Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2383/2021 (УИД 70RS0004-01-2021-002333-45) по иску Иванова Павла Анатольевича к областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Томска и Томского района" о признании незаконным действий по изменению размера и сроков выплаты, прекращению выплаты пособия по безработице, снятию с учета в качестве безработного, возложении обязанности выплатить пособие, по кассационной жалобе Иванова Павла Анатольевича на решение Советского районного суда г. Томска от 21 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванов Павел Анатольевич (далее по тексту - Иванов П.А, истец) обратился в суд с иском к областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Томска и Томского района" (далее - ОГКУ "Центр занятости населения города Томска и Томского района", ответчик), в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконными действия по изменению размера и сроков выплаты, прекращению выплаты пособия по безработице, снятию с учета в качестве безработного, а также возложить обязанность по выплате невыплаченной части пособия по безработице с даты назначения по 6 июня 2021 г. в размере 40025, 63 рублей.
Требования мотивированы тем, что на основании Закона Российской Федерации от 19 января 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" и приказа представителя ответчика ОГКУ "Центр занятости населения города Томска и Томского района" от 14 декабря 2020 г. N N он признан безработным. Указанным приказом реализовано его право на получение пособия по безработице, срок получения которого установлен с 7 декабря 2020 г. по 6 июня 2021 г, а именно с 7 декабря 2020 г. по 6 марта 2021 г. в размере по 11250 рублей в месяц, с 7 марта 2021 г. по 6 июня 2021 г. - по 9000 рублей в месяц, всего 60750 рублей, из которых истцом получено лишь 20724, 37 рублей. Приказом от 4 марта 2021 г. N N внесены изменения в приказ от 14 декабря 2020 г, которым размер и срок выплаты уменьшены, впоследствии выплата пособия прекращена, однако он неявок в Центр занятости не допускал, пособие обманным путем не получал.
Решение Советского районного суда г. Томска от 21 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 декабря 2021 г, заявленные Ивановым П.А. исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Иванов П.А. просит отменить решение Советского районного суда г. Томска от 21 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 декабря 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы ОГКУ "Центр занятости населения города Томска и Томского района" представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Иванов П.А. подал электронное заявление на портале "Работа в России" 5 декабря 2020 г. (суббота - выходной) и был зарегистрирован в качестве безработного 7 декабря 2020 г. (понедельник).
Согласно сведениям, отраженным в карточке персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы в отношении Иванова П.А, 5 декабря 2020 г. в личный кабинет ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района на портале "Работа в России" из ПФР поступили сведения о трудовой деятельности застрахованного лица, в соответствии с которыми Иванов П.А. был уволен 30 сентября 2020 г. с должности директора ООО " "данные изъяты"". Согласно сведениям о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы, сумма дохода Иванова П.А. составила с января по сентябрь 2020 года 15000 рублей ежемесячно.
5 декабря 2020 г. в личный кабинет ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района на портале "Работа в России" поступили сведения о факте осуществления трудовой деятельности Иванова П.А, в которых указана информация о работе в январе - ноябре 2020 года.
В электронном заявлении Иванов П.А. на портале "Работа в России" в графе "Сведения по последнему месту работы" указал название организации - ИП Иванов Павел Анатольевич, основание увольнения - прекращение деятельности ИП, дата увольнения - 01.01.00.
Руководствуясь сведениями, полученными через единую систему межведомственного электронного взаимодействия, в соответствии со статьей 33 Закона "О занятости населения в Российской Федерации", пунктом 13 Временных правил, приказом ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района от 14 декабря 2020 г. N N Иванову П.А. назначено пособие по безработице сроком на 6 месяцев с 7 декабря 2020 г. по 6 июня 2021 г. в размере:
75% средней зарплаты гражданина (15000 рублей) 11250 рублей с 7 декабря 2020 г. по 6 марта 2021 г, 60% средней зарплаты гражданина (15000 рублей) 9000 рублей с 7 марта 2021 г. по 6 июня 2021 г.
Из материалов дела следует, что 4 марта 2021 г. при проведении перерегистрации Иванова П.А. на основании пункта 17 Временных правил были запрошены сведения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После получения сведений с данного сайта приказом ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района от 4 марта 2021 г. N N внесены изменения в приказ ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района от 14 декабря 2020 г. N N, назначено пособие по безработице с 7 декабря 2020 г. по 6 марта 2021 г. в размере минимальной величины пособия.
