Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3761/2021; УИД: 42RS0009-01-2021-006473-88 по иску Гудим Любовь Александровны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о возложении обязанности включить в трудовой стаж периоды обучения и работы, произвести перерасчет пенсии и взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе представителя Гудим Любовь Александровны - Донских Д.С. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 14 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 января 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения истца Гудим Л.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гудим Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в г. Кемерово, пенсионный орган)о возложении обязанности включить в трудовой стаж периоды обучения и работы, произвести перерасчет пенсии и взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что с 6 мая 2015 г. ей была назначена пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В настоящее время размер пенсии истца составляет 14235 рублей.
Согласно записям в трудовой книжке общий трудовой стаж истца с учетом периода обучения составляет 29 лет 08 месяцев 02 дня, из которых более 10 лет составляет деятельность по Списку N 2.
Истец неоднократно обращалась в Пенсионный фонд Российской Федерации с целью перерасчета трудового стажа и размера пенсии, так как при расчете пенсии не были учтены трудовой стаж с тяжелыми условиями труда и размер заработной платы.
С расчетами Пенсионного фонда Российской Федерации истец не согласна, так как путем простого математического сложения периодов работы, учитываемых для целей назначения страховой пенсии по старости, указанных в трудовой книжке, по состоянию на 1 января 2002г. общий трудовой стаж составляет 16 лет 14 дней, а по подсчетам Пенсионного фонда Российской Федерации общий трудовой стаж истца по состоянию на 1 января 2002г. составил 14 лет 06 месяцев 25 дней.
Из ответа Пенсионного фонда Российской Федерации следует, что из трудового стажа истца были исключены следующие периоды трудовой деятельности: с 1 января 2009г. по 25 февраля 2009г, с 26 декабря 2011г. по 20 января 2012г, 2 июля 2012г, с 24 сентября 2012г. по 28 сентября 2012г, с 30 мая 2013г. по 31 мая 2013г, с 8 июля 2013г. по 9 июля 2013г, со 2 сентября 2013г. по 25 октября 2013г, с 21 ноября 2013г. по 27 ноября 2013г. в должности пробоотборщика в ОАО Угольная компания "Южный Кузбасс".
Следовательно, безосновательно был уменьшен стажевый коэффициент, который должен составлять = 0, 56.
Пенсионного капитал должен быть =181274 руб. 42 коп, что на 21476, 05 рублей больше, чем было рассчитано Пенсионным фондом Российской Федерации.
Расчетный пенсионный капитал на 31 декабря 2014 г. составляет: 181274 руб. 42 коп. х 5, 6148 (коэффициенты индексации расчетного пенсионного капитала за период с 1 января 2002г. по 31 декабря 2014г.) = 1017819 руб. 61 коп, что на 120581 руб. 08 коп. больше, чем было рассчитано Пенсионным фондом Российской Федерации.
Стаж для валоризации составляет 5 полных лет, то есть валоризация составляет 15 % от расчетного капитала, что на 18087 руб. 16 коп. больше, чем было рассчитано Пенсионным фондом Российской Федерации.
Пенсионный капитал (ПК) на 31 декабря 2014г. должен составлять = 1565834 руб. 99 коп.
Таким образом, страховая часть пенсии по состоянию на 31 декабря 2014г. должна быть равна 1565834 руб. 99 коп. / 252 месяца = 6213 руб. 63 коп.
С целью защиты своих прав истец была вынуждена обратиться за юридической помощью, в связи с чем понесла расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей и на оплату государственной пошлины в размере 600 рублей.
