Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Войтко С.Н. и Роженцевой Ю.В.
при секретаре Кадочниковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" на решение Амурского областного суда от 14 февраля 2022 года
по административному делу N 3а-43/2022 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2021 году налоговая база будет определяться как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Амурской области от 25 декабря 2020 года N 1025-ОД.
Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В, объяснения представителя административного истца публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК") обратилось в суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Амурской области, в котором просило признать недействующим приказ от 25 декабря 2020 года N 1025-ОД в части включения пункта 510 (здание с кадастровым номером "данные изъяты") в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2021 году налоговая база будет определяться как их кадастровая стоимость, со дня его принятия (далее - Перечень N 1025-ОД).
В обоснование административных исковых требований указано, что в Перечень N 1025-ОД под пунктом 510 необоснованно включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером "данные изъяты" - здание теплого склада, принадлежащее на праве собственности административному истцу, поскольку фактически оно используется для осуществления основной деятельности гарантирующего поставщика производственного характера на территории муниципального образования город Зея. В нарушение действующего законодательства мероприятия по определению фактического использования указанного объекта недвижимости перед его включением в перечень не проводились, что свидетельствует об отсутствии оснований для включения его в оспариваемый нормативный правовой акт.
Решением Амурского областного суда от 14 февраля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления ПАО "ДЭК" отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на то, что судом вывод о правильном отнесении здания к торговым объектам сделан только на основании данных экспликации технического паспорта без учета иных представленных в материалы административного дела документов и подробного рассмотрения представленного технического паспорта на объект, в том числе непосредственно и самой экспликации. Так, технический паспорт выдан не на торговый объект, а на склад, что следует из его наименования. По экспликации помещения, относящиеся к складским, занимают 60, 6 кв.м, то есть около 50 % площади здания. Иные документы - свидетельство о праве собственности, договор аренды, также опровергают квалификацию объекта недвижимости как торгового. Кроме того, судом не учтены доводы административного истца о его статусе гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Амурской области, который не может осуществлять торговую деятельность. Представленные в материалы административного дела квитанции подтверждают использование здания для размещения сотрудников организации, производящих расчеты за потребленную электрическую энергию, а также принимающих показания приборов учета. Указанные обстоятельства являются безусловным основанием для проведения мероприятий по определению фактического использования спорного объекта.
В письменных возражениях министерство имущественных отношений Амурской области и прокурор, участвовавший в деле, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
В силу подпункта 1 статьи 14 и статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций, являясь региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также закрепляться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что в данном случае включение спорного объекта в перечень произведено в целях налогообложения на 2021 год, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и он полагает, что этим актом нарушаются его права и законные интересы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ПАО "ДЭК" вправе обратиться в Амурский областной суд с требованиями о признании недействующими отдельных положений Перечня N 1025-ОД.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2021 году налоговая база будет определяться как их кадастровая стоимость, утвержден приказом министерства имущественных отношений Амурской области от 25 декабря 2020 года N 1025-ОД.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанный перечень принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Амурской области, уполномоченным на то государственным органом - министерством имущественных отношений Амурской области, в установленной форме - приказа, с соблюдением требований к порядку его принятия, введения в действие и опубликования. Судебная коллегия с учетом представленных доказательств находит данный вывод правильным и обоснованным.
Из материалов административного дела следует, что в Перечень N 1025-ОД под пунктом 510 включено здание с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес", собственником которого является ПАО "ДЭК".
В пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Согласно техническому паспорту на спорный объект недвижимости, составленному Зейским отделением Амурского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нежилое строение, расположенное на адресу: "адрес", состоит из следующих помещений: торговый зал - 62, 5 кв.м, бытовая комната 22 кв.м, сан.узел - 1, 7 кв.м. и подсобное помещение - 36, 9 кв.м. Общая площадь здания - 123, 1 кв.м. Данный документ технического учета является актуальным, что сторонами не оспаривается. Соответственно площадь торгового зала составляет 50, 8 % от общей площади здания.
С учетом изложенного, судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, сделан правильный вывод о соответствии объекта недвижимости критериям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку торговый зал занимает более 20 % от общей площади здания, и правомерности его включения в Перечень.
Доводы административного истца о том, что судом первой инстанции не был подробно исследован технический паспорт, где содержатся сведения о наименовании здания "склад теплый" и о занятии около 50 % его площади складскими помещениями, не учтены иные документы, указывающие на назначение здания для размещения теплого склада, а также не принят во внимание статус административного истца, являющего гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Амурской области, который не может осуществлять торговую деятельность, не имеют значения для настоящего административно-правового спора, так как в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации здание признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов. Необходимость в исследовании иных документов отсутствовала.
Кроме того, из апелляционной жалобы и объяснений представителя ФИО4 следует, что в спорном здании административный истец с использованием кассы осуществляет расчеты за потребленную электрическую энергию, а также принимает показания приборов учета от потребителей, то есть реализует электрическую энергию.
При таких обстоятельствах судебной коллегией отклоняются доводы апеллянта о непроведении обследования на предмет установления вида фактического использования здания с кадастровым номером "данные изъяты" поскольку для включения объекта недвижимости в оспариваемый перечень достаточно того, чтобы он отвечали хотя бы одному из условий, предусмотренных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства административного дела, дал надлежащую оценку имевшимся доказательствам в их совокупности и, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, принял верное решение. Нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Амурского областного суда от 14 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Амурский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 мая 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.