Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Аноприенко К.В, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело (с использованием системы ВКС) по иску Богидаевой "данные изъяты" к обществу с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие тепловых и электрических сетей" о защите трудовых прав, по кассационной жалобе Богидаевой "данные изъяты" на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, выслушав пояснения Богидаевой Н.И, ее представителя Елфимова М.Н, судебная коллегия
установила:
Богидаева Н.И. обратилась в суд с иском к ООО "Ленское предприятие тепловых и электрических сетей" о признании приказа от 6 августа 2021 N2532/246-к, незаконным, обязании допустить к выполнению работы, взыскании заработной платы за период незаконного отстранения от работы с 16 августа 2021 по 14 сентября 2021 в размере 86257 рублей, с 22 октября 2021 до дня фактического допуска к работе 4559 рублей 09 копеек ежедневно, обратить решение суда к немедленному исполнению, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей и компенсации за задержку выплаты заработной платы.
В обоснование заявленных требований указав, что приказом от 6 августа 2021 N 2532/246-к была отстранена от работы в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции с 16 августа 2021. Истец с данными приказами не согласна, считает, что отстранить можно только от определенных работ, а не от работы целиком; предписаний (постановлений) об отстранении истца от работы работодателю не поступало; работы, выполняемые истцом, не ограничиваются перечнем, установленным постановлением Правительства Российской Федерации N 825 от 15.07.1999 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок". Также полагает, что приказы не соответствуют закону, так как принуждение в отсутствие воли человека к прохождению вакцинации недопустимо. Указывает, что постановление главного санитарного врача региона не содержит требования, адресованного работодателю, об отстранении работников от работы.
Решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 января 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Богидаева Н.И. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции (с использованием системы ВКС) Богидаева Н.И. и ее представитель Елфимов М.Н. поддержали доводы кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого решения и апелляционного определения не имеется.
Материалами дела установлено, что истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности оператора котельной.
В обязанности работника по должностной инструкции оператора котельной участка Малые котельные обслуживающего газовые котельные в системе АСОДУ от 03.06.2019 входит: обслуживание водогрейных котлов, переключение питательных линий, включение и выключение подачи теплоносителя в магистраль, включение и выключение автоматической аппаратуры питания котлов, профилактический осмотр котлов, из вспомогательных механизмов, контрольно-измерительных приборов и участие в планово-предупредительном ремонте котлоагрегатов, приемка котлов и их вспомогательных механизмов, пуск, остановка и переключение обслуживаемых агрегатов, регулирование работы котлов, осуществление дистанционного управления процессами газовых котельных посредством автоматизированной системы управления, осуществление охранного видеонаблюдения за газовыми котельными и мониторинг систем охранно-пожарной сигнализации, сообщение диспетчеру, непосредственному руководителю и мастеру АДГС о всех выявленных недостатках и неисправностях оборудования, записывать в журнале неисправностей; при выполнении обходов газовых котельных осуществлять их бригадой в составе не менее двух человек, и т.д.
Учредителем ООО "ЛПТЭС" (из выписки из ЕГРЮЛ) является ПАО АК "АЛРОСА". Основными видами деятельности ответчика является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, включая выработанную солнечными, ветровыми, геотермальными электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению их работоспособности, передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, распределение электроэнергии, производство пара и горячей воды (тепловой энергии), производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача пара и горячей воды, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности котельных, обеспечение; работоспособности тепловых сетей, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод.
Деятельность ответчика относится к сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом ответчика от 15.07.2021 N 2532/384 "Об обязательной иммунизации против новой коронавирусной инфекции", начальникам участков и отделов предписано обеспечить проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции всех работников, в первую очередь лиц старше 65 лет, с учетом противопоказаний, в срок до 15.08.2021, при этом сотрудники, для которых вакцинация обязательна, отказаться от прививки не вправе, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания, переболевшие коронавирусной инфекцией и внесенные в государственный регистр в течение полугода с момента болезни; подготовить списки невакцинированных работников; вручить письменные уведомления с указанием сроков вакцинации лицам, невакцинированным против новой коронавирусной инфекции; с отказывающихся от вакцинации лиц затребовать письменные отказы; лица, имеющие справки о наличии антител LgG к коронавирусной инфекции, но невнесенные в государственный регистр, не освобождаются от обязательной вакцинации.
