Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Дмитриевой О.С, судей Гунгера Ю.В, Ветровой Н.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД24RS0002-01-2021-001243-12 по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению "Комплексная Спортивная школа", администрации г. Ачинска, Министерству спорта Красноярского края о возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе администрации города Ачинска и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 09 сентября 2021 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ветровой Н.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ачинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению "Комплексная Спортивная школа" (далее МБУ "КСШ"), администрации г. Ачинска, Министерству спорта Красноярского края о возложении обязанности совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки в деятельности МБУ "КСШ" выявлены грубые нарушения законодательства о физической культуре и спорте.
Указывает, что МБУ "КСШ" реализует программы спортивной подготовки по видам спорта: "Плавание", "Фигурное катание", "Легкая атлетика", "Подводный спорт (плавание в ластах)", "Художественная гимнастика".
В соответствии со ст. 34.3. Федерального закона от 04.12.2007 N 329?Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана: соблюдать требования федеральных стандартов спортивной подготовки; качественно и в полном объеме обеспечивать прохождение лицом спортивной подготовки под руководством тренера, тренеров по выбранным виду или видам спорта (спортивным дисциплинам) в соответствии с реализуемыми программами спортивной подготовки; обеспечивать участие лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки; осуществлять медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию систематического медицинского контроля, за счет средств, выделяемых организации, осуществляющей спортивную подготовку, на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке либо получаемых по договору об оказании услуг по спортивной подготовке; осуществлять материально-?техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период про ведения спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке.
Кроме того, в нарушение ст. 34.3. Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" условия реализации программы спортивной подготовки свидетельствуют об отсутствии оборудования и спортивного инвентаря, необходимого для прохождения спортивной подготовки:
Для каждого занимающегося по плану комплектования МБУ "КСШ" в соответствии программой спортивной подготовки и программой спортивного резерва по виду "плавание" отсутствует следующее оборудование и экипировка: костюм (комбинезон) для плавания, купальник (женский), обувь для бассейна (шлепанцы), очки для плавания, плавки (мужские), полотенце, халат, шапочка для плавания.
Для каждого занимающегося по плану комплектования МБУ "КСШ" в соответствии программой спортивной подготовки и программой спортивного резерва по виду "Фигурное катание на коньках" отсутствует следующее оборудование и экипировка: ледоуборочная машина (машина для заливки льда), фишки для разметки площадки, станок для заточки коньков для фигурного катания, гантели массивные от 0, 5 кг до 5 кг, гантели переменной массы от 3 до 12 кг, гири спортивные 16, 24, 32 кг, зеркало настенное, инвентарь для заливки и уборки льда, лонжа переносная, лонжа стационарная, CD проигрыватель переносной, мат гимнастический, мяч набивной (медицинбол) от 1 до 5 кг, перекладина гимнастическая, скакалка гимнастическая, скамейка гимнастическая, станок хореографический, стенка гимнастическая, стойки для приседания со штангой, штанга тяжелоатлетическая, мини батут, степ для фитнеса, ботинки для фигурного катания, костюм для соревнований, костюм спортивный тренировочный, лезвия для фигурного катания, наколенники, налокотники, футболка спортивная, чехол для коньков, шорты спортивные.
Кроме того, в нарушение ст. 34.3. Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" условия реализации программы спортивной подготовки свидетельствуют об отсутствии оборудования и спортивного инвентаря, необходимого для прохождения спортивной подготовки.
Реализация вышеуказанных программ спортивной подготовки без соответствующей укомплектованности оборудованием, снаряжением и инвентарем нарушает права спортсменов, на качественно и в полном объеме прохождение лицом спортивной подготовки по выбранным виду спорта в соответствии с реализуемыми программами спортивной подготовки (в т.ч. программы спортивного резерва)
В силу п.п. 6.2, 6.3, 6.4 ГОСТ Р 52024-2003, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 N 80-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта" спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя. На спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании спортивных услуг, должны быть сопроводительные (эксплуатационные) документы на русском языке. Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, подлежащие обязательной сертификации, должны быть сертифицированы в установленном порядке. Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, не подлежащие обязательной сертификации, должны иметь документ изготовителя, подтверждающий их пригодность и безопасность применения.
