Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-318/2021, УИД: 22RS0024-01-2021-000372-54 по иску Гриценко Галины Геннадьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) о возложении обязанности произвести корректировку индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями дающими право на досрочное назначение страховой пенсии, по кассационной жалобе Гриценко Галины Геннадьевны на решение Ключевского районного суда Алтайского края от 9 сентября 2021 г, апелляционное определение судьи судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гриценко Г.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в Ключевском районе Алтайского края, пенсионный орган) о возложении обязанности произвести корректировку индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями дающими право на досрочное назначение страховой пенсии.
Требования мотивированы тем, что 8 ноября 2018 г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, решением пенсионного органа в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия требуемого стажа. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не засчитаны периоды работы в качестве зубного техника в краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И. (далее по тексту также КГБУЗ "Ключевская ЦРБ им. Антоновича И.И."). При оформлении пенсии узнала, что ее рабочее место не оборудовано согласно требованиям СанПин, а именно: не соответствует площадь ее рабочего места, при этом совмещены гипсовочная, полировочная, паяльная; отсутствует вытяжной шкаф и вытяжная система. Работодатель указанные нарушения признает, обратившись в органы пенсионного фонда с ходатайством о корректировке ее лицевого счета за период с 1999 г. по 2020 г. с целью установления досрочной пенсии. Указанные меры работодателем предприняты, поскольку должность зубного техника с 1 ноября 1999 г. в льготный стаж для назначения досрочной пенсии медицинским работникам не включается. В связи с указанным, просила суд обязать ответчика произвести корректировку ее индивидуального лицевого счета за период с 1999 г. по 2020 г. в соответствии с требованиями дающими право на досрочное назначение страховой пенсии.
В судебном заседании истец Гриценко Г.Г. уточнила исковые требования, просила обязать ответчика произвести корректировку ее индивидуального лицевого счета за период с 1995 г. по 9 сентября 2021 г. в соответствии с требованиями, дающими право на досрочное назначение страховой пенсии в льготном исчислении, за исключением периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 10 ноября 2004 г. по 22 октября 2006 г, с 19 декабря 2008 г. по 30 июня 2010 г, с 9 апреля 2018 г. по 3 июня 2018 г, с 18 сентября 2018 г. по 7 ноября 2018 г, с 8 ноября 2018 г. по 1 августа 2019 г, учебы с 15 октября 2015 г. по 19 ноября 2015 г. без льготного исчисления, исключив периоды нахождения в отпуске без сохранения. Полагает, что необходимо отменить спец. оценку от 21 сентября 2018 г, так как не была проведена аттестация рабочего места, также полагает, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лицо, чьи условия труда были признаны вредными, поскольку по результатам аттестации рабочих мест в 2018 г. ее условия труда отнесены к классу 3.2. При этом она не получала никаких льгот и гарантий за вредность, что свидетельствует из расчетных листов.
Решением Ключевского районного суда Алтайского края от 9 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 ноября 2021 г, постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Гриценко Галины Геннадьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) о возложении обязанности произвести корректировку индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, дающими право на досрочное назначение страховой пенсии, отказать в полном объеме".
В кассационной жалобе истец Гриценко Г.Г. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных ею исковых требований в полном объеме, без направления дела на новое рассмотрения.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Гриценко Г.Г. работает в КГБУЗ "Ключевская ЦРБ им. Антоновича И.И." в подразделении - ортопедический кабинет в должности зубной техник с 4 октября 1995 г. по настоящее время.
21 сентября 2018 г. на рабочем месте зубного техника (зуботехнической лаборатории) КГБУЗ "Ключевская ЦРБ им. Антоновича И.И." Гриценко Г.Г. была проведена специальная оценка условий труда.
Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда N, проведенной ООО "АТОН - Экобезопасность и охрана труда" 21 сентября 2018 г. должности "зубной техник" поликлиники МБУЗ "Ключевская районная больница им. Антоновича И.И." в строке 030 "Оценка условий труда по вредным (опасным) факторам" итоговый класс (подкласс) условий труда составляет 3.2; право на досрочное назначение страховой пенсии отсутствует.
Также установлено, что КГБУЗ "Ключевская ЦРБ им. Антоновича И.И." 16 июня 2020 г. направило в ГУ УПФ РФ в Ключевском районе Алтайского края заявление о корректировке индивидуального лицевого счета Гриценко Г.Г.
