Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1269/2021, УИД: 75RS0027-01-2021-001981-48 по иску Лопатиной Валентины Николаевны к администрации городского поселения "Шилкинское", администрации муниципального района "Шилкинский район", Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, о признании права на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и взыскании выплаты на приобретение жилого помещения, по кассационной жалобе Лопатиной Валентины Николаевны на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 11 ноября 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 декабря 2021г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лопатина В.Н. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения "Шилкинское", администрации муниципального района "Шилкинский район", Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, о признании права на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и взыскании выплаты на приобретение жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что она проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: "адрес". Вышеуказанный жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 года, в результате наводнения дом, в котором они проживали, был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу. При обращении в установленном порядке с заявлением в администрацию городского поселения "Шилкинское" о включении истца в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению "Шилкинское", ей отказано в связи с наличием у нее 1/4 доли в праве общей долевой собственности на иное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
С данным решением истец не согласна, так как фактически она проживала в жилом доме по адресу: "адрес". Жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" она никогда не пользовалась, фактически данное жилое помещение использует семья Степановых, членом семьи которых она не является.
Просила суд установить факт ее постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", для получения выплаты на приобретение жилого помещения в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Признать за истцом право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Обязать ответчиков включить истца в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Взыскать с ответчиков в пользу истца выплату на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 11 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 декабря 2021 г, постановлено:
"Исковые требования Лопатиной Валентины Николаевны к администрации городского поселения "Шилкинское", администрации муниципального района "Шилкинский район", Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта За байкальского края об установлении факта постоянного проживания, о признании права на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и взыскании выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения".
В кассационной жалобе истец Лопатина В.Н. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных ею исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Лопатина В.Н. с 30 мая 2019 г. на основании договора купли-продажи дома и земельного участка от 21 мая 2019 г. на момент возникновения чрезвычайной ситуации являлась собственником ? доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
С 2 сентября 2019 г. истец Лопатина В.Н. зарегистрирована по адресу: "адрес".
Постановлением администрации городского поселения "Шилкинское" от 22 июля 2021 г. N введен режим чрезвычайной ситуации на территории городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район".
Постановлением главы администрации городского поселения "Шилкинское" от 24 июля 2021г. N, (с Постановлениями о внесении изменений от 26 июля 2021г. N, N, 29 июля 2021г. N, 2 августа 2021г. N, 7 августа 2021г. N, 27 сентября 2021г. N), определены границы зоны действия режима "Чрезвычайная ситуация" в городском поселении "Шилкинское", куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: "адрес".
Постановлением администрации городского поселения "Шилкинское" от 23 сентября 2021г. N назначена межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского поселения "Шилкинское".
Заключением межведомственной комиссии N от 15 октября 2021 г, составленного на основании акта обследования помещения N от 15 октября 2021 г, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021г. N, вследствие затопления жилых домов на территории города Шилка в период с 22 июля 2021г.
Распоряжением главы администрации городского поселения "Шилкинское" от 25 октября 2021 г. N во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению "Шилкинское" на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края, Лопатиной В.Н. отказано на основании подп.1, пункта 23 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021г. N (несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 Правил), в связи с наличием в собственности на день введения режима чрезвычайной ситуации доли на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а именно 1/4 доли в праве общей долевой собственности по адресу: "адрес".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что не имеется правовых оснований для признания за истицей Лопативной В.Н. права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и включения ее в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району "Шилкинский район", поскольку на момент наводнения в собственности истца Лопатиной В.Н. имелась доля в праве на иное жилое помещение на праве общей долевой собственности, то есть, в результате паводка истцом не было утрачено единственное жилое помещение.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, согласилась с данными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Выводы судов требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Так, постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021г. N 362 (далее - постановление N 362) утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Из подп.1 пункта 3 Правил следует, что мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп. 1-3 и 5 пункта 4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно пункту 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
- граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп. 1);
- граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подп.1 пункта 4 Правил, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп.3).
При этом согласно пункту 9 Правил условием оказания мер социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1 и 5 пункта 4 Правил, являющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения в муниципальную собственность.
Из пункта 19 Правил следует, что гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации обращается в администрацию с заявлением о включении его и членов его семьи в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края. В заявлении указывается выбранная гражданином мера социальной поддержки в соответствии с постановлением N 362 - получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения посредством приобретения или строительства.
В соответствии с пунктом 22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам отказывается во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится в том числе: несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 Правил; непредставления документов, указанных в пунктах 19, 20 Правил.
Согласно пункту 28 Правил размер выплаты на приобретение или строительство жилых помещений рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения: для одиноко проживающих граждан - 33 кв. метра, но не более общей площади утраченного жилого помещения; на семью из 2 человек - 42 кв. метра, но не более общей площади утраченного жилого помещения; по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с пунктом 12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункты 34-36 Правил).
Установив, что истец Лопатина В.Н. с 29 мая 2019 г. по 1 октября 2021 г. являлась собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22 октября 2021 г, суд обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что Лопатиной В.Н. в результате паводка не было утрачено единственное жилое помещение, на момент чрезвычайной ситуации она являлась собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", которую согласно пояснениям Лопатиной В.Н, намеренно передала в дар сыну после чрезвычайной ситуации для получения выплат после наводнения в 2021 году.
Таким образом, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом судов, что в соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021г. N 362 у истицы отсутствует право на включение в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению "Шилкинское" на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края, в связи с наличием в собственности на день введения режима чрезвычайной ситуации доли на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" истица никогда не пользовалась, фактически данное жилое помещение использует семья Степановых, членом семьи которых она не является, в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 11 ноября 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 декабря 2021г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лопатиной Валентины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.