Проверкой установлено, что в МБУ "КСШ" используется оборудование и спортивный инвентарь без документов изготовителя, подтверждающих их пригодность и безопасность.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении основных принципов законодательства о физической культуре и спорте - обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
Кроме того, несмотря на требования ст. 34.5, 39 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Приказа Минздрава России от 01.03.2016 N 134н, N 1144н от 23.10.2020, медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включающее в себя: систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц; оценку адекватности физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья; профилактику и лечение заболеваний этих лиц и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию; восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом, не организовано, условия для осуществление медицинской деятельности отсутствуют.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствует о несоблюдении законодательства об образовании и о физической культуре и спорте, о нарушении прав детей, спортсменов, предусмотренных ст. 24 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", ст. 34 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" со стороны МБУ "КСШ"
В порядке ст. 39 ГПК РФ уточнив требования истец просил возложить обязанность на муниципальное бюджетное учреждение "Комплексная спортивная школа" привести
-программу спортивной подготовки по виду спорта "Плавание", утвержденную приказом МБУ "КСШ" N 03тд от 10 января 2019г. в соответствие с требованиям Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "плавание", утвержденного Приказом Минспорта России от 19 января 2018 г. N 41;
-программу спортивной подготовки по виду спорта "Фигурное катание на коньках", утвержденную приказом МБУ "КСШ" N 03тд от 10 января 2019г. в соответствие с требованиям Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "фигурное катание на коньках", утвержденного Приказом Минспорта России от 19января 2018г. N 38;
-программу спортивной подготовки по виду спорта "Легкая атлетика", утвержденную приказом МБУ "КСШ" N 03тд от 10 января 2019 г. в соответствие с требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "легкая атлетика", утвержденного Приказом Минспорта России от 20.08.2019 N 673;
-программу спортивной подготовки по виду спорта "Подводный спорт (плавание в ластах)", утвержденная приказом МБУ "КСШ" N 03тд от 10 января 2019 г. в соответствии требованиям Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "подводный спорт", утвержденного Приказом Минспорта России от 01 апреля 2015 г. N 306;
-программу спортивной подготовки по виду спорта "Художественная гимнастика" утвержденную приказом МБУ "КСШ N 03тд от 10 января 2019г. в соответствии требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "художественная гимнастика", утвержденного Приказ Минспорта России от 20 августа 2019 г. N 675.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное учреждение "Комплексная спортивная школа" в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить лиц, проходящих спортивную подготовку по программам спортивной подготовки и программам подготовки спортивного резерва в муниципальном бюджетном учреждении "Комплексная спортивная школа" необходимой экипировкой по следующим этапам спортивной подготовки: этап начальной подготовки, тренировочный этап (этап спортивной специализации) и этап совершенствования спортивного мастерства: по программе спортивной подготовки по виду спорта "Плавание" - в соответствии с требованиями Приложения N12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "плавание", утвержденного Приказом Минспорта России от 19 января 2018 г. N 41, по программе спортивной подготовки по виду спорта "Фигурное катание на коньках" - в соответствие с требованиями Приложения N12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "фигурное катание на коньках", утвержденного Приказом Мин спорта России от 19 января 2018 г. N 38, программе спортивной подготовки по виду спорта "Легкая атлетика" - в соответствие с требованиями Приложения N 12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика", утвержденного Приказом Минспорта России от 20 августа 2019 г. N 673; по программе спортивной подготовки по виду спорта "Подводный спорт (плавание в ластах)" - в соответствии требованиям Приложения N 12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "подводный спорт", утвержденного Приказом Минспорта России от 01 апреля 2015 г. N 306; программе спортивной подготовки по виду спорта "Художественная гимнастика" - в соответствии требованиями Приложения N 12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика", утвержденного Приказ Минспорта России от 20 августа 2019 г. N 675.
