Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Папушиной Н.Ю.
судей: Уфимцевой Н.А, Жуленко Н.Л.
с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску администрации г. Красноярска к Лактюшин В.В, Лактюшина Д.С. об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, о прекращении права собственности, выселении и снятии с регистрационного учета; по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах Лактюшин В.В. к муниципальному образованию г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен изымаемого
по кассационной жалобе администрации г. Красноярска на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А, заключение прокурора Симоненко Е.В, полагавшей жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к Лактюшину В.В. об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, о прекращении права собственности, выселении и снятии с регистрационного учета.
В обоснование требований указано, что Лактюшин В.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес". В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 10 декабря 2014 г. N256 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании распоряжения администрации города Красноярска от 22 июня 2020 г. N68-арх в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в "адрес" на 2019-2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 г. N144-п, принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположен многоквартирный "адрес" в "адрес", а также "адрес" указанном доме. 25 октября 2019 г. Лактюшину В.В. направлено требование N02/5739-дгх о самостоятельном сносе многоквартирного дома. 7 декабря 2020 г. Лактюшиным В.В. получен проект соглашения об изъятии жилого помещения путем выплаты возмещения в размере 600 000 руб, от подписания которого ответчик отказался. Заключением оценщика размер компенсации за изымаемое жилое помещение определен в сумме 2 097 000 руб. Вместе с тем, поскольку по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение приобретено ответчиком по цене 600 000 руб, в силу ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) размер возмещения составляет 600 000 руб. Поскольку стороны не достигли соглашения об условиях и порядке изъятия квартиры, истец просит изъять для муниципальных нужд у Лактюшина В.В. "адрес", расположенную по адресу: "адрес", определив размер возмещения в сумме 600 000 руб.; выселить и снять с регистрационного учета ответчика; прекратить право собственности ответчика на указанную квартиру и признать на нее право собственности за муниципальным образованием г. Красноярск после выплаты истцом возмещения.
Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах Лактюшина В.В. с исковым заявлением (с учетом уточнений) к муниципальному образованию "адрес" в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен изымаемого.
В обоснование требований указано, что 9 марта 2021 г. Лактюшин В.В. обратился с письменным заявлением в администрацию г. Красноярска о предоставлении ему равнозначного жилого помещения взамен изымаемого объекта недвижимости, о несогласии с размером предложенного возмещения. Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска в удовлетворении заявления отказано. При этом отказ в предоставлении равнозначного жилого помещения является незаконным, поскольку право на его предоставление возникло у Лактюшина В.В. до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N473-ФЗ, которым установлены ограничения прав на получение возмещения за изымаемое жилое помещение. Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска, уточнив исковые требования, просил обязать департамент градостроительства администрации г. Красноярска предоставить в собственность Лактюшину В.В. взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 35, 7 кв.м, расположенное в границах г. Красноярска, отвечающее санитарно- техническим нормам с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Красноярску.
Определением Ачинского городского суда Красноярского края от 17 июня 2021 г. указанные гражданские дела объединены в одно производство, объединенному гражданскому делу присвоен номер 2-2484/2021.
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 19 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 декабря 2021 г, постановлено: иск прокурора Железнодорожного района г..Красноярска в интересах Лактюшин В.В. к муниципальному образованию г..Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г..Красноярска удовлетворить: Обязать муниципальное образование г..Красноярск в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска предоставить в собственность Лактюшин В.В. взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 35, 7 кв.м. на территории муниципального образования город Красноярск, благоустроенное применительно к условиям города Красноярска. Иск муниципального образования г..Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г..Красноярска к Лактюшин В.В, Лактюшина Д.С. об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, о прекращении права собственности, выселении и снятии с регистрационного учета удовлетворить частично. Изъять для муниципальных нужд у Лактюшин В.В. жилое помещение (квартиру), площадью 35, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый N после предоставления Лактюшин В.В. равнозначного жилого помещения, предусмотренного настоящим решением суда. Прекратить право собственности Лактюшин В.В. на жилое помещение (квартиру), площадью 35, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый N, с даты предоставления Лактюшин В.В. равнозначного жилого помещения, предусмотренного настоящим решением суда. Признать право собственности муниципального образования "адрес" на жилое помещение (квартиру), площадью 35, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый N, с даты предоставления Лактюшин В.В. равнозначного жилого помещения, предусмотренного настоящим решением суда.
