Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадрина Е.В., рассмотрев административный материал N 9а-11/2022 (М-23/2022) по административному исковому заявлению Застынчану Сергея Владимировича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по частной жалобе Застынчану Сергея Владимировича на определение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 апреля 2022 г., которым административное исковое заявление возвращено,
УСТАНОВИЛ:
Застынчану С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на длительное неисполнение решения Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2020 г, которым действия Федерального казённого учреждения (далее - ФКУ) "Исправительная колония-18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" признаны незаконными и на указанное учреждение возложена обязанность устранить нарушение прав административного истца.
Определением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 апреля 2022 г. административное исковое заявление возвращено на основании пункта 4 части 1 статьи 254 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 апреля 2022 г. административное исковое заявление Застынчану С.В. возвращено на основании пункта 4 части 1 статьи 254 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе Застынчану С.В. просит определение судьи отменить, считая незаконным и необоснованным.
Частная жалоба рассмотрена судьёй апелляционной инстанции без проведения судебного заседания на основании части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оценив материал и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из административного материала, решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2021 г, удовлетворены административные исковые требования Застынчану С.В. в части, действия ФКУ "Исправительная колония-18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" по несвоевременной выдаче расписок о принятии обращений для целей отправки адресатам признаны незаконными, и на указанное учреждение возложена обязанность устранить нарушение прав административного истца.
Исполнительный документ на основании решения суда судом не выдавался и административным истцом для принудительного исполнения не предъявлялся.
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2020 г. ФКУ "Исправительная колония-18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" не исполнено до настоящего времени.
Возвращая административное исковое заявление о присуждении компенсации, судья пришёл к выводу о том, что Застынчану С.В. не относится к лицам, которым предоставлено право на его подачу.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом судьи не соглашается.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) установлено, что взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном этим федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", в случае, если исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделённой отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подаётся не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) (пункт 19);
в случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделённой отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (пункт 55).
Таким образом, исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделённой отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства при условии, что законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, не является препятствием для реализации взыскателем права на обращение в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Обстоятельства, связанные с исполнением такого судебного акта без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства имеет значение для исчисления сроков подачи административного иска о присуждении компенсации и продолжительности исполнения судебного акта.
Поскольку исполнение решения Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2020 г. осуществляется без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства, законодательством не установлен срок исполнения требований, установленных данным судебным актом для выполнения ФКУ "Исправительная колония-18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу", а также, учитывая, что со дня вступления решения суда в законную силу истекло шесть месяцев, у Застынчану С.В. возникло право на обращение в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
При таком положении обжалуемое определение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением административного материала в суд первой инстанции на новое решение вопроса о принятии административного искового заявления к производству.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 апреля 2022 г. отменить, направить административный материал N 9а-11/2022 по административному исковому заявлению Застынчану Сергея Владимировича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в тот же суд на новое решение вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационной суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.