Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи: Аксеновой О.В, судей: Ионовой А.Н, Кудри В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по кассационной жалобе Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
на решение Кировского районного суда города Ярославля от 08 июля 2021 года и дополнительное решение Кировского районного суда города Ярославля от 21 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 16 декабря 2021 года
гражданское дело по иску Ярославского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области о возложении обязанности по выполнению требований законодательства о безопасности эксплуатации маломерных судов.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бойко В.М, судебная коллегия
установила:
Ярославский транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области, с учетом уточнений просил о возложении обязанности обеспечить набором карт топографических: Центр ГИМС ГУ МЧС России по Ярославской области (1 штука), Инспекторское отделение города Ярославля (1 штука), Инспекторский участок города Переславля (1 штука), Инспекторский участок города Ростов (1 штука), Инспекторский участок города Углича (1 штука), Инспекторский участок города Пошехонье (1 штука), Инспекторский участок села Брейтово (1 штука); обеспечить картплоттерами типа "СНАКТ - МА8ТЕК 169С8" с набором карт (навигационных) по району плавания: Центр ГИМС ГУ МЧС России по Ярославской области (1 штука), Инспекторское отделение города Ярославля (1 штука), Инспекторский участок города Ростова (1 штука), Инспекторский участок города Углича (1 штука), Инспекторский участок города Пошехонье (1 штука), патрульным группам Инспекторского отделения города Ярославль (2 штуки); обеспечить эхолотами типа "РГ 120 ТМ": Инспекторское отделение города Ярославль (1 штука), Инспекторское отделение города Рыбинска (1штука) Инспекторский участок города Ростова (1 штука), Инспекторский участок города Углича (1 штука), Инспекторский участок города Пошехонье (1 штука); обеспечить радарами для измерения скорости маломерного судна: Инспекторское отделение города Ярославля (2 штуки), Инспекторское отделение города Рыбинска (2 штуки), Инспекторский участок города Переславля (2 штуки), Инспекторский участок города Ростова (2 штуки), Инспекторский участок города Углича (1 штуки), Инспекторский участок города Пошехонье (2 штуки), Инспекторский участок села Брейтово (2 штуки), патрульным группам Инспекторского отделения города Ярославль (2 штуки), патрульной группе Инспекторского отделения
города Рыбинска (1 штука), группе технического надзора отделение города Ярославля (1 штука), группе технического надзора отделение города Рыбинска (1 штука); обеспечить портативными ОР8-навигаторами 30 патрульных судов Центра ГИМС ГУ МЧС России по Ярославской области.
Решением Кировского районного суда города Ярославля от 08 июля 2021 года и дополнительным решением Кировского районного суда города Ярославля от 21 октября 2021 года, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 16 декабря 2021 года, исковые требования удовлетворены:
на Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области возложена обязанность обеспечить набором карт топографических: Центр ГИМС Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (1 шт.), Инспекторское отделение г.Ярославля (1 шт.), Инспекторский участок г.Переславля (1 шт.), Инспекторский участок г.Ростов (1 шт), Инспекторский участок г.Углича (1 шт.), Инспекторский участок г.Пошехонье (1 шт.), Инспекторский участок с.Брейтово (1 шт.);
на Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области возложена обязанность обеспечить Картплоттера типа "СНАКТ - МА8ТЕК 169С8" с набором карт (навигационных) по району плавания: Центр ГИМС Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (1 шт), Инспекторское отделение г.Ярославль (1 шт.), Инспекторский участок г.Ростов (1 шт.), Инспекторский участок г.Углича (1 шт.), Инспекторский участок г.Пошехонье (1 шт.), патрульным группам Инспекторского отделения г.Ярославль (2 шт.);
на Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области возложена обязанность обеспечить Эхолотом типа "РР 120 ТМ": Инспекторское отделение г.Ярославль (1 шт.), Инспекторское отделение г.Рыбинск (1шт.), Инспекторский участок г.Ростов (1 шт.), Инспекторский участок г.Углича (1 шт.), Инспекторский участок г.Пошехонье (1 шт.);
на Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области возложена обязанность обеспечить радарами для измерения скорости маломерного судна: Инспекторское отделение г.Ярославля (2 шт.), Инспекторское отделение г.Рыбинска (2 шт.), Инспекторский участок г.Переславля (2 шт.), Инспекторский участок г.Ростов (2 шт.), Инспекторский участок г.Углича (1 шт.), Инспекторский участок г.Пошехонье (2 шт.), Инспекторский участок с.Брейтово (2 шт.), патрульным группам Инспекторского отделения г.Ярославль (2 шт.), патрульной группе Инспекторского отделения г.Рыбинск (1 шт.), группе технического надзора отделение г.Ярославля (1 шт.), группе технического надзора отделение г.Рыбинск (1 шт.);
на Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области возложена обязанность обеспечить портативными ОРЗ навигаторами 30 патрульных судов Центра ГИМС Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области";
на Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области возложена обязанность устранить выявленные нарушения в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области просило отменить решение, дополнительное суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку считает, что суды неправильно установили имеющие значение для дела обстоятельства, неправильно определили и применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения; нарушен принцип разделения властей понуждением подразделения Главного управления к выделению финансирования ограничиваются права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Главного управления, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа : ГУ МЧС России.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность решения и дополнительного решения суда первой инстанции и апелляционного определения, кассационный суд пришел к следующему.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.07.2020 N487 утверждены Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации (далее - Правила N487), исходя из п.8 которых, каждое маломерное судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.