Выселить Лактюшин В.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", после государственной регистрации права собственности муниципального образования г..Красноярск на жилое помещение (квартиру) по адресу: "адрес". С даты государственной регистрации права собственности муниципального образования г..Красноярск на жилое помещение (квартиру) по адресу: "адрес", настоящее решение является основанием для снятия Лактюшин В.В. ДД.ММ.ГГГГ г..рождения, с регистрационного учета по адресу: "адрес". В удовлетворении исковых требований муниципального образования г..Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г..Красноярска к Лактюшин В.В, Лактюшина Д.С. об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, о прекращении права собственности, выселении и снятии с регистрационного учета в остальной части отказать.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Красноярска Лукьянова Н.В. просит отменить решение и апелляционное определение, ссылаясь на необоснованность судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что истец Лактюшин В.В. на основании договора купли-продажи от 27 февраля 2018 г. приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 35, 7 кв.м. Стоимость квартиры составляет 600 000 руб. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 14 марта 2018г.
Лактюшин В.В. состоит на регистрационном учете в указанной квартире.
Заключением межведомственной комиссии N256 от 10 декабря 2014 г. многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
В адрес Лактюшина В.В. Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска 25 октября 2019 г. направлено требование о сносе жилого дома, признанного аварийным, до 1 февраля 2020 г.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 22 июня 2020 г. N68-арх "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу", земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес", а также жилое помещение N, расположенное в доме по адресу: "адрес", изъяты для муниципальных нужд в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в рамках реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в "адрес"".
Постановлением Правительства Красноярского края N144-п от 29 марта 2019 г. утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в "адрес" на 2019-2025 годы".
Согласно приложению N1 к региональной адресной программе, в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г, включен, в том числе, дом по адресу: "адрес".
В материалы дела представлен отчет об оценке N1041.33-кв/20 от 22 октября 2020 г, подготовленный ООО "Оценочная компания "Паритетъ", в соответствии с которым рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", составляет 2 097 000 руб, а убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием для муниципальных нужд, составляют 149 000 руб.
Лактюшин В.В. отказался от подписания соглашения об изъятии спорного жилого помещения для муниципальных нужд по выкупной цене 600 000 руб.
9 марта 2021 г. Лактюшин В.В. обратился в администрацию г. Красноярска с письменным заявлением о несогласии с предложенной выкупной ценой за изымаемую "адрес" по адресу: "адрес", в котором просил предоставить ему равнозначное жилое помещение взамен изымаемого.
На поступившее обращение департаментом градостроительства администрации г. Красноярска Лактюшину В.В. направлен ответ от 9 марта 2021 г. NЛ-2699/21, которым ему отказано в предоставлении взамен изымаемого помещения другого равнозначного помещения.
За Лактюшиным В.В. иных жилых помещений на праве собственности не зарегистрировано, за Лактюшиной (Серебро) Д.С. права на объекты недвижимости не зарегистрированы.
Суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь нормами права, предусмотренными ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (Далее по тексту - ЖК РФ), ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", учитывая правовую позицию, изложенную в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, заявленных прокурором и о частичном удовлетворении требований муниципального образования г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска.
Выводы суда основаны на том, что Лактюшин В.В. является собственником жилого помещения на основании договора купли-продажи от 27 февраля 2018 г, то есть право собственности у Лактюшина В.В. возникло до вступления в силу ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ. Многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы", в связи с чем имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность.
Доводы жалобы, что суды необоснованно не применили положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, являются несостоятельными, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, с учетом положений ст. 6 ЖК РФ, Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который вступил в действие 28 декабря 2019 г.
Установив, что Лактюшин В.В. стал собственником спорного жилого помещения до вступления в силу ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, суды пришли к верному выводу о неприменении к спорным правоотношениям положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, поскольку в действующем в период приобретения Лактюшиным В.В. жилого помещения законодательстве отсутствовали положения, предписывающие при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение учитывать дату его приобретения (до либо после признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), Лактюшин В.В. как собственник жилого помещения вправе был рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Вопреки доводам жалобы, указанный вывод судов мотивирован, основан на правильно примененных нормах права, в том числе, соответствует позиции Верховного суда РФ.
Иных доводов, по которым состоявшиеся по делу судебные акты могли бы быть отменены или изменены, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.