Возложить обязанность на администрацию г. Ачинска, Министерство спорта Красноярского края в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы по обеспечению лиц, проходящих спортивную подготовку по программам спортивной подготовки и программам подготовки спортивного резерва в Муниципальном бюджетном учреждении "Комплексная спортивная школа" необходимой экипировкой по следующим этапам спортивной подготовки: этап начальной подготовки, тренировочный этап (этап спортивной специализации) и этап совершенствования спортивного мастерства: по программе спортивной подготовки по виду спорта "Плавание" - в соответствии с требованиями Приложения N 12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "плавание", утвержденного Приказом Минспорта России от 19 января 2018 г N 41, по программе спортивной подготовки по виду спорта "Фигурное катание на коньках" в соответствие с требованиями Приложения N12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "фигурное катание на коньках", утвержденного Приказом Минспорта России от 19 января 2018 г. N 38, программе спортивной подготовки по виду спорта "Легкая атлетика" - в соответствие с требованиями Приложения N 12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика", утвержденного Приказом Минспорта России от 20 августа 2019 г. N 673; по программе спортивной подготовки по виду спорта "Подводный спорт (плавание в ластах)" - в соответствии требованиям Приложения N 12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "подводный порт", утвержденного Приказом Минюста России от 01 апреля 2015 г. N 306; программе спортивной подготовки по виду спорта "Художественная гимнастика" - в соответствии требованиями Приложения N 12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика", утвержденного Приказ Минспорта России от 20 августа 2019 г. N 675.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное учреждение "Комплексная спортивная школа" в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения спортивной подготовки по программам спортивной подготовки и программам подготовки спортивного резерва: по виду спорта "Плавание" - в соответствии с требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "плавание", утвержденного Приказом Минспорта России от 19 января 2018 г. N 41, по виду спорта "Фигурное катание на коньках" - в соответствие с требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "фигурное катание на коньках", утвержденного Приказом Минспорта России от 19 января 2018 г. N 38, по виду спорта "Легкая атлетика" - в соответствие с требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика", утвержденного Приказом Минспорта России от 20 августа 2019 г. N 673; по виду спорта "Подводный спорт (плавание в ластах)" - в соответствии требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "подводный спорт", утвержденного Приказом Минспорта России от 01 апреля 2015 г. N 306; по виду спорта "Художественная гимнастика" - в соответствии требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика", утвержденного Приказом Минспорта России от 20 августа 2019 г. N 675.
Возложить обязанность на администрацию г. Ачинска, Министерство спорта Красноярского края в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы по обеспечению оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения спортивной подготовки по программам спортивной подготовки и программам подготовки спортивного резерва: по виду спорта "Плавание" ?в соответствии с требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "плавание", утвержденного Приказом Минспорта России от 19 января 2018 г. N 41, по виду спорта "Фигурное катание на коньках" - в соответствие с требованиями Приложения N11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "фигурное катание на коньках", утвержденного Приказом Минспорта России от 19 января 2018 г. N 38, по виду спорта "Легкая атлетика" - в соответствие с требованиями Приложения N11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика", утвержденного Приказом Минспорта России от 20 августа 2019 г. N 673; по виду спорта "Подводный спорт (плавание в ластах)" - в соответствии требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "подводный спорт", утвержденного Приказом Минспорта России от 01 апреля 2015г. N 306; по виду спорта "Художественная гимнастика" - в соответствии требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика, утвержденного Приказ Минспорта России от 20 августа 2019 г. N 675.
Исключить использование в рамках программ спортивной подготовки и программам подготовки спортивного резерва, реализуемых в Муниципальном бюджетном учреждении "Комплексная спортивная школа" оборудование и спортивный инвентарь согласно представленным спискам.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное учреждение "Комплексная спортивная школа", администрацию г. Ачинска, Министерство спорта Красноярского края организовать медицинское обеспечение лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки и по и программам подготовки спортивного резерва в соответствии с требованиями ст. 39 Федерального закона от 04 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно?спортивного комплекса "Готов к труду И обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятия, утвержденным Приказом Минздрава России от 23 октября 2020г. N 1144н.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены МБУ "ГСК "Олимп", КГБУЗ "Ачинская МРБ", КУМИ администрации г. Ачинска.
