Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Павлова Сергея Вячеславовича, поданную 12 апреля 2022 г, на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 21 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 10 марта 2022 г.
по административному делу N 2а-69/2022 по административному исковому заявлению Павлова Сергея Вячеславовича к Администрации МО "Майминский район" о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Павлова С.В, его представителя, поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Павлов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в подготовке градостроительного плана в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", понуждении подготовить градостроительный план в течении 14 дней со дня вступления решения в законную силу.
Требования мотивирует тем, что истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, он обратился к административному ответчику с заявлением о подготовке градостроительного плана для оформления разрешения на строительство дома пасечника, складов для хранения сельскохозяйственной продукции. Администрация в его выдаче отказала, поскольку градостроительные регламенты для сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются. Между тем, земельный участок не относится к категории сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, что тождественно коду 1.0 и виду разрешенного использования "сельскохозяйственное использование". Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя виды разрешенного использования, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Решением Майминского районного суда Республики Алтай от 21 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 10 марта 2022 г, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе (с учетом дополнения) заявитель ставит вопрос об отмене принятых по настоящему делу судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены по настоящему делу.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Алтай от 17 августа 2015 года по делу N А02-749/2015 на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложена обязанность по даче поручения Территориальному управлению государственным имуществом в Республике Алтай по осуществлению необходимых действий, направленных на принятие решения о предварительном согласовании ФИО7 места размещения объекта "строительство Апи-центра и осуществления деятельности, сопряженной с организацией сельского туризма (строительство зеленых домов) и организации пчеловодческого хозяйства (пасеки)" на земельном участке площадью "данные изъяты" га, образованном в установленном порядке из федерального земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" га, расположенного по адресу: "адрес", с правой стороны автодороги "данные изъяты" "Чуйский тракт".
Решение суда было исполнено посредством направления поручения от 30 марта 2017 года N. Распоряжением от 16 мая 2017 года N был утвержден акт выбора земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предварительно согласовано место размещения объекта.
29 декабря 2017 года между Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО8 на основании распоряжения от 28 декабря 2017 года N, был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес", с правой стороны автодороги "данные изъяты" "Чуйский тракт", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (для "Строительства Апи-центра и осуществления деятельности, сопряженной с организацией пчеловодческого хозяйства (пасеки)", площадью "данные изъяты" кв.м.
2 августа 2021 года на основании соглашения право аренды по указанному договору аренды было передано Павлову С.В.
Согласно правилам землепользования и застройки Соузгинского сельского поселения, утвержденного Решением сельского Совета депутатов муниципального образования "Соузгинское сельское поселение" Майминского района Республики Алтай от 30 мая 2019 года N в отношении земельного участок с кадастровым номером N, градостроительный регламент не установлен (территориальная зона не определена).
22 сентября 2021 года Павлов С.В. обратился в администрацию муниципального образования "Майминский район" с заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N, указав наименование объектов капитального строительства: Апи-центр, дом пасечника, омшаник, склад N, склад N и склад N
29 сентября 2021 года письмом N в выдаче градостроительного плана было отказано, поскольку на данный участок градостроительный регламент не установлен, со ссылкой на статью 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статью 79 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок заявителя относится к сельскохозяйственным угодьям (пашня), что исключает возможность использования таких земель для застройки и последующей эксплуатации объектов и, поскольку данных об изменении правового режима названных земель в установленном законом порядке не имеется оспариваемый отказ в выдаче градостроительного плана является законным.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции. Судебная коллегия указала на формирование спорного земельного участка из сельскохозяйственных угодий - пашни, что подтверждается подконтурными картами и подконтурными ведомостями ОПХ "Чуйское", достоверность которых не опровергнута.
Вместе с тем судами не было учтено следующее.
Как следует из части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 57.3 ГрК РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа. Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 7).
Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 57.3 ГрК РФ).
В соответствии с частью 9 статьи 57.3 ГрК РФ и подпунктом 5.2.3 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, Минстроем России принят приказ от 25 апреля 2017 года N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения".
Согласно пунктам 18, 19 Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой проект планировки территории не утвержден, в строке пишется "Проект планировки территории не утвержден". В графах таблицы ставятся прочерки. В строке "Реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории" указывается: дата и номер документа, утвердившего проект планировки территории и (или) проект межевания территории; наименование органа, утвердившего проект планировки территории и (или) проект межевания территории.
Если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой проект планировки территории и (или) проект межевания территории не утверждены, в строке пишется "Документация по планировке территории не утверждена", или "Проект планировки территории не утвержден", или "Проект межевания территории не утвержден".
Информация о градостроительном регламенте земельного участка заполняется, если в отношении земельного участка установлен градостроительный регламент и на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента (пункт 30).
При подготовке градостроительного плана земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, указываются реквизиты акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, иной организации, определяющего, в соответствии с федеральными законами, порядок использования такого земельного участка (пункт 35).
В случае, если в отношении земельного участка не установлен градостроительный регламент или на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, в строках "Основные виды разрешенного использования земельного участка", "Условно разрешенные виды использования земельного участка", "Вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка" вносится запись "Градостроительный регламент не устанавливается" или "Действие градостроительного регламента не распространяется" (пункт 41).
Анализ приведенных норм градостроительного законодательства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью уполномоченного органа, а градостроительный план по своей правовой природе не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения.
Градостроительным кодексом Российской Федерации определены основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка: обращение с заявлением о его выдаче лица, не являющегося его правообладателем (части 5-7 статьи 57.3 ГрК РФ), отсутствие утвержденной документации по планировки территории, если в соответствии с ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации (часть 4 статьи 57.3 ГрК РФ).
Как следует из содержания оспариваемого ответа основанием для отказа в подготовке градостроительного плана земельного участка послужило неустановлением в отношении спорной территории градостроительного регламента, вместе с тем, если документацией градостроительного планирования в отношении земельного участка не определена территориальная зона, а следовательно, не установлен градостроительный регламент, указанное не влечет отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка, поскольку отсутствие данных сведений отражается в соответствующих разделах градостроительного плана.
Ссылка административного ответчика на положения статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, применительно к обстоятельствам настоящего дела, также не могла повлечь отказ в выдаче градостроительного плана, поскольку данные об отнесении земельного участка к пашне на основании представленного в материалы дела Плана ОПХ "Чуйское" не соответствуют документации градостроительного планирования муниципального образования, в частности Правилам землепользования и застройки, согласно которым в настоящее время земли ОПХ "Чуйское", отнесенные к "пашне", частично вошли в зону рекреации, частично в зону застройки индивидуальными жилыми домами. Следовательно, ранее существовавшее землепользование было изменено в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и статьёй 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении спорного земельного участка, как его собственник, так и арендатор вправе в установленном законом порядке изменить как категорию так и вид разрешенного использования с целью их приведения в соответствие с фактическим землепользованием.
При таких данных оспариваемый отказ нельзя признать законным, принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований. С целью восстановления нарушенного права заявителя на административного ответчика подлежит возложению обязанность повторного рассмотрения заявления о выдаче градостроительного плана.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Майминского районного суда Республики Алтай от 21 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 10 марта 2022 г. отменить.
Принять новое решение. Признать незаконным отказ Администрации Муниципального образования "Майминский район" в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", изложенный в письме N от 29 сентября 2021 г. Возложить на администрацию Муниципального образования "Майминский район" обязанность рассмотреть заявление Павлова С.В. от 22 сентября 2021 г. о выдаче градостроительного плана земельного участка в установленном законом порядке.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 июня 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.