В соответствии с п. 7 ст. 25 ВК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.01.2018 N 19 (далее -ППВВПN 19).
Судно на участках пути, где скорость движения ограничена, в соответствии с требованиями правил движения и стоянки судов, должно двигаться со скоростью, не превышающей установленного ограничения (п. 131 ППВВП N 19).
В целях совершенствования технической оснащенности, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России от 09.08.2005 N 618, утверждены типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
В разделе X типовых норм обеспечения ГИМС МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 09.08.2005 года N618, ГИМС МЧС России, приведен перечень навигационного оборудования, которым должны быть оснащены плавсредства ГИМС МЧС России:
набор карт топографических (в количестве 1 в Центр ГИМС, 1 в Инспекторское отделение, 1 в Инспекторский участок);
Картплоттера типа "СНАКТ - МА8ТЕК 169С8" с набором карт (навигационных) по району плавания (в количестве 1 в Центр ГИМС, 1 в Инспекторское отделение, 1 в Инспекторский участок, 1 в группу патрульной службы, 2 в учебный центр ГИМС);
Эхолот типа "ГР 120 ТМ" (в количестве 2 в Инспекторское отделение, 1 в Инспекторский участок, 2 в учебный центр ГИМС); Портативный ОР8 навигатор (в количестве 1 штуки на каждое патрульное судно, и 2 штуки в учебный центр ГИМС).
В структуру ГУ МЧС по Ярославской области входит Центр ГИМС, состоящий из Инспекторского отделения города Ярославля, Инспекторского отделения города Рыбинска, Инспекторского участка города Переславля, Инспекторского участка города Ростова, Инспекторского участка города Углича, Инспекторского участка города Пошехонье, Инспекторского участка села Брейтово. По одной группе технического надзора и регистрационной и экзаменационной работы имеется в инспекторских отделениях города Ярославля и города Рыбинска. 3 патрульные группы расположены в Инспекторском отделении города Ярославля и одна патрульная группа расположена в Инспекторском отделении города Рыбинске.
Из материалов дела следует и судом установлено, что при проведении Ярославским транспортным прокурором Северо - Западной транспортной прокуратуры проверки Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Ярославской области на предмет исполнения учреждением законодательства об обеспечении безопасности судоходства было установлено, что Картплоттеры типа "СНАRТ - МАSТЕR 169СS" с набором карт (навигационных) по району плавания имеются только в Инспекторском отделении города Рыбинска (2 штуки) с учетом патрульной группы, инспекторском участке села Брейтово и инспекторском участке города Переславля;
эхолоты типа "FF 120 ТМ" имеется только в Инспекторском отделении города Рыбинска (1 штука), в Инспекторском отделении города Ярославля (1 штука), села Брейтово (1 штука), и инспекторском участке города Переславля (1 штука);
радары для измерения скорости маломерного судна имеется только в инспекторских отделениях города Рыбинска и города Ярославля, а также инспекторском участке города Углича;
портативные GРS - навигаторы имеются только в Инспекторском отделении города Рыбинска (2 штуки), Инспекторском отделении города Ярославля (2 штуки), инспекторском участке села Брейтово и инспекторском участке города Переславля.
Принимая указанное выше решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 23 Водного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении иска, исходя из того, что ответчиком допущены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности судоходства, выразившиеся в отсутствии в Центре ГИМС ГУ МЧС России по Ярославской области, инспекторских отделениях города Ярославля и города Рыбинска и инспекторских участках Ярославской области необходимого вспомогательного оборудования и инструментов, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц; дополнительным решением суда на ответчика возложена обязанность устранить выявленные нарушения в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции и дополнительного решения по доводам апелляционной жалобы не установила.
Доводы кассационной жалобы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не опровергают выводов суда первой инстанции и апелляционной инстанции, соответствующих фактическим обстоятельствам дела, основанных на исследованных по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в оспариваемых судебных постановлениях; выражают несогласие с установленными по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, направлены на их переоценку, что на стадии кассационного производства по делу не представляется возможным, исходя из полномочий кассационного суда общей юрисдикции, определенных статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, положения части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших за собой какого-либо нарушения прав и законных интересов заявителя жалобы, оснований для отмены оспариваемого решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Ярославля от 08 июля 2021 года и дополнительное решение Кировского районного суда города Ярославля от 21 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 16 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.