Определением суда от 09 сентября 2021 г. производство по делу в части требований прокурора о возложении на МБУ "КСШ" обязанности привести программы спортивных подготовок в соответствие с требованиями Федеральных стандартов, а также в части требований исключить использование в рамках программ спортивной подготовки и программам подготовки спортивного резерва, реализуемых в МБУ "КСШ", части оборудования и спортивного инвентаря, прекращено в связи с отказом прокурора от заявленных требований.
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 09 сентября 2021 г. исковые требования Ачинcкого городского прокурора удовлетворены частично.
На Муниципальное бюджетное учреждение "Комплексная спортивная школа" возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента финансирования обеспечить лиц, проходящих спортивную подготовку по программам спортивной подготовки и программам подготовки спортивного резерва в Муниципальном бюджетном учреждении "Комплексная спортивная школа" необходимой экипировкой по следующим этапам спортивной подготовки: этап начальной подготовки, тренировочный этап (этап спортивной специализации) и этап совершенствования спортивного мастерства: по программе спортивной подготовки по виду спорта "Плавание" - в соответствии с требованиями Приложения N12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "плавание", 01 июня 2021 г. N 391, по программе спортивной подготовки по виду спорта "Фигурное катание на коньках" - в соответствие с требованиями Приложения N12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "фигурное катание на коньках", утвержденного Приказом Мин спорта России от 19 января 2018 г. N 38, программе спортивной подготовки по виду спорта "Легкая атлетика" - в соответствие с требованиями Приложения N 12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика", утвержденного Приказом Минспорта России от 20 августа 2019 г. N 673; по программе спортивной подготовки по виду спорта "Подводный спорт (плавание в ластах)" - в соответствии требованиям Приложения N 12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "подводный спорт", утвержденного Приказом Минспорта России от 01 апреля 2015 г. N 306; программе спортивной подготовки по виду спорта "Художественная гимнастика" - в соответствии требованиями Приложения N 12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "художественная гимнастика", утвержденного Приказ Минспорта России от 20 августа 2019 г. N 675.
На администрацию г. Ачинска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возложена обязанность профинансировать расходы по обеспечению лиц, проходящих спортивную подготовку по программам спортивной подготовки и программам подготовки спортивного резерва в Муниципальном бюджетном учреждении "Комплексная спортивная школю" необходимой экипировкой по следующим этапам спортивной подготовки: этап начальной подготовки, тренировочный этап (этап спортивной специализации) и этап совершенствования спортивного мастерства: по программе спортивной подготовки ПО виду спорта "Плавание" - в соответствии с требованиями Приложения N 12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "плавание", утвержденного Приказом Минспорта России 01 июня 2021г. N 391, по программе спортивной подготовки по виду спорта "Фигурное катание на коньках" в соответствие с требованиями Приложения N12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "фигурное катание на коньках", утвержденного Приказом Минспорта России от 19 января 2018 г. N 38, программе спортивной подготовки по виду спорта "Легкая атлетика" - в соответствие с требованиями Приложения N 12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "легкая атлетика", утвержденного Приказом Мин спорта России от 20 августа 2019г. N 673; по программе спортивной подготовки по виду спорта "Подводный спорт (плавание в ластах)" - в соответствии требованиям Приложения N 12 Федерального стандарта спортивной подготовки ПО виду спорта "Подводный спорт", утвержденного Приказом Минюста России от 01 апреля 2015 г. N 306; программе спортивной подготовки по виду спорта "Художественная гимнастика" - в соответствии требованиями Приложения N 12 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "художественная гимнастика", утвержденного Приказ Мин спорта России от 20 августа 2019 г. N 675.
