Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Кривогорницына А.П. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Прошутинского А.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в перераспределении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прошутинский А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения от 2 сентября 2021 года N 4016-ДИЗО/21 и возложении обязанности согласовать перераспределение земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что отказ в перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N площадью 1063 кв.м. с видом разрешенного использования: для садоводства и огородничества за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотренного проектом межевания квартала N 111 городского округа "город Якутск", утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 19 мая 2016 года N 799р, в связи с тем, что границы испрашиваемого участка пересекают линии градостроительного регулирования (красные линии), является незаконным, поскольку данное обстоятельство административным регламентом предоставления муниципальной услуги не предусмотрено в качестве основания к отказу в перераспределении земельного участка. Кроме того, красные линии были установлены после постановки на кадастровый учет принадлежащего ему земельного участка, спорный земельный участок не относится к территории общего пользования, в отношении него не принято решение о резервировании.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2021 года, административные исковые требования Прошутинского А.В. удовлетворены, признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 2 сентября 2021 года N 4016-ДИЗО/21 Прошутинскому А.В. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, на Окружную администрацию г. Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Прошутинского А.В. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка в соответствии с требованиями закона и утвержденным проектом межевания территории.
24 февраля 2022 года представителем Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Кривогорницыным А.П. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 14 марта 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Прошутинским А.В. требований.
В доводах кассационной жалобы заявитель настаивает на законности оспариваемого решения органа местного самоуправления в связи с расположением испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, границы которой определены красными линиями. Кроме того, представленная с заявлением о перераспределении схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не могла быть утверждена в связи с наличием проекта межевания территории, утвержденного распоряжением N 2089р от 9 октября 2018 года "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории СНТ "Атлант" городского округа "город Якутск".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, 29 июня 2021 года Прошутинский А.В. обратился в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о перераспределении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка площадью 1063 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в результате которого образуется земельный участок площадью 1197 кв.м, представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
По результатам рассмотрения обращения 2 сентября 2021 года Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска принято решение N 4016-ДИЗО/21 об отказе в перераспределении земельного участка по тем основаниям, что границы испрашиваемого земельного участка пересекают красные линии, установленные распоряжением от 21 октября 2013 года N 319/1зр "Об утверждении проекта планировки территории кварталов N 150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Прошутинским А.В. требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что испрашиваемый для перераспределения земельный участок соответствует виду разрешенного использования, проекту планировки и межевания территории, не превышает максимальные предельные размеры участков для садоводства и огородничества, не пересекает красные линии, так как находится с другой стороны территории общего пользования, целью перераспределения земельного участка является приведение его границ в соответствие с утвержденным проектом межевания территории, поэтому пришли к выводу о противоречии требованиям закона оспариваемого решения об отказе в перераспределении земельного участка.
С указанными выводами судебная коллегия кассационного суда соглашается, поскольку они постановлены при правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам административного дела и исследованным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из содержания пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что перераспределение является одной из форм образования земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4. Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 11.7). Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установленный в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является исчерпывающим.
Согласно пункту 10 названной статьи решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 2 сентября 2021 года N 4016-ДИЗО/21 указанной норме не соответствует, поскольку не содержит предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа Прошутинскому А.В. в заключении соглашения о перераспределении принадлежащего ему земельного участка, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании его незаконным и удовлетворении заявленных Прошутинским А.В. требований.
Доводы кассационной жалобы о невозможности утверждения представленной с заявлением о перераспределении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с наличием утвержденного проекта межевания территории, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска не ссылался в своем решении на данное обстоятельство как основание к отказу в перераспределении земельных участков.
Из разъяснений, приведенных в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что суды не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Более того, в оспариваемом ответе от 2 сентября 2021 года административный ответчик указал о соответствии испрашиваемого Прошутинским А.В. земельного участка проекту планировки и межевания квартала.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, поэтому оснований для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2021 года по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.