Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2060/2021 (УИД 55RS0007-01-2021-002976-78) по иску Матвеюка Евгения Павловича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 29 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Матвеюк Е.П. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее - УМВД России по Омской области) о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований Матвеюк Е.П. указал, что с 11 июля 2016 г. по 23 апреля 2021 г. проходил службу в органах внутренних дел, занимал должность начальника отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, организации обеспечения профилактических операций, административной практики и противодействия наркопритонам Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Омской области (уволен в связи с уходом на пенсию). На протяжении всей службы ответчик не выплачивал ему ежемесячную поощрительную выплату в размере 20% от должностного оклада, предусмотренную для заместителей и начальников отделов и им равных должностей, осуществляющих функции исполнения административного законодательства, взаимодействию с органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в общей сумме 262 949 рублей 40 копеек. Кроме того, при увольнении ему не было выплачено единовременное пособие, увеличенное на один оклад денежного содержания (37 431 рубль), в связи с наличием у него государственной награды.
Матвеюк Е.П. просил суд взыскать с УМВД России по Омской области в свою пользу невыплаченную ему в период с 11 июля 2016 г. по 23 апреля 2021 г. ежемесячную поощрительную выплату в размере 262 949 рублей 40 копеек; задолженность по единовременному пособию при увольнении в размере 37 431 рубль; компенсацию за задержку выплаты заработной платы - 680 рублей 80 копеек, определить взыскание процентов на дату вынесения решения суда; компенсацию морального вреда - 60 000 рублей; судебные расходы - 32 200 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 29 июня 2021 г. заявленные требования удовлетворены частично. С УМВД России по Омской области в пользу Матвеюка Е.П. взыскана задолженность по надбавке за особые достижения службы в размере 14 003 рубля 93 копейки, единовременное пособие при увольнении в размере 37 431 рубль, компенсация за задержку указанных выплат в размере 116 рублей 58 копеек, компенсация морального вреда в размере 7 000 рублей, судебные расходы в размере 7 374 рубля. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 декабря 2021 г. решение Центрального районного суда г. Омска от 29 июня 2021 года отменено в части взыскания с УМВД России по Омской области в пользу Матвеюка Е.П. компенсации за задержку выплат в порядке статьи 236 Трудового кодекса РФ в размере 116 рублей 58 копеек.
Принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, УМВД России по Омской области просит отменить решение Центрального районного суда г. Омска от 29 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 декабря 2021 г. в части взыскания с УМВД России по Омской области единовременной дополнительной выплаты при увольнении в размере 37 431 рубль.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из содержания кассационной жалобы усматривается, что судебные постановления обжалуются только в части удовлетворения требований Матвеюка Е.П. о взыскании единовременной дополнительной выплаты при увольнении в размере 37 431 руб. и, согласно части 1 статьи 379.6 ГПК РФ, подлежат проверке в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Матвеюк Е.П. с 22 августа 1996 г. являлся курсантом Новосибирской средней специальной школы милиции МВД РФ, далее проходил службу в органах внутренних дел и органах налоговой полиции, а с 1 июля 2003 года был зачислен на службу в органы Госнаркоконтроля Российской Федерации (впоследствии Управление ФСКН России по Омской области).
В связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" полковник полиции Матвеюк Е.П, начальник 2 отдела оперативной службы, был уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ по подпункту 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. (в связи с переводом в другой государственный орган), с 31 мая 2016 г, с исключением из списков личного состава Управления ФСКН России по Омской области с 15 июня 2016 г.
11 июля 2016 г. Матвеюк Е.П, прибывший переводом из Управления ФСКН России по Омской области, был принят на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, назначен на должность начальника отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, организации обеспечения профилактических операций, административной практики и противодействия наркопритонам Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Омской области с 11 июля 2016 г.
Приказом УМВД России по Омской области от 17 февраля 2021 г. N л/с Матвеюк Е.П. уволен со службы из органов внутренних дел Российской Федерации по выслуге лет, дающей право на получение пенсии с 23 апреля 2021 г, ему начислено единовременное пособие при увольнении в размере семи окладов денежного содержания.
Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 г. N за заслуги в обеспечении безопасности Российской Федерации и высокие личные показатели в служебной деятельности Матвеюк Е.П. награждён медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Разрешая заявленные Матвеюком Е.П. требования в части взыскания единовременного пособия при увольнении, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в связи с имеющейся наградой и с учётом того, что МВД России является правопреемником упразднённой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, истец имеет право на дополнительную доплату при увольнении в размере 37 431 руб.
Соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что законодательством, действующим на момент прохождения истцом службы в Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, было предусмотрено увеличение единовременного пособия при увольнении сотрудника из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации при наличии у него государственной награды СССР или Российской Федерации, полученной им в период службы. При увольнении со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Матвеюку Е.П единовременное пособие не выплачивалось, соответственно, имеющееся у него право на его получение в повышенном размере с учётом наличия государственной награды реализовано быть не могло. Время службы истца в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ было учтено УМВД России по Омской области при расчёте его выслуги лет при увольнении со службы в органах внутренних дел для назначения пенсии, при расчёте всех полагающихся выплат и надбавок. С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что при увольнении Матвеюка Е.П. со службы из органов внутренних дел Российской Федерации за ним должно быть сохранено право на увеличение размера единовременного пособия на один оклад денежного содержания в связи с получением государственной награды в период прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Оснований не согласится с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, норма права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорная выплата единовременного пособия неразрывно связана с прохождением службы в конкретном органе исполнительной власти и не является переходящей, при награждении истца в период прохождения службы в органах внутренних дел государственной наградой Российской Федерации истец также бы имел право на выплату дополнительного оклада, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа).
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных Указом.
Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается (подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, но не выше специального звания полковника; сроки пребывания в специальных званиях в период прохождения службы в органах наркоконтроля засчитываются при присвоении очередных специальных званий; выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, выплаты денежного содержания и предоставления иных мер социальной поддержки; сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах наркоконтроля.
Подпунктом 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, предусмотрено, что сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган.
Пунктом 2.1 (введён Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 552 "О внесении изменений в Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 613") Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ определено, что денежное довольствие сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах наркоконтроля, обеспечение жилыми помещениями и медицинское обеспечение сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах наркоконтроля, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также предоставление им иных социальных гарантий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и названным Положением.
Так, в соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
В соответствии с частью 9 статьи 3 указанного закона сотрудникам, удостоенным в период прохождения службы в учреждениях и органах государственных наград (государственной награды) СССР или Российской Федерации либо почетного звания, размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания.
Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией данного Указа, до 1 июня 2016 г.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трёх месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в том числе предусмотрено, что с сотрудниками органов наркоконтроля, переведёнными на службу в органы внутренних дел, с которыми ранее заключён контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения предельного возраста, контракт о прохождении службы в органах внутренних дел заключается на неопределённый срок.
С сотрудниками органов наркоконтроля, переведёнными на службу в органы внутренних дел, не подпадающими под положения части 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ, контракт заключается на срок, предусмотренный частью 5 статьи 22 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 3 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Частью 7 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ установлено, что сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. При этом оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
Согласно части 9 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудникам, удостоенным в период прохождения службы в органах внутренних дел государственных наград (государственной награды) СССР или Российской Федерации либо почётного звания, размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания.
Из приведённого правового регулирования следует, что как для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемых со службы, так и для сотрудников, уволенных со службы в органах наркоконтроля с учётом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде выплаты единовременного пособия в размере, определяемом исходя из продолжительности их службы в органах внутренних дел Российской Федерации, при этом учитывается служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Так, на основании части 9 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудникам, удостоенным в период прохождения службы в органах внутренних дел государственных наград (государственной награды) СССР или Российской Федерации либо почётного звания, размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания, а также в виде выплаты единовременного пособия увеличенного на один оклад денежного содержания сотрудникам, удостоенным в период прохождения службы в учреждениях и органах государственных наград (государственной награды) СССР или Российской Федерации либо почётного звания.
Аналогичная норма действовала (до упразднения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков) в отношении сотрудников по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Федеральном законе от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Руководствуясь вышеприведёнными нормами права, принимая во внимание правовую позицию, выраженную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 22 ноября 2017 г. N 31-П, учитывая схожесть характера службы в органах наркоконтроля и в органах внутренних дел, а также публично-правового статуса сотрудников указанных органов, установив, что в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков истец был уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом на службу в органы внутренних дел, что фактически означало продолжение осуществления истцом правоохранительной служебной деятельности на началах непрерывности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии у истца права на получение единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении со службы, увеличенного на один оклад денежного содержания, поскольку в период прохождения службы в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков истец был удостоен государственной награды.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 29 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 декабря 2021 г. в части взыскания с УМВД России по Омской области единовременной дополнительной выплаты при увольнении в размере 37 431 рубль оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.