На Муниципальное бюджетное учреждение "Комплексная спортивная школа" в течение 6 месяцев с момента финансирования возложена обязанность обеспечить оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения спортивной подготовки по программам спортивной подготовки и программам подготовки спортивного резерва: по виду спорта "Плавание" - в соответствии с требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "плавание", утвержденного Приказом Мин спорта России от 01 июня 2021 г. N 391, по виду спорта "Фигурное катание на коньках" - в соответствие с требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "фигурное катание на коньках", утвержденного Приказом Минспорта России от 19 января 2018 г. N 38, по виду спорта "Легкая атлетика" - в соответствие с требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика", утвержденного Приказом Минспорта России от 20 августа 2019 г. N 673; по виду спорта "Подводный спорт (плавание в ластах)" - в соответствии требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "подводный спорт", утвержденного Приказом Минспорта России от 01 апреля 2015 г. N 306; по виду спорта "Художественная гимнастика" - в соответствии требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика", утвержденного Приказ Минспорта России от 20 августа 2019 г. N 675.
На администрацию г. Ачинска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возложена обязанность профинансировать расходы по обеспечению оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения спортивной подготовки по программам спортивной подготовки и программам подготовки спортивного резерва: по виду спорта "Плавание" ?в соответствии с требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "плавание", утвержденного Приказом Минспорта России 01.06.2021 N 391, по виду спорта "Фигурное катание на коньках" - в соответствие с требованиями Приложения N11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "фигурное катание на коньках", утвержденного Приказом Минспорта России от 19.01.2018 N 38, по виду спорта "Легкая атлетика" - в соответствие с требованиями Приложения N11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика", утвержденного Приказом Минспорта России от 20.08.2019 N 673; по виду спорта "Подводный спорт (плавание в ластах)" - в соответствии требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "подводный спорт", утвержденного Приказом Минспорта России от 01.04.2015 N 306; по виду спорта "Художественная гимнастика" _ в соответствии требованиями Приложения N 11 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "художественная гимнастика, утвержденного Приказ Минспорта России от 20.08.2019 N 675.
Суд постановилисключить использование в рамках программ спортивной подготовки и программам подготовки спортивного резерва, реализуемых в Муниципальном бюджетном учреждении "Комплексная спортивная школа", оборудование и спортивный инвентарь :
Инвентарный номер
Номенклатурный номер
Наименование инвентаря и оборудования
Количество шт.
программе подготовки спортивного резерва "Хоккей"
000000000000021
М000000556
Защита вратаря EFSILOW 1
1
000000000000035
М000000557
Защита вратаря EFSILOW 2
1
000000000000037
М000000551
Защита вратаря EFSILOW 4
1
М0000005270
М000000733
Канат для перетягивания
1
М0000005256
М000000706
Станок для заточки коньков
1
М0000005814
00003349
КОНСОЛЬ БОЛЬШАЯ
1
М0000005815
00003350.
КОНСОЛЬ БОЛЬШАЯ
1
По программе спортивной подготовки "Легкая атлетика"
00007039
Координационная дорожкаNIКE (3 шт 2017)
3
М0000005321
М000000764
Медецинбол 1-5 кг
1
М0000005322
М000000765
Медецинбол 1-5 кг
1
М0000005281
M000000711
Рулетка 50 метров
1
1101060065
М000000564
Профессиональный
блочный тренажер для мышц спины
1
По программе спортивной подготовки "Плавание в ластах"
00007072
Гиперласта (стеклотекстолит) 2 шт. 2017
2
М0000005831
00002981
ГИПЕРЛАСТА ROCКETFIN
1
М0000005832
00002983
ГИПЕРЛАСТА ROCКETFIN
1
М0000005835
00002986
ГИПЕРЛАСТА SНARКFIN
1
М0000005841
00002979
ГИПЕРЛАСТА SНARКFIN
1
00007059
Гиперласта SНARКFIN (2 шт 2017)
2
М000000670
Гипер ROCKETFINT
6
По программе спортивной подготовки "Художественная гимнастика".
МОООО05811
00004489
Ковролин Сицилия 3м.
