Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Денисова Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую в суд первой инстанции 18 марта 2022 года кассационную жалобу представителя Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития г. Москвы Тетериной Е.В. на решение Московского городского суда от 7 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 января 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества МТО "Лазурь" об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-2295/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя ОАО МТО "Лазурь" Дерюгиной Ж.М, заключение прокурора Слободина С.А, судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" N 67, а также размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлениями Правительства Москвы 28 ноября 2017 года N 911-ПП, 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2018 года, 1 января 2019 года, 1 января 2020 года и 1 января 2021 года.
В пункты 17434 и 17435 Перечня на 2018 год, пункты 18927 и 18926 Перечня на 2019 год, пункты 8341 и 8574 Перечня на 2020 год, пункты 17710 и 17709 Перечня на 2021 год включены нежилые здания с кадастровыми номерами N, общей площадью 2767, 3 кв.м. и N, общей площадью 1639 кв.м. (с 2019 года с кадастровыми номерами N) расположенные по адресу: г. Москва, ул. И. Франко, д. 46 и д. 46, стр. 4.
ОАО МТО "Лазурь" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими перечисленных выше пунктов Перечней на 2018-2021 годы, мотивируя требование тем, что здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Решением Московского городского суда от 7 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 января 2022 года, оспариваемые пункты Перечней на 2018-2021 годы признаны недействующими.
В кассационной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Тетериной Е.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2).
Судами установлено, что вышеуказанные нежилые здания принадлежат ОАО МТО "Лазурь".
В результате ошибки в сведениях ЕГРН в 2018 году они были включены в Перечень под кадастровыми номерами N соответственно.
Данным кадастровым номерам присвоен статус "архивный", с 2019 по 2021 годы они включены в Перечень под кадастровыми номерами N (общей площадью 2767, 3 кв.м.) и 77:07:0004006:2396 (общей площадью 1639 кв.м.).
Нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для эксплуатации территории под склады".
Здания включены в оспариваемые перечни по их фактическому использованию, определенному по результатам проведенного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы обследованию.
Согласно акту Госинспекции по недвижимости от 14 июля 2015 года N 9077370 здание с кадастровым номером N) фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. К офисным помещениям государственными инспекторами отнесено 70, 6% от общей площади здания.
Согласно акту Госинспекции по недвижимости от 18 апреля 2016 года N 9070215 здание с кадастровым номером N фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. К офисным помещениям государственными инспекторами отнесено 100% от общей площади здания.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив данные акты применительно к постановлению Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения", проанализировав их содержание, установили, что в актах не приведены выявленные признаки размещения помещений под офисы, торговые объекты, предприятия общественного питания или бытового обслуживания.
В первом акте содержатся три фотографии склада, помещения столовой и коридора, из которых нельзя определить, что 70, 6% здания используется для соответствующих целей, в акте не приведены подтверждения (фотографии офисов, указателей, рекламных вывесок и др.) наличия в здании офисных помещений, торговых объектов, предприятий бытового обслуживания. Приложенные к акту документы технического учета свидетельствуют о расположении в здании помещений с наименованиями "помещение специальное", "отделение машинное", "кладовая", "помещение для хранения" и вспомогательные (лестницы, коридоры, уборные и т.п.). Согласно договорам аренды помещений в здании в 2018 и 2019 годах под офисы и общественное питание было передано в аренду 19, 8% площади, в 2020-2021 года - 19%.
В последнем отчете содержатся фотографии отдельных помещений здания, из которых также нельзя определить использование 100% площади здания для соответствующих целей. В большинстве фотографий изображены помещения общего назначения (лестницы, коридоры, холл, туалеты, технический подвал), складские помещения либо пустые помещения. Отсутствуют изображения фасада здания с вывесками и указателями. Приложенные к акту документы технического учета свидетельствуют о расположении в здании помещений с наименованиями "мастерская", "подсобное помещение", "комната отдыха" и вспомогательные помещения. При этом технический подвал занимает 33% площади здания, что противоречит заключению акта о том, что 100% площади здания - офисы. Согласно договорам аренды помещений в здании в 2018 году под офисы передано 1, 1% площади здания, в 2019 и 2020 года - 8, 1%, в 2021 году - 9, 9%.
Установив эти обстоятельства, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что спорные нежилые здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
В кассационной жалобе приводятся доводы о том, что акты Госинспекции по недвижимости от 8 октября 2021 года N 91220251/ОФИ и N 91220244/ОФИ об использовании в первом здании 58, 08% площади для размещения офисов и объектов общественного питания, во втором здании - 55, 86% площади для размещения офисов полностью подтверждают выводы актов от 14 июля 2015 года N 9077370 и от 18 апреля 2016 года N 9070215.
Однако эти акты от 8 октября 2021 года не могут быть приняты во внимание, поскольку не относятся к спорным по рассматриваемому делу налоговым периодам.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о том, что в соответствии с пунктом 3.9 Порядка административный истец не обращался в Департамент в целях повторного проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий, не могут повлиять на правильность выводов судов первой и второй инстанций относительно критической оценки актов Государственной инспекции по недвижимости г. Москвы от 14 июля 2015 года и 18 апреля 2016 года, соответствующей нормам процессуального права и не противоречащей положениям материального права.
Эти доводы фактически сводятся к несогласию с выводами судов по оценке названных актов Госинспекции, т.е. направлены на переоценку доказательства, представленного суду, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего административного дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, поэтому обжалуемые судебные постановления следует признать законными и обоснованными.
Кассационная жалоба не содержит новых доводов, которые не были бы предметом проверки нижестоящих судов, не согласиться с выводами которых судебная коллегия оснований не усматривает.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 7 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития г. Москвы Тетериной Е.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Ю.А. Денисов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 мая 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.