Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Евтифеевой О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Правительства Республики Тыва, поданной через суд первой инстанции 14 марта 2022 года, на решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года по административному делу N 3а-81/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тувинская горнорудная компания" о признании недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639 "Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год" (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года N 466).
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя Правительства Республики Тыва Мельникова Е.А, представителей Службы по тарифам Республики Тыва Даржаа С.Ю. и Бочаровой Е.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ООО "Тувинская горнорудная компания" Калинина С.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего оспариваемый судебный акт подлежащим оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
16 декабря 2020 года Правительством Республики Тыва принято постановление N 639 "Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год" (далее - Постановление N 639).
Приложением к Постановлению N 639 для ООО "Тувинская горнорудная компания" утверждена цена на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год в размере 2 696, 40 руб./тонн.
1 сентября 2021 года постановлением Правительства Республики Тыва N 466 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639" (далее - Постановление N 466) внесены изменения в Постановление N 639 в части цены за топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год, которая составила 2220, 10 руб./тонн.
Постановление N 639 и Постановление N 466 опубликованы в установленном порядке.
ООО "Тувинская горнорудная компания" обратилось в Верховный Суд Республики Тыва с административным исковым заявлением об оспаривании названного нормативного правового акта в действующей редакции, ссылаясь на его несоответствие положениям Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 14 октября 2021 года требования административного истца удовлетворены частично, признано недействующим со дня принятия решения суда постановление Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года N 466 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639". На Правительство Республики Тыва возложена обязанность опубликовать сообщение о принятом решении на официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://gov.rtyva.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 октября 2021 года отменено, принято новое решение о признании недействующим с 1 сентября 2021 года постановления Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639 "Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год" (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года N 466 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. N 639").
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Правительство Республики Тыва ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела.
Полагает, что в основу апелляционного определения положены неотносимые и недопустимые доказательства, представленные административным истцом в суде апелляционной инстанции, судебный акт суда апелляционной инстанции не содержит ссылок на нормативные правовые акты большей юридической силы, которым не соответствует постановление Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639 в спорной редакции.
Считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о необоснованности произведенных расчетов, указанных в экспертном заключении Службы по тарифам республики Тыва, так как оценка законности оснований пересмотра цен на твердое топливо, реализуемое населению Республики Тыва, и правильность их расчетов не подлежат проверке в рамках административного дела об оспаривании нормативного правового акта, поскольку данный вопрос в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 19 сентября 2019 года N 463 "Об утверждении Порядка расчета и установления цен на твердое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва" относится к полномочиям регулирующего органа.
Решение суда первой инстанции считает незаконным по аналогичным основаниям, и в случае отмены апелляционного определения настаивает на проверке в кассационном порядке и отмене судебного акта суда первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы ООО "Тувинская горнорудная компания" и прокуратурой Республики Тыва принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства представителя Службы по тарифам Республики Тыва о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, поскольку кассационный суд общей юрисдикции, проверяя в пределах предоставленных ему частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочий законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливает только правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Поскольку решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 октября 2021 года отменено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года с принятием нового решения, проверке в кассационном порядке подлежит только судебный акт суда апелляционной инстанции.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судом апелляционной инстанции.
Разрешая спор по существу, и удовлетворяя требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что постановление Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года N 466 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639" противоречит постановлению Правительства Республики Тыва от 13 июля 2021 года N 342 "О внесении изменений в Порядок расчёта и установления цен на твёрдое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва", имеющему большую юридическую силу. Кроме того, ООО "Тувинская горнорудная компания" в 2021 году с заявлением об изменении цены на твердое топливо не обращалось, срок действия установленной на данное топливо цены в размере 2696, 4 руб. не истек, следовательно, у регулирующего органа и Правительства Республики Тыва отсутствовали основания для пересмотра цены на твердое топливо на 2021 год.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что спорный нормативный правовой акт и изменения к нему приняты Правительством Республики Тыва в рамках предоставленной ему компетенции и с соблюдением формы и порядка принятия.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции указал на ошибочный вывод суда первой инстанции о признании нормативного правового акта недействующим ввиду его несоответствия постановлению Правительства Республики Тыва, имеющему с обжалуемым равную юридическую силу. Приходя к такому выводу, суд апелляционной инстанции также отметил необоснованность признания недействующим только постановления Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года N 466 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639", поскольку административный истец, исходя из предмета административного иска, просил признать недействующим постановление Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639 "Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год" в редакции изменений, внесенных постановлением 1 сентября 2021 года Правительства Республики Тыва N 466 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. N 639".