1
М000000677
Станок хореографический
8
По про грамме спортивной подготовки "Плавание"
М0000005828
00002980
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ТЯГА (СТЕК 100 КГ)
1
М000000681
Наклонная скамья для упражнений на суше срезиной или тренажером"Мартенса- Хютт
2
00007076
Секундомер (5шт 2017)
5
М0000005240
М000000679
Силовой тренажер для приседаний Powertec рCLS11
1
М0000005204
М000000682
Станок Гаккеншмидта
1
М000000678
Тренажер гиперэкстензия "Body Solid GHYP"
2
М0000005044
М000000638
Тренажер для плавания VasaPRO
1
М0000004404
М000000605
Тренажер для специальной подготовки пловцов
1
На Муниципальное бюджетное учреждение "Комплексная спортивная школа" возложена обязанность организовать первичную медико-санитарную помощь в местах проведения тренировок, скорую специализированную медицинскую помощь при проведении соревнований в соответствии с требованиями ст. 39 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Приказом Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н.
В удовлетворении исковых требований в остальной части и в требованиях к Министерству спорта Красноярского каря отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 декабря 2021 г. уточнена резолютивная часть решения Ачинского городского суда Красноярского края от 09 сентября 2021 года, в части указания на исключение использования оборудования и спортивного инвентаря по программе подготовки спортивного резерва "Хоккей", программам спортивной подготовки "Легкая атлетика", "Фигурное катание", "Плавание в ластах", "Художественная гимнастика", "Плавание", согласно приведенному перечню.
Суд указал на обязанность Муниципального бюджетного учреждения "Комплексная спортивная школа" исключить использование в рамках программ спортивной подготовки и программам подготовки спортивного резерва, реализуемых в Муниципальном бюджетном учреждении "Комплексная спортивная школа", оборудование и спортивный инвентарь по программе подготовки спортивного резерва "Хоккей", программам спортивной подготовки "Легкая атлетика", "Фигурное катание", "Плавание в ластах", "Художественная гимнастика", "Плавание", согласно приведенному перечню.
В остальной части указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация города Ачинска и комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска просят отменить решение Ачинского городского суда Красноярского края от 09 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 декабря 2021 г, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Ачинского городского прокурора в полном объеме.
Заявители кассационной жалобы указывает, что судами первой и апелляционной инстанций неверно применены нормы материального и процессуального права.
В обоснование кассационной жалобы, ссылаясь на положения статей 12, 132 Конституции РФ, статей 15, 28, 86 Бюджетного кодекса РФ, указывает, что исковые требования, заявленные к МБУ "Комплексная спортивная школа" не могут быть исполнены в рамках утвержденного бюджета муниципального образования. Сформулированные Прокурором требования обязывают администрацию осуществить изменения бюджета муниципального образования. Удовлетворяя исковые требования к администрации г..Ачинска об обязании профинансировать расходы по обеспечению лиц, занимающихся физкультурой и спортом, экипировской, спортивным оборудованием и инвентарем, суд фактически ограничил самостоятельность муниципального образования в сфере распределения бюджетных средств, что, по мнению заявителя, является вмешательством в бюджетный процесс. Судами не дана оценка обстоятельствам заключения между МБУ "Комплексная спортивная школа" и МБУ "ГСК "Олимп" договоров с целью соблюдения федеральных стандартов спортивной подготовки. Заявителю считают, что выводу судов о нарушении прав занимающихся (спортсменов) в связи с отсутствием оснащенности тренировочного процесса не соответствует фактическим обстоятельствам спора. Выражая несогласие с выводами судов о неорганизации МБУ "Комплексная спортивная школа" медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, заявители приводят доводы о том, что из положений Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не следует обязанность МБУ "Комплексная спортивная школа" организовывать условия для осуществления медицинской деятельности. Во исполнение требований по медицинскому обеспечению лиц, занимающихся физкультурой и спортом, МБУ "Комплексная спортивная школа" заключены договор с КГБУЗ ККВФД на проведение углубленных медицинских обследований спортсменов, контракт с КГБУЗ "Ачинская МРБ" на оказание услуг по осмотру и наблюдению фельдшером бригады скорой медицинской помощи во время массовых мероприятий.
