", если из установленных в данном судебном решении обстоятельств самих по себе или в совокупности с иными доказательствами следует, что названный гражданин по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно и на законных основаниях фактически проживал в соответствующем жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2019 года N 3279-О).
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с особенностями реализации права на пенсионное обеспечение гражданами Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, на пенсионное обеспечение в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" связано с фактом постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения федерального законодательства и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям применены правильно.
В материалах дела имеется совокупность доказательств, согласно которой Сигалова Л.И. проживала со своей семьей в жидом доме по адресу: "адрес", 18 марта 2014 года.
Из содержания Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" следует, что он направлен на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав гражданами Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Ввиду того, что право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, на пенсионного обеспечения в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом постоянного проживания этих лиц на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, а Сигалова Л.И, как установлено судом и следует из материалов дела, 18 марта 2014 года постоянно проживала на территории города федерального значения Севастополя в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", вывод судов первой и апелляционной инстанции о наличии оснований для установления факта постоянного проживания Сигаловой Л.И. в городе Севастополе, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 года, соответствует подлежащим применению нормам права и юридически значимым установленным при рассмотрении дела обстоятельствам и, следовательно, является правомерным.
Учитывая вышеизложенное, довод кассационной жалобы о том, что между субъектами правоотношения возник спор о праве, который подлежит рассмотрению в порядке искового производства, был предметом рассмотрения судебных инстанций и обоснованно отклонен.
Доводы, которые бы свидетельствовали о наличии в обжалуемых судебных актах существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела, заявителем не приведены, в связи с чем основания для отмены решения и апелляционного определения отсутствуют.
Обжалуемые судебные постановления приняты в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения, и нормами процессуального права, оснований для их отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 4 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Государственного учреждения - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю по доверенности Дыбовой С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.