Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Чесноковой М.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании административное N 3а-749/2021 по административному исковому заявлению Остаповой Е.Г. и Шульги В.А. о признании недействующим приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 19 декабря 2019 года N 1219-в "О продлении срока действия тарифов, установленных приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 11 декабря 2018 года N 694-в "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (г. Москва. ИНН N) по Минусинской технологической зоне" с апелляционной жалобой муниципального унитарного предприятия города Минусинска "Минусинское городское хозяйство" на решение Красноярского краевого суда от 27 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя заинтересованного лица муниципального унитарного предприятия города Минусинска "Минусинское городское хозяйство" Янкевич Ю.А, возражения административного истца Остаповой Е.Г, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 11 декабря 2018 года N 694-в "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (г. Москва, ИНН N) по Минусинской технологической зоне" (далее - Приказ от 11 декабря 2018 года N 694-в) для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (далее ? ООО "Аэросити-2000") по Минусинской технологической зоне на период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года установлены единые предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 19 декабря 2019 года N 1219-в "О продлении срока действия тарифов, установленных Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 г. N 694-в "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (г. Москва. ИНН N) по Минусинской технологической зоне" (далее - Приказ от 19 декабря 2019 года N 1219-в) срок действия тарифов, установленных Приказом от 11 декабря 2018 года N 694-в, продлен до момента утверждения новому региональному оператору тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Остапова Е.Г, Шульга В.А. обратились с административным иском о признании недействующим Приказа от 19 декабря 2019 года N 1219-в.
Требования административного иска мотивированы тем, что оспариваемый Приказ от 19 декабря 2019 года N 1219-в противоречит требованиям законодательства в сфере тарифного регулирования, поскольку позволяет региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны муниципальному унитарному предприятию города Минусинска "Минусинское городское хозяйство" (далее - МУП г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство") применять установленные ранее для иной регулируемой организации единые предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, не устанавливая тарифы в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", чем нарушает их права, как жителей п. Шушенское и потребителей услуг МУП г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство", поскольку при расчете тарифа для ООО "Аэросити - 2000" учитывалась расчетная предпринимательская прибыль и иные показатели, не подлежащие учету при расчете тарифа для МУП г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство", величина которого должна определяться исходя из конкурсной документации.
Решением Красноярского краевого суда от 27 декабря 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, признан недействующим с 28 мая 2020 года приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 19 декабря 2019 года N 1219-в "О продлении срока действия тарифов, установленных Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 г. N 694-в "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора но обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (г. Москва. ИНН N) по Минусинской технологической зоне" в части, допускающей возможность применения тарифов, установленных данным приказом, к иным региональным операторам помимо общества с ограниченной ответственностью "Аэросити- 2000" и его правопреемников.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо муниципальное унитарное предприятие города Минусинска "Минусинское городское хозяйство", не соглашаясь с состоявшимся судебным актом, просит его отменить.
В обоснование указывает, что применение МУП г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство" в соответствии с оспариваемым приказом тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, ранее установленного для ООО "Аэросити-2000", является законной и обоснованной мерой, не ведет к получению предприятием неосновательного обогащения и не нарушает прав граждан, проживающих на территории Минусинской технологической зоны.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции, признав оспариваемый приказ недействующим, должен был возложить обязанность на административного ответчика принять новый нормативный акт, заменяющий признанный недействующим.
В представленных возражениях министерство тарифной политики Красноярского края соглашается с доводами апелляционной жалобы, за исключением вывода о необходимости возложения на министерство тарифной политики Красноярского края обязанности.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле, представлены письменные возражения, в которых он полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ определено, что предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство), утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03 июля 2018 года N 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в части государственного регулирования тарифов.
Пунктом 3.16 данного Положения к компетенции Министерства отнесено утверждение тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка опубликования и правил введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее - Методические указания), Согласно пункту 2 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами. Государственному регулированию, в числе прочих, подлежит единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 05 июля 2018 года между ООО "Аэросити - 2000" и министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края заключено соглашение N 10 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны.
Приказом от 11 декабря 2018 года N 694-в на период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года были установлены единые предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Аэросити-2000" по Минусинской технологической зоне.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 января 2019 года (дело N АЗ3-26957/2018), оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2019 года, вышеуказанное соглашение от 05 июля 2018 года N 10 признано недействительным, в связи с чем статус ООО "Аэросити-2000" в качестве регионального оператора по Минусинской технологической зоне был прекращен.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 41 Правил обращения е твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого Приказа от 19 декабря 2019 года N 1219-в, которым продлен срок действия тарифов, установленных Приказом от 11 декабря 2018 года N 694-в, до момента утверждения новому региональному оператору тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, явилось то обстоятельство, что на начало нового периода тарифного регулирования не был определен новый региональный оператор по Минусинской технологической зоне.