Заявители указывают, что удовлетворение судом требования истца об исключении использования поименованного оборудования и спортивного инвентаря порождает неясность в вопросах кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести. Сам по себе факт наличия на балансе МБУ "Комплексная спортивная школа" имущества не является достаточным основанием для исключение указанного имущества из использования спортивной школой. Вмешательство в хозяйственную деятельности муниципального учреждения не допустимо. В связи с недоказанностью факта использования перечня имущества отсутствует причинно-следственная связь между наличием этого имущества и нарушением прав неограниченного круга лиц. Заявители отмечают, что при постановлении решения суд сослался на положения недействующего нормативно-правового акта - Федеральный стандарт спортивной подготовки по указанному виду спорта, утв. Приказом Минюста России от 01.04.2015 N 306, который утратил свою силу, а с 08.08.20211 введен в действие Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта "Подводный| спорт (плавание в ластах)", утв. Приказом Министерства спорта РФ от 30.06.2021 N 496.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Возражения на кассационную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34.4 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" лицо, проходящее спортивную подготовку, имеет право на необходимое материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, необходимой для прохождения спортивной подготовки.
В силу пункта 7 части 2 статьи 34.3 названного Федерального закона, организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана осуществлять материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе их обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, и следует из материалов дела, МБУ "КСШ", учредителем которой является Администрации г. Ачинска, является организацией, оказывающей образовательные услуги в области физической культуры и спорта.
В частности, МБУ "КСШ", как следует из представленных документов, осуществляет спортивную подготовку по программе подготовки спортивного резерва "Хоккей", программам спортивной подготовки "Легкая атлетика", "Фигурное катание", "Плавание в ластах", "Художественная гимнастика", "Плавание".
В материалы гражданского дела представлены планы комплектования МБУ "КСШ" на период с 2019 по 2021 г, с указанием лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, программам спортивного резерва.
11.07.2019 г. прокурором г. Ачинска в адрес МБУ "КСШ" было внесено представление, в связи с не соблюдением организацией федеральных стандартов спортивной подготовки, в части обеспечения лиц, занимающихся спортивной подготовкой, экипировкой и спортивным инвентарем, надлежащего медицинского сопровождения данных лиц.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, оценив доводы участвующих в деле сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком МБУ "КСШ" не были надлежащим образом выполнены требования федеральных стандартов программ спортивного резерва (спортивной подготовки) по соответствующим видам спорта.
Данные нарушения выразились в не обеспечении лиц, осуществляющих прохождение программы подготовки спортивного резерва "Хоккей", программ спортивной подготовки "Легкая атлетика", "Фигурное катание" "Плавание в ластах", "Художественная гимнастика", "Плавание", необходимым оборудованием и спортивным инвентарем (экипировкой), согласно перечню, установленными соответствующими федеральными стандартами по конкретным видам спорта.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции возложил на ответчика МБУ "КСШ" обязанность с момента предоставления финансирования приобрести соответствующие экипировку, оборудование и спортивный инвентарь по данным программам спортивной подготовки (в зависимости от конкретного этапа спортивной подготовки) и программам подготовки спортивного резерва.
Кроме того, суд первой инстанции также посчитал частично обоснованными требования прокурора об исключении из использования ответчиком МБУ "КСШ" спортивного оборудования и инвентаря по части программ подготовки спортивного резерва и программ спортивной подготовки, поскольку, в отношении указанного оборудования ответчиком не были представлены документы, подтверждающие правомерность его использования (документы изготовителя).
Суд первой инстанции также удовлетворил исковые требования об обязании ответчика МБУ "КСШ" исполнить требования ст. 39 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ, в части медицинского обеспечения лиц, проходящих обучение по программам спортивной подготовки и подготовки спортивного резерва.
В частности, данный вывод суда основан на подробном и всестороннем исследовании установленных по делу фактических обстоятельств (отсутствие в штате МБУ "КСШ" медицинского работника, отсутствие договора с медицинской организацией на оказание первичной медико-санитарной помощи в местах проведения тренировок, скорой специализированной помощи при проведении соревнований), с оценкой которых судом первой инстанции судебная коллегия согласна.