С учетом уточнения требований просила суд обязать ответчика учесть для расчета пенсии все периоды трудовой деятельности, указанные в трудовой книжке, в том числе с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Список N 2), включить в трудовой стаж периоды работы: с 1 января 2009г. по 25 февраля 2009г, с 26 декабря 2011г. по 20 января 2012г, 2 июля 2012г, с 24 сентября 2012г. по 28 сентября 2012г, с 30 мая 2013г. по 31 мая 2013г, с 8 июля 2013г. по 9 июля 2013г, со 2 сентября 2013г. по 25 октября 2013г, с 21 ноября 2013г. по 27 ноября 2013г. в должности пробоотборщика в ОАО Угольная компания "Южный Кузбасс", а также с 1 сентября 1982г. по 1 сентября 1984г. - учебу в Сибирском государственном университете г. Новокузнецк, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости в сторону максимального увеличения, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате юридических услуг представителя в размере 30000 рублей и по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 14 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 января 2022 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе представитель Гудим Л.А. - Донских Д.С. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения истца Гудим Л.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по состоянию на 1 января 2002 г. Пенсионным фондом Российской Федерации в страховой стаж Гудим Л.А. были зачтены периоды в общем размере 14 лет 06 месяцев 25 дней.
По состоянию на 6 мая 2015г. Пенсионным фондом Российской Федерации в страховой стаж Гудим Л.А. зачтено 28 лет 04 месяца 29 дней, при этом спорные периоды в страховой стаж истца пенсионным органом не включены.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных Гудим Л.А. исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации до 1 января 2002 г. производилось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". С 2015 года пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действующей на момент назначения Гудим Л.А. пенсии) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действующей на момент назначения Гудим Л.А. пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действующей на момент назначения Гудим Л.А. пенсии)).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действующей на момент назначения Гудим Л.А. пенсии) периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действующей на момент назначения Гудим Л.А. пенсии).
Пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действующей на момент назначения Гудим Л.А. пенсии) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Аналогичное право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости было предусмотрено положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ (часть 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
В силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются, в том числе, периоды военной службы по призыву, включаемые в общий трудовой стаж в двойном размере, и периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 г. до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями пенсионным органом истцу размер пенсии рассчитан в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, как наиболее выгодный, при оценке пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный пенсионный капитал и размер пенсии истца значительно снижается. Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, расчет пенсии по данному варианту приведет к нарушению прав истца, так как ее пенсия уменьшится. С учетом изложенного, поскольку одновременное применение положений пункта 3 и пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ при определении стажа законодательством не предусмотрено, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для включения периода обучения с 1 сентября 1982г. по 1 сентября 1984г. в Сибирском государственном университете г. Новокузнецк в общий трудовой стаж истца.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Гудим Л.А. о включении в страховой стаж истца административных отпусков, суды, руководствуясь положениями пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, правильно исходили из сведений индивидуального лицевого счета и ответа работодателя в отношении спорных периодов, который подтвердил нахождение истца на листках нетрудоспособности в период с 10 декабря 2008г. по 3 января 2009г, с 4 января 2009г. по 29 января 2009г, с 30 января 2009г. по 27 февраля 2009г, а также в период с 5 марта 2009г. по 10 марта 2009г. (05 дней), с 11 марта 2009г. по 31 марта 2009г. (21 день), с 1 апреля 2009г. по 8 апреля 2009г. (08 дней), с 9 апреля 2009г. по 28 апреля 2009г. (20 дней), с 26 декабря 2011г. по 20 января 2012г. (26 дней), со 2 июля 2012г. (01 день), с 24 сентября 2012г. по 28 сентября 2012г. (05 дней), с 30 мая 2013г. по 31 мая 2013г. (02 дня), с 8 июля 2013г. по 9 июля 2013г. (02 дня), со 2 сентября 2013г. по 25 октября 2013г. (54 дня), с 21 ноября 2013г. по 27 ноября 2013г. (07 дней) в административных отпусках, за указанные периоды страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не оплачивались.
Таким образом, оснований для включения спорных периодов в страховой стаж Гудим Л.А. у суда первой и апелляционной инстанций не имелось.
Судом первой инстанции был проверен расчет размера пенсии истца в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ. При этом суд пришел к выводу, что пенсионным органом каких-либо нарушений прав истца не допущено, размер пенсии определен пенсионным органом правильно. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 14 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 января 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Гудим Любовь Александровны - Донских Д.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.