Проверяя приведенные в апелляционной жалобе доводы административного истца о нарушениях тарифного законодательства при снижении цены на твердое топливо, реализуемое потребителям ООО "ТГРК" до 2220, 10 руб./тонн, и установив, что мотивированного обоснования снижения расходов по спорным статьям затрат в экспертном заключении не приведено и его нельзя признать экономически обоснованным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639 "Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год" (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года N 466 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639") противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем подлежит признанию недействующим с 1 сентября 2021 года, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имел ограниченный срок действия и признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 и абзацем 2 пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Во исполнение названного указа постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В указанный перечень включены топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Согласно пункту 5 указанного постановления к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги на внутреннем рынке Российской Федерации, входящие в Перечень, утвержденный этим постановлением.
Органом исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, является Правительство Республики Тыва на основании Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 95 ВХ-1 "О Правительстве Республики Тыва"
В силу статьи 1 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 95 ВХ-1 "О Правительстве Республики Тыва" Правительство Республики Тыва осуществляет исполнительную власть в Республике Тыва и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Тыва.
В соответствии с подпунктом 6 части 3 статьи 13 указанного Конституционного закона Правительство Республики Тыва устанавливает подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением цен (тарифов), государственное регулирование которых в соответствии с законодательствами Российской Федерации, Республики Тыва осуществляется органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере государственного регулирования цен (тарифов), и осуществляет контроль за их применением.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 сентября 2019 года N 463 утверждён Порядок расчёта и установления цен на твёрдое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва (далее - Порядок расчета и установления цен на твердое топливо).
Согласно пункту 2.1 указанного Порядка цена (тариф) на твёрдое топливо, реализуемое хозяйствующим субъектом потребителям Республики Тыва, в объёме более 50 тыс. тонн (куб.м.) в год, утверждается Правительством Республики Тыва.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт с последующими изменениями принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка его принятия, а также официального опубликования, и по этим основаниям кассатором не оспаривается.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Тыва от 08 мая 2013 года N 1852 ВХ-1 "О нормативных правовых актах Республики Тыва" республиканскими нормативными правовыми актами являются в том числе постановления и распоряжения Правительства Республики Тыва, имеющие нормативный правовой характер.
Постановления и распоряжения Правительства Республики Тыва являются нормативными правовыми актами, если они содержат правовые нормы (часть 2 статьи 9 упомянутого Закона).
Статьей 12 указанного Закона урегулированы вопросы соотношения юридической силы нормативных правовых актов Республики Тыва.
В соответствии с требованиями данной нормы по отношению к нормативным правовым актам Правительства Республики Тыва большей юридической силой обладают конституционные закона и законы Республики Тыва. В случае коллизии нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения нормативного правового акта, вступившего в силу позднее. В случае коллизии нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой и вступивших в силу одновременно, действуют положения нормативного правового акта, содержащие специальную норму.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (пункт 2).
Утвержденный Правительством Республики Тыва Порядок расчёта и установления цен на твёрдое топливо (с внесенными в него изменениями) определяет основные положения расчета цен на твердое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва, и предназначен для использования хозяйствующими субъектами (пункт 1.4).
Порядок разработан в целях обеспечения экономического обоснования цен (тарифов) на твердое топливо, реализуемое потребителям; достижения баланса интересов хозяйствующих субъектов и потребителей; защиты интересов потребителей от необоснованного изменения цен (пункт 1.5).