В свою очередь истец полагает, что оспариваемыми действиями ответчика нарушается его право на получение пособия по безработице, поскольку приказом ОГКУ "Центр занятости населения города Томска и Томского района" N N от 4 марта 2021 г. изменен размер и сроки выплаты пособия, прекращена выплата пособия по безработице, истец снят с учета в качестве безработного.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказ от 4 марта 2021 N N, исходя из его содержания, не является решением о прекращении выплаты пособия, а вносит изменения в приказ от 14 декабря 2020 г. N N о признании гражданина безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице в части размера назначенного пособия, поскольку истцом при подаче заявления неверно указано последнее место его работы, что выявилось ответчиком 4 марта 2021 г.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее по тексту -Временные правила).
Согласно абзацу 2 пункта 1 Временных правил в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно положениям статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Согласно статье 33 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
В соответствии с пунктом 4 Временных правил центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
Согласно пункту 4(2) Временных правил достоверность сведений о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, в качестве индивидуального предпринимателя, а также о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) определяется центрами занятости населения посредством сравнения таких сведений с соответствующими сведениями, содержащимися на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 17 Временных правил центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности.
С 1 сентября 2020 г. центры занятости населения направляют запросы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в отношении граждан, признанных в установленном порядке безработными до вступления в силу настоящих Временных правил.
В соответствии с пунктом 17 (1) Временных правил пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.
Как установлено судами, 4 марта 2021 г. при проведении перерегистрации Иванова П.А. на основании пункта 17 Временных правил были запрошены сведения в отношении него на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Юридически значимым событием является поступление ответчику информации о том, что Иванов П.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 4 декабря 2020 г, что подтверждается полученной выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 4 марта 2021 г. N N.
Таким образом, на дату обращения истца с электронным заявлением через портал "Работа в России" 5 декабря 2020 г. последним событием для назначения Иванову П.А. пособия по безработице явилось прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем 4 декабря 2020 г, а не указанное истцом увольнение из ООО " "данные изъяты"" 30 сентября 2020 г.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пункту 16 Временных правил пособие по безработице гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Учитывая поступившую информацию, приказом ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района от 4 марта 2021 г. N N внесены изменения в приказ ОГКУ "Центр занятости населения города Томска и Томского района" от 14 декабря 2020 г. N N, истцу назначено пособие по безработице с 7 декабря 2020 г. по 6 марта 2021 г. в размере минимальной величины пособия.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что приказ от 4 марта 2021 г. N N, исходя из его содержания, не является решением о прекращении выплаты пособия либо снятии с учета истца в качестве безработного, наименование данного приказа соответствует его содержанию, форма приказа, основание внесения изменений обусловлены автоматическим его формированием в программном обеспечении.
Как верно установлено судами первой и апелляционной инстанций, с учетом указанных изменений истцу произведен перерасчет пособия по безработице за период с 7 декабря 2020 г. по 6 марта 2021 г, выявивший наличие переплаты за период с 7 декабря 2020 г. по 1 февраля 2021 г. в размере 15000 рублей 18 копеек, в данном случае получив сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о прекращении истцом деятельности индивидуальным предпринимателем 4 декабря 2020 г. ОГКУ "Центр занятости населения города Томска и Томского района" обоснованно издан приказ от 4 марта 2021 г. в связи с неверным представлением истцом сведений при подаче заявлений о постановке его на учет, тогда как суды обоснованно указали, что сам Иванов П.А. при обращении к ОГКУ "Центр занятости населения города Томска и Томского района" в декабре 2020 года не мог не знать последнее место своей работы и прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем 4 декабря 2020 г.
Не влекут отмену оспариваемых судебных актов доводы кассационной жалобы о необоснованном прекращении выплаты истцу пособия по безработице, поскольку из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Департамента труда и занятости населения Томской области от 11 января 2021 г. возобновлен очный режим работы ОГКУ "Центр занятости населения города Томска и Томского района", специалистами ответчика назначена перерегистрация Иванова П.А. в очном режиме на 7 апреля 2021 г, но указанный им контактный телефон был недоступен, о чем специалистом ответчика 9 марта 2021 г. составлена телефонограмма, кроме того 9 марта 2021 г. Иванов П.А. уведомлен о назначенной перерегистрации через личный кабинет ОГКУ "Центр занятости населения города Томска и Томского района", однако в назначенную дату и время на перерегистрацию не явился, при этом в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пунктом 17 (1) Временных правил выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин, тогда как доказательств наличия уважительных причин непрохождения перерегистрации истец не представил ни ответчику, ни в ходе рассмотрения дела суду первой и апелляционной инстанций, как и не указывал на наличие таких уважительных причин в кассационной жалобе, в связи с чем приказом ОГКУ "Центр занятости населения города Томска и Томского района" от 12 апреля 2021 г. N N истец 12 апреля 2021 г. снят с регистрационного учета в качестве безработного.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных им обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебных актов или которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов по доводам кассационной жалобы судебной коллегией не установлено, в связи с чем принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 21 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова Павла Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.