Согласно ответу пенсионного органа от 19 июня 2020 г. по результатам проведенной специальной оценки труда рабочих мест КГБУЗ "Ключевская ЦРБ им. Антоновича И.И." класс опасности условий труда на данном рабочем месте с учетом эффективности использования средств индивидуальной защиты не установлен, право на досрочную пенсию отсутствует (строка 040 п.6). В предполагаемом заявлении доначислении страховых взносов по дополнительным тарифам за 1999 - 2020 г.г. и корректировке индивидуального лицевого счета Гриценко Г.Г. нет необходимости. Отчеты КГБУЗ "Ключевская ЦРБ им. Антоновича И.И." по персоналу, подтверждающие льготный характер работы сотрудников, предоставленные с 1999 года соответствуют требованиям законодательства действующего на момент формирования отчетности.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-6 ("Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица") спорный период работы истца был отражен без указания соответствующих кода особых условий труда и кода выслуги лет.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для корректировки индивидуального лицевого счета Гриценко Г.Г. в соответствии с требованиями, дающими право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с чем в заявленном иске отказал.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, согласилась с данными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Выводы судов требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзацы четвертый и седьмой части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абзац четвертый части 2 статьи 22, статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 г.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно частям 1, 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Таким образом, специальная оценка условий труда устанавливает не только наличие вредных факторов на рабочих местах, но и является основанием для предоставления льгот и гарантий, в том числе и на льготное пенсионное обеспечение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" также предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на каждое застрахованное лицо Пенсионный Фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный страховой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разрядов). Согласно пункту 2 указанной статьи в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица должны быть указаны в том числе, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов; суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Абзацем 4 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.
Согласно статье 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального Закона, страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-6 ("Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица") спорный период работы истца был отражен без указания соответствующих кода особых условий труда и кода выслуги лет.
При этом, из ответа пенсионного органа работодателю Гриценко Г.Г. - КГБУЗ "Ключевская ЦРБ им. Антоновича И.И." от 19 июня 2020 г. на ходатайство о корректировке индивидуального лицевого счета Гриценко Г.Г, следует, что по результатам проведенной специальной оценки труда рабочих мест КГБУЗ "Ключевская ЦРБ им. Антоновича И.И." класс опасности условий труда на данном рабочем месте с учетом эффективности использования СИЗ не установлен, право на досрочную пенсию отсутствует (строка 040 п.6). В предполагаемом заявлении доначислении страховых взносов по дополнительным тарифам за 1999 - 2020 г.г. и корректировке индивидуального лицевого счета Гриценко Г.Г. нет необходимости. Отчеты КГБУЗ "Ключевская ЦРБ им. Антоновича И.И." по персоналу, подтверждающие льготный характер работы сотрудников, предоставленные с 1999 г. соответствуют требованиям законодательства действующего на момент формирования отчетности.
В ходе рассмотрения дела Гриценко Г.Г. настаивала об отмене результатов спец оценки условий труда N проведенной 21 сентября 2018г. указывая на то, что она работает в условиях повышенной вредности в течении полного рабочего дня, в связи с чем, ее индивидуальный лицевой счет за период с 1995г. по сентябрь 2021 г. подлежит корректировке в соответствии с требованиями для назначения досрочной пенсии.
Вместе с тем, суды обоснованно исходили из того, что право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, длительное время проработавшим на работах с вредными условиями труда и на работах с тяжелыми условиями труда, следует из пунктов 1, 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 18 июля 2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также вступившее в силу с 1 января 2015 г. постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в соответствии с которыми при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в частности, применяются:
а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
При этом законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста лишь с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; одновременно с этим учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.
Согласно указанных списков право на досрочное назначение пенсии имеют следующие работники здравоохранения:
Младший медицинский персонал, работающий в лепрозориях, психиатрических и психоневрологических учреждениях (непосредственно обслуживающий психических больных), туберкулезных и инфекционных учреждениях (непосредственно обслуживающий больных), прозекторских и моргах; работники, занятые в противочумных учреждениях (раздел XXVI учреждения здравоохранения Списка N 1).
А также работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающие с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ, а также на гамма - терапевтических аппаратах; врачи - рентгенологи, а также врачи, постоянно занятые в рентгенооперационных и ангиографических кабинетах; рентгенолаборанты, в том числе в рентгенооперационных, ангиографических и флюорографических кабинетах; средний медицинский персонал рентгеновских отделений (кабинетов), а также средний медицинский персонал, постоянно занятый в рентгенооперационных ангиографических кабинетах (раздел XIX учреждения здравоохранения Списка N 2).
Принимая во внимание, что в указанных списках отсутствует должность зубного техника районной больницы, которую занимал ранее и занимает в настоящее время истец, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что работодатель правомерно не начислял и не начисляет страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации на индивидуальный лицевой счет истца, указав при этом, что наличие вредных и тяжелых условий труда само по себе не дает гражданину права на досрочное пенсионное обеспечение, но служит основанием для возмещением вреда от негативного воздействия на организм работника со стороны работодателя, в соответствии с нормами действующего трудового законодательства.
Таким образом, основания для корректировки индивидуального лицевого счета истца в соответствии с требованиями, дающими право на досрочное назначение страховой пенсии, отсутствовали.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ключевского районного суда Алтайского края от 9 сентября 2021 г, апелляционное определение судьи судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гриценко Галины Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.