Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3308/2021 (УИД 22RS0013-01-2021-005205-09) по иску Корешова Владимира Дмитриевича к Администрации города Бийска о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, по кассационной жалобе Корешова Владимира Дмитриевича на решение Бийского городского суда Алтайского края от 4 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Корешов В.Д. обратился в суд с иском к Администрации города Бийска о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки.
В обоснование исковых требований Корешов В.Д. указал, что на основании статей 14 и 232 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", он является получателем мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, и нуждается в предоставлении отдельного жилья.
Для реализации мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством, направленным на поддержание указанной категории лиц, как нуждающийся в предоставлении жилья, Корешов В.Д. обратился с заявлением в Администрацию города Бийска.
Заявление о предоставлении мер социальной поддержки лицам, нуждающимся в жилом помещении и включении в список инвалидов и участников ВОВ, было рассмотрено жилищной комиссией Администрации города Бийска. Решением комиссии от 28 мая 2021 г. N он не был признан лицом, нуждающимся в жилом помещении, и включении в список инвалидов и участников ВОВ.
Как указано в извещении Администрации города Бийска от 31 мая 2021 г. N, комиссия отказала в предоставлении мер социальной поддержки, мотивируя тем, что Решением Приобского исполкома г. Бийска от 17 ноября 1978 г. N ему предоставлялась квартира по адресу: "адрес".
С данным решением Корешов В.Д. не согласен, поскольку указанная квартира была предоставлена на условиях найма жилого помещения и не принадлежит ему. Проживать в ней он не может, и в настоящее время нуждается в предоставлении жилья.
Также указывает, что предоставление жилья на момент принятия Решения Приобского исполкома г. Бийска от 17 ноября 1978 г. N, регламентировалось законодательством Советского Союза. Жильё предоставлялось на праве социального найма. На момент обращения за мерами социальной поддержки в администрацию города Бийска в 2021 году, выбыло из его владения и пользования.
Корешов В.Д. нуждается в предоставлении жилого помещения как инвалид ВОВ и обратился за предоставлением мер социальной поддержки в рамках Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", который был принят в 1995 году в Российской Федерации, и был направлен на улучшение жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.
Корешов В.Д. полагает, что отказ Администрации города Бийска, изложенный в извещении от 31 мая 2021 г. N, и принятый Решением жилищной комиссии от 28 мая 2021 г. N, незаконен и нарушает его права на предоставление мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
На основании изложенного, Корешов В.Д. просил суд признать незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки лицам, нуждающимся в жилом помещении и включении в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в рамках Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (в редакции от 30 апреля 2021 г.) "О ветеранах", изложенный в извещении Администрации города Бийска от 31 мая 2021 г. N, и принятый Решением жилищной комиссии от 28 мая 2021 г. N; возложить обязанность на Администрацию города Бийска предоставить инвалиду Великой Отечественной войны Корешову В.Д. меры социальной поддержки как лицу нуждающемуся в жилом помещении и включить в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны в рамках Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ (в редакции от 30 апреля 2021 г.) "О ветеранах", в установленный законом срок.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 4 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2022 г, в удовлетворении исковых требований Корешова В.Д. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Корешов В.Д. просит отменить решение Бийского городского суда Алтайского края от 4 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Корешов В.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет удостоверение инвалида Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьёй 14 Федерального закона "О ветеранах".
20 мая 2021 г. Корешов В.Д, действуя через представителя по доверенности Корешова Н.В, обратился в администрацию города Бийска с заявлением о принятии его составом семьи 1 человек на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с отсутствием жилого помещения, по категории - Инвалид Великой Отечественной войны.
28 мая 2021 г. на заседании жилищной комиссии Администрации города Бийска рассмотрено заявление Корешова В.Д, решением указанной комиссии истец не признан нуждающимся в жилом помещении, ему отказано во включении в список инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт после 1 марта 2005 г, в связи с тем, что мера социальной поддержки по обеспечению жильём как инвалиду Великой Отечественной войны предоставлялась ранее.
На основании решения Приобского исполкома г. Бийска от 27 ноября 1978 г. N Корешову В.Д. как инвалиду Великой Отечественной войны предоставлена квартира N в доме-новостройке, по "адрес", общей площадью 66, 5 кв.м.
Квартира N по "адрес" на основании договора о передаче жилья в совместную или долевую собственность от ДД.ММ.ГГГГ передана в собственность Корешову В.Д. составом семьи 3 человека: Корешов В.Д, супруга К.В.С. и сын К.Н.В.
9 февраля 2000 г. Корешов В.Д. (2/3 доли) и К.Н.В. (1/3 доля) заключили договор купли-продажи квартиры N по "адрес" с В.В.Т, продажная цена отчуждаемой квартиры определена соглашением сторон в размере 150 000 руб.