Таким образом, из правового анализа содержания Порядка расчёта и установления цен на твёрдое топливо следует, что положения этого акта содержат правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений в сфере государственного регулирования цен на топливо твердое, реализуемое потребителям в Республике Тыва.
Оспариваемое постановление Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639 "Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год" (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года N 466 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639") вынесено административным ответчиком в соответствии с указанным выше Порядком расчёта и установления цен на твёрдое топливо, соответственно, как сам Порядок, так и акты о внесении в него изменений являются нормативными правовыми актами большей юридической силы по отношению к оспариваемому постановлению Правительства Республики Тыва. Учитывая, что иного правового регулирования в сфере сложившихся спорных правоотношений, кроме установленного Порядком расчёта и установления цен на твёрдое топливо, не существует, проверка спорного нормативного правового акта на соответствие его Порядку расчёта и установления цен на твёрдое топливо, как имеющему большую юридическую силу, в рамках настоящего административного спора является правильной.
При таком положении вывод суда апелляционной инстанции о равной юридической силе Постановления N 466, которым внесены изменения в спорное постановление Правительства Республики Тыва N 639, и постановления Правительства Республики Тыва N 342, которым изменен Порядок расчета и установления цен на твердое топливо, основан на ошибочном толковании норм права, однако данное суждение не повлекло принятия неправильного судебного акта.
В соответствии с разделом 4 Порядка расчета и установления цен на твердое топливо (в редакции постановления Правительства Республики Тыва N 342 от в 13 июля 2021 года) результаты анализа регулирующим органом хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность, являются основанием для пересмотра цен на твердое топливо.
Установление цен на твердое топливо по инициативе регулирующего органа осуществляется на основании материалов, полученных от хозяйствующих субъектов по мотивированному запросу регулирующего органа, и в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка расчёта и установления цен на твёрдое топливо при представлении хозяйствующим субъектом полного комплекта документов и материалов, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Порядка, регулирующий орган в течение 50 календарных дней проводит экспертизу представленных документов и материалов по установлению (изменению) цен, а также проверяет их обоснованность.
Экспертное заключение регулирующего органа должно содержать:
- оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
- анализ экономической обоснованности расходов (по статьям расходов), приведенных в обосновывающих документах и материалах;
- анализ экономической обоснованности предлагаемой величины прибыли;
- сравнительный анализ динамики расходов и величины прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
- анализ соответствия расчетов и форм, представленных документов и материалов утвержденным нормативно-методическим документам.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Установив, что экспертное заключение не содержит мотивированного обоснования снижения расходов по спорным статьям затрат и его признать экономически обоснованным нельзя, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639 противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу (Порядку расчета установления цен на твердое топливо, Налоговому Кодексу Российской Федерации), в связи с чем подлежит признанию недействующим.
В приведенной связи доводы кассатора о том, что апелляционное определение не содержит ссылок на законодательство большей юридической силы, которому не соответствует обжалуемое Постановление N 639, безосновательны.
Вопреки утверждениям кассатора суд апелляционной инстанции, исходя из содержания административного искового заявления и предмета оспаривания пришел к правильному выводу о необходимости признания недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639 "Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год" в редакции изменений, внесенных постановлением 1 сентября 2021 года Правительства Республики Тыва N 466 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. N 639".
Признавая спорное постановление недействующим с 1 сентября 2021 года, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что нормативный правовой акт имел ограниченный срок действия и признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
С учетом изложенного, реализация компетентным государственным органом своих дискреционных полномочий в любом случае исключает произвольный (абстрактный) подход и должна опираться на определенные объективные критерии, учитывая цели и задачи определенного правового регулирования. Иное противоречит основам конституционного строя Российской Федерации, основам правопорядка.
Суд апелляционной инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в суде апелляционной инстанции, которые являлись предметом его исследования и оценки и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено, судебное постановление апелляционной инстанции являются законным и обоснованным, оснований к его отмене либо изменению по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.