Московский городской суд в составе: судьи
Хорлиной И.О, при помощнике судьи
Асфалиди Ю.А, с участием прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры города Москвы
Хамутовского Ф.Ф, адвоката
Соркина П.О, предоставившего удостоверение N... и ордер N... от 17 мая 2022 года, рассмотрел в открытом судебном заседании материал по апелляционному представлению старшего помощника Чертановского межрайонного прокурора г. Москвы на постановление Чертановского районного суда города Москвы от 15 апреля 2022 года, которым
Абдуллоеву Б... Ж..,.., судимости проверяются, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 168 УК Республики Узбекистан, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 1 месяц, то есть до 13 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Хорлиной И.О, выслушав мнение прокурора Хамутовского Ф.Ф, поддержавшего доводы апелляционного представления и просившего постановление изменить по доводам представления, пояснения адвоката Соркина П.О, возражавшего против доводов апелляционного представления, суд апелляционной инстанции
установил:
13 октября 2021 года следователем СО при ОВД г.Термез Абдуллоеву Б.Ж. заочно предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч.2 ст.168 УК Республики Узбекистан, он объявлен в розыск и судом заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ Абдуллоев Б.Ж. задержан 14 апреля 2022 года.
14 апреля 2022 года в Чертановский районный суд г. Москвы поступило ходатайство и.о. Чертановского межрайонного прокурора г. Москвы об избрании в отношении обвиняемого Абдуллоева Б.Ж. меры пресечения в виде заключения под стражу, на 40 дней - до 22 мая 2022 года, для обеспечения возможности его выдачи правоохранительным органам Республики Узбекистан.
Постановлением суда от 15 апреля 2022 года ходатайство прокурора удовлетворено частично, обвиняемому Абдуллоеву Б.Ж. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 1 месяц, то есть до 13 мая 2022 года.
В апелляционном представлении старший помощник Чертановского межрайонного прокурора г. Москвы Сафиулин Д.А, не оспаривая выводы суда об избрании в отношении Абдуллоева меры пресечения в виде заключения под стражу, указывает на то, что из протокола в Конвенции от 28 марта 1997 года следует, что лицо, взятое под стражу согласно п.1 ст.61 Конвенции от 22 января 1993 года, должно быть освобождено, если требование о его выдачи не поступит в течении 40 дней со дня взятия под стражу, в связи с чем, меру пресечения Абдуллоеву необходимо избрать на 40 дней. Просит постановление суда изменить и срок содержания под стражей Абдуллоеву установить на 40 дней, то есть до 22 мая 2022 года.
Проверив представленные материалы, выслушав мнения участников процесса, обсудив доводы апелляционного представления, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 года и п. 1 ч. 3 ст. 462 УПК РФ, договаривающиеся стороны обязуются в соответствии с условиями, предусмотренными настоящей Конвенцией, по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой Договаривающихся Сторон является наказуемым и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
В соответствии со ст. 462 УПК РФ Российская Федерация может выдать иностранному государству иностранного гражданина для уголовного преследования за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче.
В силу ч. 1 ст. 466 УПК РФ применение заключения под стражу к лицу, в отношении которого решается вопрос о его выдаче по запросу иностранного государства для уголовного преследования, если не представлено решение судебного органа этого государства об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, допускается лишь по судебному постановлению, принятому на основании ходатайства прокурора в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК РФ.
Из представленных материалов следует, что ходатайство об избрании в отношении обвиняемого Абдуллоева Б.Ж. меры пресечения в виде заключения под стражу представлено в суд надлежащим должностным лицом прокуратуры, оно соответствует требованиям ст. ст. 109, 462, 466 УПК РФ и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированной Российской Федерацией 10 декабря 1994 года.
Решая вопрос по заявленному ходатайству, суд установилневозможность применения в отношении Абдуллоева Б.Ж. иной меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, поскольку Абдуллоев Б.Ж. обвиняется в совершении преступления, наказуемого не только по законодательству Республики Узбекистан, но и по законодательству РФ лишением свободы на срок до шести лет, по которому не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, как по законодательству Российской Федерации, так и Республики Узбекистан, а также то, что Абдуллоев Б.Ж. постоянного места жительства на территории РФ не имеет, скрылся от правоохранительных органов Республики Узбекистан, в связи с чем он был объявлен в розыск. При этом сведений о том, что Абдуллоев Б.Ж. обращался в УФМС России с заявлением о приобретении гражданства РФ, в материалах дела не имеется.
Выводы суда о наличии оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Абдуллоева Б.Ж. на период решения вопроса об экстрадиции и невозможности избрания в отношении него иной меры пресечения, в постановлении суда надлежащим образом мотивированы и основаны на представленных материалах дела, подтверждающих обоснованность принятого решения, с учетом личности, характера общественной опасности инкриминируемого деяния, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст.168 УК Республики Узбекистан, а также нахождения его в розыске. Не согласиться с данными выводами суда у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Данных о том, что в отношении Абдуллоева Б.Ж. решается вопрос о предоставлении ему статуса беженца в Российской Федерации в материале не имеется и суду апелляционной инстанции не представлено. Также не имеется сведений и о том, что Абдуллоев Б.Ж. преследуется по политическим мотивам или религиозным убеждениям, либо наделен статусом вынужденного переселенца.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения Абдуллоеву Б.Ж. меры пресечения в виде заключения под стражу на иную меру пресечения либо для ее отмены.
Документов, свидетельствующих о наличии у Абдуллоева Б.Ж. заболеваний, препятствующих его содержанию в условиях следственного изолятора, в представленном материале не содержится.
Каких-либо нарушений норм УПК РФ, а также нарушений прав, предусмотренных Конституцией РФ и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, влекущих отмену постановления суда судом первой инстанции не допущено.
В тоже время постановление суда подлежит изменению по доводам апелляционного представления.
При исчислении судом срока содержания обвиняемого Абдуллоева Б.Ж. под стражей судом допущено нарушение требований ч. 1 ст. 62 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г, а также не приняты во внимание разъяснения, данные в п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 14.06.2012 г. N 11, в соответствии с которыми, если запрашивающее государство является участником Протокола от 28.03.1997 г. к вышеуказанной Конвенции, срок содержания лица под стражей до получения запроса о выдаче не может превышать сорок дней, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает необходимым внести в постановление суда соответствующее изменение об уточнении срока содержания Абдуллоеав Б.Ж. под стражей, при этом исчисляя данный срок с момента его процессуального задержания.
В остальном постановление суда 1-й инстанции об избрании в отношении Абдуллоева Б.Ж. меры пресечения в виде заключения под стражу является соответствующим требованиям ст. ст. 108, 466 УПК РФ и положениям ст. 60 Международного договора Российской Федерации - Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, регламентирующих разрешение судом данного вопроса, т.е. является законным, обоснованным и мотивированным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.17, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Чертановского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2022 года, которым обвиняемому
Абдуллоеву Б... Ж... избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 1 месяц, то есть до 13 мая 2022 года изменить:
- считать избранной
Абдуллоеву Б... Ж... меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на 40 дней, т.е. до 22 мая 2022 года, включительно.
В остальном постановление суда оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора удовлетворить.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.