21.07.2021 Богидаева Н.И. получила уведомление, в котором указано на обязанность истца пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции в срок до 15.08.2021 с предупреждением о том, что отсутствие прививки в период эпиднеблагополучия или при угрозе распространения инфекции является основанием временного отстранения от работы без сохранения заработной платы.
21.07.2021 Богидаева Н.И. письменно уведомила работодателя об отказе от прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции, указывая, что она, руководствуясь ст. 21 и 22 Конституции РФ, добровольно отказывается от вакцинации от COVID-19; считает, что вакцина не прошла достаточных испытаний.
06.08.2021 приказом ответчика N 2532-246-к "Об отстранении сотрудников от работы связи с отказом от обязательной вакцинации" работники ответчика, указанные в приложении N 1 к данному приказу (в том числе Богидаева Н.И.), были отстранены от работы до момента прохождения обязательной вакцинации или до окончания периода эпиднеблагополучия, без сохранения заработной платы, с 16 августа 2021 года.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, пришел к выводу, что оспариваемый истцом приказ от 06.08.2021 N 2532/246-к соответствует требованиям трудового законодательства и законодательства об иммунопрофилактике, прав и законных интересов истца не нарушает, поскольку обязательность вакцинации от новой коронавирусной инфекции на территории PC (Я) установлена 13.07.2021, постановлением главного санитарного врача PC (Я) N 4 о внесении изменений в вышеприведенное постановление N 3 от 19.05.2021, со сроком вакцинации - до 15.08, 2021, то есть с учетом требований ст. 76 ТК РФ, после указанного срока работодатель обязан отстранить работника соответствующей сферы. При этом суды исходили из следующего.
Статья 76 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях; в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором; по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
В силу статьи 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
При отсутствии осложненной эпидемиологической обстановки категория лиц, не предусмотренная Перечнем, имеет право на отказ от профилактических прививок (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"). Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации в плановом порядке (в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н) работодатель не вправе отстранить его от работы или принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825.
В пунктах 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусмотрено, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н "О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 N 125н").
На основании Указа Главы PC (Я) от 01.07.2020 N 1293 "О режиме повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в связи с угрозой распространения в PC (Я) новой коронавирусной инфекции на территории PC (Я) сохраняется режим повышенной готовности.
В Республике Саха (Якутия) действует постановление Главного государственного санитарного врача по PC (Я) от 19.05.2021 N 3 "Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в соответствии с п. 1 которого постановлено обеспечить проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 70% взрослого населения Республики Саха (Якутия), в первую очередь лиц старше 65 лет, с учетом противопоказаний, в срок до 15.08.2021.
В соответствии с п. 4.2, постановления Главного государственного санитарного врача по РС (Я) необходимо обеспечить обязательную иммунизацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации работников в следующих сферах деятельности:
- торговли;
- салонов красоты, косметических СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов;
- бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток, парикмахерских и иных подобных услуг;
- общественного питания;
- клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи;
- многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
- общественного транспорта, такси;
- образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания;
- жилищно-коммунального хозяйства, энергетики;
- культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов);
- досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов);
- детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях, в том числе в парках культуры и отдыха, в торгово-развлекательных центрах;
- театров, кинотеатров, домов культуры;
- массовых физкультурных, спортивных мероприятий;
- государственной гражданской и муниципальной службы, органов власти Республики Саха (Якутия) и подведомственных им организаций.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для отстранения Богидаевой Н.И. от работы.
Судами установлено, что порядок отстранения от работы, предусмотренный трудовым законодательством, ответчиком соблюден, возможность перевода истца на дистанционную работу отсутствует.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ. При исследовании и оценке представленных доказательств нарушения норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, судами не допущены.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Богидаевой "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.