Определяя надлежащего ответчика по заявленным исковым требованиям о предоставлении финансирования для устранения вышеприведенных нарушений федеральных стандартов, суд первой инстанции пришел к выводу о возникновении у ответчика администрации г. Ачинска обязанности по финансовому обеспечению оказываемых ответчиком МБУ "КСШ" спортивных услуг, и, как следствие, обязанности по приобретению соответствующего спортивного оборудования и инвентаря (экипировки) за счет средств муниципальной казны.
При этом, суды пришли к выводу, что у ответчика Министерства спорта Красноярского края такая обязанность отсутствует, поскольку, ответчик МБУ "КСШ" не является краевым спортивным учреждением, в связи с чем, в удовлетворении иска к данному ответчику судом было отказано.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют требованиям материального закона и обстоятельствам конкретного дела, правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены.
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования и изучения судом апелляционной инстанции.
Так суд апелляционной инстанции подробно изучил и дал оценку доводам жалобы о том, что суд ограничил самостоятельность муниципального образования. Эти доводы кассационной жалобы основаны на предположениях кассатора, таких выводов в решение судов не имеется, не указывал на это и истец при предъявлении исковых требований. Суд указал, что удовлетворения заявленных требований не влечет ограничения самостоятельности муниципального образования в сфере распределения бюджетных средств и не может быть квалифицированно как вмешательство в бюджетный процесс
Не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов и доводы жалобы о том, что, по мнению кассатора, неправомерны выводы судов об отсутствии оснащенности тренировочного процесса и о не организации медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой.
Суд апелляционной инстанции в оспариваемом решении привел нормы права, которые должны соблюдаться при занятиях по указанным видам спорта, дал оценку доводам ответчиков, указав, что отсутствие медицинского работника в МБУ "КСШ" в течение всего периода проведения занятий физической культурой и спортом" приводит к нарушению прав и интересов лиц" занимающихся в таком учреждении, а наличие у МБУ "КСШ" договоров с приведенными в жалобе медицинскими организациями не свидетельствует о выполнении ответчиком установленных стандартами требований о наличии в образовательной организации медицинского пункта, оборудованного в соответствии нормативными требованиями.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Основания и мотивы, по которым судебные инстанции пришли к таким выводам, а также доказательства, принятые судами во внимание, подробно приведены в мотивировочной части судебных постановлений, и оснований считать их неправильными не имеется.
Оснований не согласиться с выводами суда суд кассационной инстанции не усматривает.
Доводы заявителей приводились при рассмотрении дела, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом не дана оценка договорам безвозмездного пользования между МБУ "КСШ" и МБУ "ГСК Олим", а также о том, что федеральные стандарты вступают в противоречие с другими нормативными актами, основаны на предположениях кассатора и на законность оспариваемых судебных актов не влияют. Как следует из материалов дела это гражданско-правовые договора, которые не отменяют требований федеральных стандартов по видам спорта.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предусмотрено, что в Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки.
Пунктом 7 статьи 33 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" федеральные стандарты спортивной подготовки являются обязательными при реализации программ спортивной подготовки организациями, осуществляющими спортивную подготовку.
Таким образом из закона следует, что федеральные стандарты обязательны для использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку.
Организация разработки и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Федеральные стандарты спортивной подготовки утверждаются не реже чем один раз в четыре года.
На основании вышеизложенного судебная коллегия Восьмого кассационного суда приходит к выводу, что довод кассационной жалобы о том, что нецелесообразно брать за основу список оснащения по имеющимся стандартам основан на ошибочном толковании норм права.
Судебные акты, обжалуемые кассатором, приняты при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
На основании изложенного доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Несогласие заявителей с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут являться основанием для отмены судебного постановления, не установлено.
Таким образом, обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ачинского городского суда Красноярского края от 09 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Ачинска и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Дмитриева
Судьи Ю.В. Гунгер
Н.П. Ветрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.