Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4576/2021; УИД: 22RS0068-01-2021-005981-04 по иску Долговой Арины Юрьевны к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании восстановить в очереди на получение социальной выплаты, по кассационной жалобе Долговой Арины Юрьевны на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 7 октября 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю Савченко Т.С, поддержавшей доводы возражений наи кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Долгова А.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту также Управление Росгвардии по Алтайскому краю) с требованиями о признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании восстановить в очереди на получение социальной выплаты.
Требования мотивированы тем, что ее отец Д. с 28 февраля 2013 г. с составом семьи два человека (Д. и Долгова А.Ю.) состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты в ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю. Д. был 31 год сотрудником службы в войсках национальной гвардии и уволен 28 марта 2017 г. по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел. "данные изъяты" 2020 г. Д. умер, указана причина смерти "данные изъяты"
Причиной смерти являлось заболевание "данные изъяты", которое было впервые диагностировано у Д. в 2015 году, в период прохождения службы.
Распоряжением N от 21 января 2021 г. Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю Д. был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Истец обрался к ответчику с заявлением о разъяснении решения, на что был дан ответ, что оснований для сохранения за членом семьи умершего Д. права на единовременную социальную выплату не имеется, поскольку не представлено сведений, что смерть связана с заболеванием, полученным в период прохождения службы.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 7 октября 2021г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 января 2022 г. исковые требования Долговой Арины Юрьевны к Управлению Росгвардии по Алтайскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании восстановить в очереди на получение социальной выплаты оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Долгова А.Ю. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Управления Росгвардии по Алтайскому краю Дашиной А.И. принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по "адрес" Савченко Т.С, поддержавшей доводы возражений наи кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата согласно пункту 2 части 2, части 4 статьи 4 указанного Федерального закона предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при установлении его нуждаемости в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в пунктах 1 - 7 названной нормы, в том числе при обеспечении общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров, с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
К членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие названного Федерального закона, если иное не установлено отдельными его положениями, относит: супруга (супругу), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
В силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты в силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Д. с составом семьи из 2-х человек (он и дочь Долгова А.Ю.) состоял на учете Управления Росгвардии по Алтайскому краю на получение единовременной социальной выплаты с 28 февраля 2013 г.
28 марта 2017 г. Д. был уволен со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел с правом на пенсию.
"данные изъяты" 2020 г. Д. умер, что подтверждается справкой о смерти N от 4 декабря 2020 г, причина смерти "данные изъяты"
Управлением Росгвардии по Алтайскому краю 20 января 2021 г. было принято решение о снятии Д. с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Принятое решение оформлено протоколом N от 20 января 2021 г, утверждено распоряжением от 21 января 2021 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, руководствуясь положениями статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, пункта 3 Правил предоставления единовременной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, пришел к выводу, что смерть Д. наступила не вследствие увечья или нового повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, а вследствие "данные изъяты", что исключает право семьи умершего сотрудника на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как следует из статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения имеют сотрудники, стаж службы которых в органах внутренних дел составляет не менее 10 лет в календарном исчислении, при установлении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий, определяемой в соответствии с критериями, предусмотренными частью 2 данной статьи; такая выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи и только один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел; право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (части 1, 4, 6); единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 данной статьи (часть 3).
Таким образом, право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, будучи адресованным в первую очередь сотрудникам органов внутренних дел как лицам, непосредственно исполняющим функции по охране законности и правопорядка и принимающим на себя все риски, связанные с характером службы, при определенных условиях сохраняется и за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел, а также за членами семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
При этом статья 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ не содержит (и в ранее действовавшей редакции не содержала) каких-либо предписаний, касающихся перехода права на получение единовременной социальной выплаты к членам семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, который в период службы или после ее оставления был принят на учет в качестве имеющего право на получение указанной выплаты и умер до ее получения. Отсутствуют соответствующие предписания и в статье 6 данного Федерального закона, предусматривающей условия предоставления жилого помещения по договору социального найма сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей либо предоставление по желанию сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В отношении членов семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, применяется норма пункта 2 части 4 статьи 12 названного Федерального закона, которая устанавливает общее правило предоставления социальных гарантий, предусмотренных данным Федеральным законом для членов семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в случае его смерти.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 12 Федерального закона N 247-ФЗ право на социальные гарантии, установленные указанным Федеральным законом членам семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, сохраняется за ними в случае смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, до истечения одного года после его увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
В этом случае, члены семьи погибшего (умершего) сотрудника, в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты дополнительно представляют копии свидетельства о смерти сотрудника и заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти сотрудника с увечьем или иным повреждением здоровья, полученными в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Таким образом, обеспечение семьи умершего сотрудника органов внутренних дел, может иметь место только по основаниям указанным в пункте 2 части 4 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и при условии наличия причинно-следственной связи факта смерти сотрудника и выполнения им служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Как следует из материалов дела, причинно-следственная связь смерти Д. с выполнением им служебных обязанностей, либо заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел, не установлена. Такое заключение военно-врачебной комиссии, обладающей исключительными полномочиями для установления такой связи, истцом представлено не было, хотя из положений пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты оно является обязательным документом, необходимым для реализации установленных законом гарантий предоставления членам семьи умершего сотрудника жилого помещения.
В связи с изложенным, действия ответчика соответствовали требованиям действующего законодательства, и суд пришел к обоснованному выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 7 октября 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Долговой Арины Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.