Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Артамоновой Т.А, судей Гылкэ Д.И. и Сумбаевой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД N26OS0000-04-2021-000775-86 (3а-159/2022) по административному исковому заявлению Белицкой Светланы Владимировны, Погосовой Елены Николаевны к министерству имущественных отношений Ставропольского края об оспаривании нормативно-правовых актов (в части)
по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 28 февраля 2022 г, заслушав доклад судьи Сумбаевой А.В, объяснения представителя административных истцов Ситниковой В.Г, принимавшей участие посредством видеоконференц-связи при содействии Ставропольского краевого суда; заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кондрашовой И.В, судебная коллегия
установила:
приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 г. N 1122 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. N 985 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. N 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. N 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2020 г. N 1004 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Административные истцы Белицкая С.В, Погосова Е.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими: пункта 4928 Перечня на 2018 год, пункта 3030 Перечня на 2019 год, пунктов 6455, 6527, 6528 Перечня на 2020 год, пунктов 6541, 6558, 6559 Перечня на 2021 год, пунктов 6747, 6760, 6761 Перечня на 2022 год в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы нежилых помещений с кадастровыми номерами 26 N, расположенных по адресу: "адрес"
Решением Ставропольского краевого суда от 28 февраля 2022 г. административное исковое заиление удовлетворено в полном объеме; признаны недействующими со дня принятия Перечень на 2018 год в части включения пункта 4928, Перечень на 2019 год в части включения пункта 3030, Перечень на 2020 год в части включения пунктов 6455, 6527, 6528, Перечень на 2021 год в части включения пунктов 6541, 6558, 6559, Перечень на 2022 год в части включения пунктов 6747, 6760, 6761.
Не согласившись с названным решением, министерство имущественных отношений Ставропольского края подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что в октябре 2018 года проведено фактическое обследование здания с кадастровым номером N, согласно которому нежилое здание используется как торговый центр. Поскольку здание отвечает критерию торгового центра, следовательно, расположенные в нем нежилые помещения правомерно включены в Перечень объектов недвижимого имущества на 2018, 2019, 2020, 2021 годы. Доводы о законности (незаконности) выводов суда первой инстанции в части необоснованного включения в Перечень на 2022 год нежилых помещений в апелляционной жалобе отсутствуют.
От представителя административных истцов Ситниковой В.Г. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, а также на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
От участвовавшего в деле прокурора поступили письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Ситникова В.Г. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор Кондрашова И.В. полагала решение суда не подлежащим отмене или изменению.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного истца Ситниковой В.Г, заключение прокурора Кондрашовой И.В, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Указанные обстоятельства доводами административного искового заявления не были, решение суда в данной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания Перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения объектов в оспариваемые Перечни.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого Кодекса.
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1. статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статьи 15 и 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Ставропольской городской Думы от 17 ноября 2014 г. N 567 установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края.
Пунктом 2 названного решения определены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в размере 2, 0 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, находящегося в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Таким образом, оспариваемые нормы могут быть признаны соответствующими статье 378.2 НК РФ, если спорные помещения, находятся в здании, подпадающем под условия, перечисленные в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, либо соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 этой статьи.
Из материалов административного дела следует и подтверждено материалами дела, что Белицкой С.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N (дата государственной регистрации права 22 июля 2020 г.), а также нежилое помещение с кадастровым номером N (дата государственной регистрации права 17 июля 2020 г.); Погосовой Е.Н. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N (дата государственной регистрации права 05.09.2014).
Нежилые помещения с кадастровыми номерами N имеют площадь 23, 2 кв.м, 23, 2 кв.м, 18, 8 кв.м соответственно и расположены на 3 этаже нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
Материалами административного дела также подтверждается, что здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N площадью 3 218 кв.м, вид разрешенного использования "под асфальтовым замощением, водонагревательной".
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение торговых объектов, основания для включения здания в перечень, исходя из вида разрешенного использования, отсутствуют.
В этом случае возможность включения здания и помещений в нем в перечни объектов недвижимого имущества должна выясняться исходя из предназначения и (или) фактического использования здания в качестве административно-делового центра или торгового центра (комплекса), а возможность включения лишь помещения как отдельного объекта недвижимости - исходя из предназначения и (или) фактического использования данного помещения. При этом включение в перечни объектов недвижимого имущества здания как предназначенного для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения является самостоятельным основанием для включения помещений в нем в данные перечни объектов недвижимого имущества, что прямо следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Указанное здание и спорные помещения в нем включены в Перечни объектов недвижимого имущества на 2018 год (пункты 4854, 4928), на 2019 год (пункты 3101, 3030) на 2020 год (пункты 1801, 6455, 6527, 6528), исходя из акта обследования объекта недвижимого имущества N 12-1782 от 25 октября 2018 г.
Судебной коллегией установлено, что на 2021, 2022 годы здание в Перечень не включено, помещения на 2021, 2022 годы включены в Перечень, исходя из акта обследования объекта недвижимого имущества N 12-1782 от 25 октября 2018 г. (пункты 6541, 6558, 6559 и 6747, 6760, 6761 соответственно).
Оценивая имеющийся в материалах дела акт обследования от 25 октября 2018 г. N 12-1782, суд первой инстанции обоснованно не принял его в качестве доказательства, подтверждающего фактическое использование здания, поскольку в акте отсутствует соотношение площадей нежилых помещений объекта, фактически используемых для размещения офиса и сопутствующей офисной инфраструктуры, торгового объекта, объектов общественного питания и бытового обслуживания к общей площади объекта недвижимости.
Кроме того, Порядок определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 16 февраля 2015 г. N 54-п.
Согласно пункту 2 указанного Порядка, определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества осуществляется правовым актом органа исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление в сфере имущественных отношений, ежегодно, до 30 ноября, по результатам мероприятий, проведенных в соответствии с настоящим Порядком.
Таким образом, здание подлежало включению в перечни объектов недвижимого имущества на 2018, 2019, 2020 годы в связи с установлением вида его фактического использования только в том случае, если такое обследование имело место до 30 ноября 2017 г, до 30 ноября 2018 г, до 30 ноября 2019 г. соответственно. Однако на момент включения здания в указанные перечни объектов недвижимого имущества, его фактическое использование в целях включения в Перечень на 2018, 2020 годы не устанавливалось.
Разрешая вопрос о предназначении здания и, как следствие, соответствие (несоответствие) здания и расположенных в нем нежилых помещений критериям торгово-офисного помещения, суд первой инстанции проанализировал технический паспорт здания от 16 апреля 2010 г, подготовленный ГУП СК "Крайтехинвентаризация", и обоснованно пришел к выводу о том, что менее 20 процентов здания занято объектами торговли; помещения под названиями "кабинет", "комната" обоснованно не приняты судом в целях квалификации данных помещений в качестве офисных.
Как верно заключил суд первой инстанции, помещения с кадастровыми номерами N не могли быть включены в Перечень на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, как основанные на ошибочном толковании приведенных выше норм.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 28 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение в полном объеме изготовлено 27 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.