1 марта 2000 г. между К.Н.В. (продавец) и Корешовым В.Д. (покупатель) заключён договор купли-продажи квартиры N по "адрес", общей площадью 44 кв.м, продажная цена отчуждаемой квартиры определена соглашением сторон в размере 50 000 руб.
16 марта 2000 г. Корешов В.Д. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
20 января 2011 г. Корешов В.Д. (даритель) и К.Н.В. (одаряемый) заключили договор дарения квартиры N по "адрес", общей площадью 44 кв.м.
12 октября 2011 г. К.Н.В. (даритель) и Корешов В.Д. (одаряемый) заключили договор дарения квартиры N по "адрес", общей площадью 44 кв.м.
11 декабря 2014 г. между Корешовым В.Д. (продавец) и К.Н.В. (покупатель) заключён договор купли-продажи квартиры N по "адрес", общей площадью 44 кв.м, продажная цена отчуждаемой квартиры определена соглашением сторон в размере 2 000 000 руб.
Согласно расписке от 11 декабря 2014 г, истец Корешов В.Д. получил от сына К.Н.В. 2 000 000 руб. за квартиру N по "адрес", общей площадью 44 кв.м.
28 сентября 2012 г. К.Н.В. и Р.Е.М. заключили брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака от 28 сентября 2012 г.
25 мая 2015 г. между К.Н.В. и Р.Е.М. заключено соглашение об определении долей в имуществе, находящемся в общей собственности, согласно которому определены доли по 1/2 в праве общей долевой собственности на квартиру N по "адрес".
25 мая 2015 г. К.Н.В. подарил Р.Е.М. 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру N по "адрес".
В настоящее время собственником квартиры является Р.Е.М, брак между Р.Е.М. и К.Н.В. расторгнут.
Разрешая данный спор, установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Корешов В.Д, являющийся инвалидом Великой Отечественной войны, реализовал своё право на получение меры социальной поддержки в виде получения благоустроенной трёхкомнатной квартиры на основании решения Приобского исполкома г. Бийска от 27 ноября 1978 г. N N в доме-новостройке, по "адрес".
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, инвалидам войны обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 232 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения.
Таким образом, положения данной нормы закона устанавливают возможность предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счёт средств федерального бюджета только инвалидов войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на соответствующий учет до 1 января 2005 г. и только один раз.
В силу положений пунктов 1, 12 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 поименованного федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 названного федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 указанной статьи.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 г. N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (принят Постановлением АКСНД от 6 сентября 2006 г. N 444) органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определённых законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильём граждан, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - государственные полномочия).
В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 1 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 г. N 92-ЗС органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями в отношении следующих категорий граждан: граждане, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 г. N 92-ЗС предоставление мер социальной поддержки гражданам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в форме субсидий.
Отказывая в удовлетворении заявленных Корешовым В.Д. требований о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, судебные инстанции, руководствуясь вышеприведёнными нормативными положениями Федерального закона "О ветеранах", пришли к правильному выводу о том, что предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", нуждающимся в улучшении жилищных условий, ограничено условием о том, что инвалиды Великой Отечественной войны имею право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз.
До принятия Жилищного кодекса Российской Федерации Корешов В.Д. в соответствии с подпунктом "а" пункта 23 постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР" имел право на первоочередное предоставление жилого помещения.
Как следует из материалов дела на основании Решения Исполнительного комитета N от 27 ноября 1978 г. Корешову В.Д. была предоставлена трёхкомнатная квартира, общей площадью 66, 5 кв.м. на условиях социального найма по адресу: "адрес" как инвалиду Великой Отечественной Ввойны, в последующем указанная квартира на основании договора о передаче жилья в совместную или долевую собственность от 26 августа 1992 г. и регистрационного удостоверения N от 16 октября 1992 г. была передана на праве общей совместной собственности истцу и членам его семьи.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о том, что истец реализовал своё право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём.
Доводы кассационной жалобы о том, что квартира по адресу: "адрес" предоставлялась истцу задолго до вступления в силу Федерального закона "О ветеранах", в настоящее время у истца отсутствует жилое помещение и он является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьёй 14 Федерального закона "О ветеранах" аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом проверки судебных инстанций, и им судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Отклоняя данные доводы судебные инстанции обоснованно исходили из того, истец реализован своё право на получение жилья как инвалид Великой Отечественной войны до вступления в силу Федерального закона "О ветеранах", при этом Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает неоднократное обеспечение жильём инвалидов Великой Отечественной войны, в том числе и по причине ухудшения жилищных условий.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 4 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Корешова Владимира Дмитриевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.