Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Старовойт Р.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело (с использованием системы ВКС) по иску Толстовой "данные изъяты" к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об обязании вывести из специализированного жилищного фонда жилое помещение и заключить договор социального найма, по кассационной жалобе Толстовой "данные изъяты" на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 13 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, выслушав пояснения представителя Толстовой В.Е. - Авраменко Т.В, судебная коллегия
установила:
Толстова В.Е. обратилась в суд с иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности вывести из специализированного жилищного фонда жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", заключить с ней договор социального найма на указанную квартиру.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 13 января 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Толстова В.Е. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции (с использованием системы ВКС) представитель Толстовой В.Е. - Авраменко Т.В. доводы кассационной жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участника процесса, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого решения и апелляционного определения не имеется.
Материалами дела установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", находится в собственности Петропавловск-Камчатского городского округа.
Постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 10 ноября 2008 года N 3243 данное помещение включено в состав специализированного жилищного фонда с отнесением его к виду - "служебное жилое помещение".
5 декабря 2008 года между МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского" и Толстовой В.Е. на основании постановления главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 10 ноября 2008 года N 3253, заключен договор найма служебного жилого помещения N 341-2, по условиям которого данная квартира предоставлена истцу и членам ее семьи: муж Толстов Д.Л, дочь Толстова Е.Д, во владение и пользование для временного проживания, в связи с трудовой деятельностью в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 34 с углубленным изучением отдельных предметов".
В спорном жилом помещении с 11 декабря 2008 года по настоящее время значатся зарегистрированными Толстова В.Е. и Толстова Е.Д.
Трудовые отношения Толстовой В.Е. с МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 34 с углубленным изучением отдельных предметов" прекращены, истец с 27 октября 2014 года состоит в трудовых отношениях с КГОБУ "Средняя школа N 2".
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 7 декабря 2016 года, вступившим в законную силу 13 января 2017 года, удовлетворены исковые требования Толстовой В.Е. - действия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившиеся в отказе выдачи разрешения от 3 марта 2016 года на приватизацию служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", признаны незаконными. Признавая отказ от 3 марта 2016 года в выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", суд исходил из того, что указанное в отказе основание - наличие на момент заключения договора служебного найма жилого помещения от 5 декабря 2008 года у бывшего, на момент обращения, супруга истца в собственности жилого "адрес", является незаконным.
Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 января 2017 года N 56-р "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
5 февраля 2021 года Толстова В.Е. обратилась в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о заключении с ней договора социального найма на спорное жилое помещение.
2 марта 2021 года Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в адрес истца направлен ответ об отсутствии оснований для заключения с ней договора социального найма на спорное помещение, поскольку, в силу пункта 4 части 5 статьи 3 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 2 сентября 2014 года N 247-нд не подлежит приватизации служебное жилое помещение, признанное непригодным для проживания, или многоквартирный дом, в котором находится служебное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в иске, исходил из того, что многоквартирный "адрес", в котором находится служебное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, трудовые отношения с МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 34 с углубленным изучением отдельных предметов", на период работы в котором было предоставлено служебное жилое помещение, прекращены. Спорное жилое помещение предоставлено Толстовой В.Е. в качестве служебного на период трудовых отношений, нормы жилищного законодательства о договоре социального найма к правоотношениям сторон не применимы. При этом суды исходили из следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
Частью 3 статьи 92 Жилищного кодекса РФ установлено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Статьей 93 Жилищного кодекса РФ определено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Пунктом 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42 установлено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Судами обоснованно указано, что инициатива по снятию статуса служебного жилого помещения должна исходить от правообладателя и решаться собственником имущества, вместе с тем, решение об исключении спорного жилого помещения из числа специализированного жилищного фонда в установленном порядке не принималось. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью.
Толстова В.Е. не признана малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения закреплено в статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Статьей 4 указанного Закона установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная, федеральная или муниципальная) приватизации не подлежат. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Исходя из возможности изменения потребностей публично-правовых образований в служебных жилых помещениях с учетом заинтересованности проживающих в них граждан в приватизации этих помещений и преследуя цель соблюдения необходимого баланса прав граждан и собственников жилищного фонда, частью второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственникам предоставлено право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, исключая их тем самым из специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Такие решения являются исключением из общего правила, и не могут предполагать обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан.
Приватизация муниципальных служебных жилых помещений на территории Петропавловск-Камчатского городского округа осуществляется в соответствии с решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 2 сентября 2014 года N 247-нд "О порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда", в части 2 статьи 2 которого (в редакции, действующей на момент подачи заявления) перечислены условия реализации права на приватизацию: наличие решения (приказа) Управления о признании нанимателя и членов его семьи малоимущими в соответствии с Законом Камчатского края от 04.05.2008 N 53 "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда в Камчатском крае по договорам социального найма"; наличие у нанимателя непрерывного трудового стажа в муниципальных учреждениях, предприятиях городского округа одной отрасли деятельности (и/или государственных учреждениях, предприятиях здравоохранения, расположенных на территории городского округа) не менее 13 лет; наличие у нанимателя не менее 8 лет непрерывного трудового стажа в муниципальном учреждении или предприятии (государственном учреждении, предприятии здравоохранения), работником которого является наниматель на дату подачи заявления; наличие у гражданина статуса члена семьи умершего нанимателя служебного жилого помещения, имевшего на момент смерти непрерывный стаж работы в муниципальных учреждениях, предприятиях одной отрасли деятельности (и/или государственных учреждениях, предприятиях здравоохранения) на территории городского округа не менее 13 лет и непрерывный стаж работы в одном муниципальном учреждении, предприятии (и/или государственном учреждении, предприятии здравоохранения) не менее 8 лет; проживание гражданина, претендующего на приватизацию служебного жилого помещения, в занимаемом жилом помещении не менее 5 лет; замещение нанимателем должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского
округа не менее 9 лет на дату подачи заявления.
В соответствии с частью 3 указанного решения (в редакции, действующей на момент подачи заявления) для реализации права на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения достаточно наличия 3 из 6 в совокупности условий, указанных в части 2 настоящей статьи. У Толстовой В.Е. имеется только два условия из необходимых трех, предусмотренных частью 2 указанного выше Решения: непрерывный трудовой стаж в муниципальных учреждениях, предприятиях городского округа одной отрасли деятельности (и/или государственных учреждениях, предприятиях здравоохранения, расположенных на территории городского округа) не менее 13 лет; проживание гражданина, претендующего на приватизацию служебного жилого помещения, в занимаемом жилом помещении не менее 5 лет.
В Краевом государственном общеобразовательном бюджетном учреждении "Средняя школа N 2" истец работает с 27.10.2014, на момент подачи заявления менее 8 лет (п. 3, ч. 2, ст.2), малоимущей не признана (п. 1, ч. 2, ст. 2), также в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие основания, предусмотренные пунктами 4, 6 части 2 статьи 2 Решения.
В силу пункта 4 части 5 статьи 3 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 2 сентября 2014 года N 247-нд, в редакции решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 14 сентября 2018 года N 90-нд, действовавшей на момент обращения истца 5 февраля 2021 года с заявлением в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа, основаниями для отказа в приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда является то, что служебное жилое помещение признано непригодным для проживания или многоквартирный дом, в котором находится служебное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 января 2017 года N 56- р "адрес", в котором находится спорное помещение, признан аварийным и подлежащим сносу.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ. При исследовании и оценке представленных доказательств нарушения норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, судами не допущены.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 13 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Толстовой "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.