По результатам конкурсного отбора приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 28 мая 2020 года N 77/822-од МУП г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны.
В соответствии с пунктом 3.2 соглашения N 22 от 28 мая 2020 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны, заключенного между министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и МУП г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство", региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по соглашению в полном объеме с момента утверждения тарифа, но не позднее 01 сентября 2020 года.
Пунктом 4 Правил регулирования установлено, что тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев и в течение этого срока не пересматриваются. Действия настоящего пункта не распространяется на решения органов регулирования об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае присвоения организации статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт "е" пункта 4 Правил регулирования).
Согласно пункту 15 Правил регулирования для организации, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 01 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования в отношении организации - правопреемника регулируемой организации, которая в полном объеме приобрела ее права и обязанности, до утверждения в установленном порядке тарифов применяются тарифы, установленные для указанной регулируемой организации.
При таком положении, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действующее законодательство не позволяет вновь определенному региональному оператору применять тарифы, ранее установленные для иной регулируемой организации, за исключением случая применения ранее установленных тарифов правопреемником регулируемой организации.
Из материалов административного дела и объяснений представителя заинтересованного лица МУП г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство", данных им в суде апелляционной инстанции, следует, что с 01 июня 2020 года МУП г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство" фактически приступило к исполнению обязательств регионального оператора по соглашению N 22 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны.
Как установлено судом, единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей МУП г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство" в соответствии с требованиями законодательства до настоящего времени не установлен, МУП г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство", не являясь правопреемником ООО "Аэросити - 2000", в расчетах с потребителями использует тарифы установленные Приказом от 11 декабря 2018 года N 694-в для ООО "Аэросити - 2000", срок действия которых был продлен оспариваемым Приказом от 19 декабря 2019 года N 1219-в на неопределенный срок - до установления тарифов новому региональному оператору.
Поскольку Приказом от 19 декабря 2019 года N 1219-в момент окончания срока действия тарифа определяется не календарной датой, периодом времени либо событием, которое должно неизбежно наступить, а обстоятельством, наступление которого зависит от действий регионального оператора и органа регулирования, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данный оспариваемый нормативный правовой акт допускает возможность применения тарифа для иных региональных операторов помимо ООО "Аэросити-2000" и его правопреемников, что в свою очередь противоречит выше приведенным требованиям действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы со ссылками на нормы Основ ценообразования, позволяющие применять организации получившей статус регионального оператора ранее установленный тариф для регионального оператора досрочно прекратившего деятельность, основаны на неверном толковании норм материального права.
Утверждение апеллянта о том, что суд первой инстанции не возложил на административного ответчика обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт не основано на положениях части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку возложение такой обязанности является правом суда.
К тому же, обязанность министерства тарифной политики Красноярского края установить МУП г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство" соответствующий тариф вытекает из положений законодательства в сфере тарифного регулирования, а не в следствии признания Приказа от 19 декабря 2019 года N 1219-в недействующим и возникновения недостаточной правовой урегулированности.
Вместе с тем, определяя дату с которой оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим, суд первой инстанции счел необходимым определить ее с 28 мая 2020 года, то есть с даты присвоения статуса регионального оператора МУП г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство", заключения с последним соглашения N 22 и, как полагал суд, с даты начала исполнения обязанностей по данному соглашению.
Однако, материалами административного дела подтверждается, что МУП г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство" фактически приступило к исполнению обязательств регионального оператора с 01 июня 2020 года, при этом по 31 мая 2020 года обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами выполняло ООО "Аэросити - 2000", данное обстоятельство также было подтверждено в суде апелляционной инстанции представителем заинтересованного лица.
В этой связи, судебная коллегия, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части определения даты признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, в виду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, то есть на основании пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 27 декабря 2021 года изменить, признав недействующим приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 19 декабря 2019 года N 1219-в "О продлении срока действия тарифов, установленных Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 11 декабря 2018 года N 694-в "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора но обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (г. Москва. ИНН N) по Минусинской технологической зоне" в части, допускающей возможность применения тарифов, установленных данным приказом, к иным региональным операторам помимо общества с ограниченной ответственностью "Аэросити- 2000" и его правопреемников, с 01 июня 2020 года.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 мая 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.